Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Искусство и художественная жизнь 1870 - начала 1890-х гг.



Формирование и развитие критического реализма.

Новые задачи искусства. Преимущественное развитие станковых форм как более отвечающих задачам отражения социальной действительности и ее критики. Нарас­тание в настоящее время интереса к изучению русского искусства второй половины XIX в. Основные этапы его изучения. Вклад современных ученых в углубление про­блематики исследуемого периода.

Реформа Академии художеств 1859 г. Внутренние противоречия в Академии худо­жеств и в ее политике по отношению к художникам реалистического направления. "Бунт 14-ти" - первый открытый протест передовых русских художников против догматизма консервативного искусства. Организация Санкт-Петербургской артели художников. Ее история и значение.

Сатирическая графика 1860-х гг., ее политическая заостренность. Журналы "Ис­кра" и "Гудок". Карикатуры Н.А. Степанова (1807-1877), Н.В. Иевлева (1835-1866). Творчество П.М. Шмелькова (1819-1890), выдающегося мастера бытовой сатиры, П.М. Боклевского (1816-1897).

Традиции искусства В.Г. Венецианова, К.П. Брюллова, П.А. Федотова, А.А. Ивано­ва в искусстве 1850-х - начала 1860-х гг. Преимущественное развитие бытового жан­ра. Его художественные особенности, связь с литературой (А.Н. Островский, Г.И. Ус­пенский) и публицистикой. Обличение власть имущих и сочувствие обездоленным в искусстве 1860-х-гг. Произведения А.Л. Юшанова (1840-1866) - "Проводы начальника"(1864); И.М. Прянишникова(1840-1894)-"Шутники"(1865); В.И. Якоби(1834-1902) - "Привал арестантов" (1861); В.В. Пукирева (1832-1890) - "Неравный брак" (1862); Н.В. Неврева (1830-1904) - "Торг" (1866) и "Воспитанница" (1867).

Л.И. Соломаткин (1837-1883). Две линии его творчества: лирическая - "По кана­ту" (1866), "Артисты на привале" (1869), "Странствующие музыканты" (1872) и гро­тесковая - "Славильщики-городовые" (1864), "Свадьба" (1872), "Ряженые" (1873).

В.Г.Перов (1834-1882)- крупнейший мастер критического реализма в русской живописи 1860-х гг., представитель передвижничества 1870-х гг. Работа над созда­нием типических образов. Обличение духовенства и купечества в картинах Перова: "Сельский крестный ход на Пасхе" (1861), "Проповедь на селе" (1860, "Приезд гувернантки в купеческий дом" (1868) и др. Изображение русских крестьян и городс­кой бедноты, детская тема; эмоциональная выразительность художественного обра­за: "Проводы покойника" (1865), "Тройка" (1868), "Утопленница" (1867), "После­дний кабак у заставы" (1868). Портретное творчество Перова. Глубина социальной и психологической характеристики в портретах А.Н. Островского (1871), Ф.М. Досто­евского (1872) и др. Жанровая и историческая живопись 1870-1880-х гг. (картины "Птицелов", "Охотники на привале", "Суд Пугачева", "Никита Пустосвят или спор о вере"). Литературные произведения Перова. Перов-педагог.

Новое понимание исторической живописи в 1860-х гг., складывающееся под вли­янием развивающегося реализма. К.Д. Флавицкии (1830-1866),его картина "Княжна Тараканова" (1864).

В.Г. Шварц (1838-1869) как предшественник передвижников в области историко-психологической картины. Картон "Иван Грозный у тела убитого им сына" (1861). Стремление Шварца к точному воспроизведению бытового облика эпохи, проник­новенное ощущение исторического пейзажа: "Вешний царский поезд на богомолье" 1868).

 

Искусство и художественная жизнь 1870 - начала 1890-х гг.

Товарищество передвижных художественных выставок. Организация Товарище­ства. Первая выставка передвижников в 1871 г. Ее состав и цели. Основные этапы истории Товарищества передвижников.

И.Н. Крамской и В.В. Стасов - идеологи передвижничества, последователи мате­риалистической эстетики русских революционных демократов.

И.Н. Крамской (1837-1887). Эстетические взгляды. Выдающееся значение И.Н. К­рамского как воспитателя русских художников. Крамской - критик. Эпистолярное наследие и общественная деятельность Крамского.

Картина "Христос в пустыне" (1872), выражение в ней демократической идеи граж­данского долга, самопожертвования во имя блага народа. Жанрово-психологические произведения - "Осмотр старого дома" (1873), "Неутешное горе" (1884) и др.

Крамской-портретист. Работа над созданием образа разночинца. Галерея портре­тов выдающихся современников: Л.Н. Толстой (1873). И.И. Шишкин (1873), Н.А. Нек­расов (1877), А.Д. Литовченко (1878). Образы русского крестьянства: "Полесовщик" (1874), "Мина Моисеев" (1882).

В.В.Стасов (1824-1906) - выдающийся ученый, художественный критик-демок­рат. Публицистическая заостренность критических работ Стасова. Его активная борь­ба против рутины и консерватизма за передовое демократическое национальное рус­ское искусство. Отношение Стасова к исторической картине, русскому искусству XVIII в. и рубежа Х1Х-ХХ вв. Творческая дружба Стасова с передовыми художниками.

Основание П.М.Третьяковым(1832-1898) галереи русской живописи. Роль Тре­тьякова в развитии русского реалистического искусства.

 

Художественное образование во второй половине XIX в.Противоречивая роль Академии художеств как официального художественного центра страны; педагоги­ческий метод, система обучения.

Художник-педагог П.П. Чистяков (1832-1919) - учитель В.И. Сурикова, В.М. Вас­нецова, В.А. Серова, М.А. Врубеля и др. Особенности педагогического метода Чис­тякова.

Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Роль педагогов передвижни­ков: В.Г. Перова, А.К. Саврасова, В.Д. Поленова, В.Е. Маковского и др., а позже А.Е. Архипова, В.А. Серова, К.А. Коровина в воспитании художников. Расширение сети ху­дожественных училищ в провинции

Н.Н. Ге (1831-1894). Противоречивый характер и своеобразие творчества Ге. По­иски психологического решения морально-философских проблем в картине "Тай­ная вечеря" (1863). Участие Ге в организации Товарищества передвижников. Его картина "Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе" (1871) -высшее достижение Ге в сфере исторической живописи. Значение этой картины в русском искусстве. Исторические полотна "Екатерина II у гроба императрицы Ели­заветы Петровны" (1874), "Пушкин в селе Михайловском" (1875). Блестящее мас­терство Ге-портретиста (портреты А.И. Герцена - 1867, Л.Н. Толстого - 1884, Н.И. Петрункевич - 1893 и др.). Пейзажи Ге. Сближение с Толстым, работа над религиоз­но-этическими темами. Новизна творческих исканий Ге в картинах "Что есть исти­на?" (1890), "Голгофа" (1893), "Распятие" (1893-1894) и др.

Бытовой жанр в искусстве 1870-1880 гг. Расцвет демократической культуры в 1870-1880-е гг. Бытовая картина как один из ведущих жанров демократической жи­вописи этого периода.

Глубокое знание передвижниками-жанристами народной жизни. Положительный образ в живописи передвижников. Создание передвижниками собирательных типи­ческих образов представителей различных социальных групп. Социальный конф­ликт в произведениях передвижников. Народная жизнь и революционно-демократи­ческое движение в картинах передвижников. Углубление психологических начал в изображении человека.

Художественные особенности произведений бытового жанра передвижников, раз­витие новых средств художественной выразительности.

Крестьянская тема в творчестве Г.Г. Мясоедова (1835-1911)- "Земство обедает" (1872), "Косцы. Страда" (1887); В.М. Максимова (1844-1911) - "Приход колдуна на крестьянскую свадьбу" (1875), "Семейный раздел" (1876); И.М. Прянишникова (1840-1894) - "Порожняки" (1872), "Спасов день на севере" (1887).

Выражение К.А. Савицким (1844-1905) драматизма пореформенной жизни крес­тьян, яркая и многообразная трактовка образов ("Ремонтные работы на железной дороге" - 1874, "Встреча иконы" - 1878, "Проводы на войну" - 1880-1888),

В.Е. Маковский (1846-1920)как мастер бытового жанра, раскрывающего жизнь различных слоев русского общества. Разработка им картины-повествования ("Крах банка" - 1881, "Свидание" - 1883 и др.). Социальный смысл картины "На бульваре" (1886-1887). Революционная тема в творчестве Маковского ("Вечеринка" и др.). Портретная живопись В.Е. Маковского.

Н.А. Ярошенко (1846-1898). Глубина в изображении социальной действительнос­ти. "Кочегар" (1878) - первый в русской живописи образ индустриального рабочего, особенности его трактовки, оценка картины И.Н. Крамским и В.М. Гаршиным. Гале­рея образов революционно-демократической интеллигенции ("Студент" -1881, "Кур­систка" - 1883 и др.). Портретные работы Ярошенко: П.А. Стрепетовой -1884 и др. Революционная тема в картинах Ярошенко ("У Литовского замка" - 1881, "Заклю­ченный" - 1878, "Всюду жизнь" - 1888 и др.). 4

Отражение различных сторон российской действительности в творчестве А.И. Корзухина (1835-1894) - "Перед исповедью" (1877); Ф.С. Журавлева (1836-1901) - "Ку­печеские поминки" (1876), "Перед венцом" (1874).

И.Е. Репин (1844-1930) - великий русский художник-реалист, выразитель передо­вых демократических идей передвижничества, создавший в своем творчестве широ­кую яркую картину жизни русского народа в пореформенную эпоху.

Занятия в Академии. Ранние портреты. Формирование мировоззрения Репина под влиянием идей великих русских просветителей и революционных демократов. Воз­действие на Репина взглядов И. Крамского и В.В. Стасова. Картина "Воскрешение дочери Иаира" (1871).

Картина "Бурлаки на Волге" (1870-1873). Идейное содержание и общественное значение картины, ее художественные особенности.

Пребывание Репина за границей. Изучение классического наследия и современ­ной живописи. Попытка создания картины на тему жизни Парижа ("Парижское кафе" - 1875) и русской былины ("Садко" -1876). Возвращение в Россию. "Протодиакон" (1877), "Крестный ход в Курской губернии" (1880-1883) - эпопея народной жизни пореформенной России. Показ социальных противоречий в типических образах. Живописное и композиционное мастерство Репина.

Революционная тема в творчестве И.Е. Репина и ее раскрытие с передовых граж­данских позиций - "Под конвоем" (1876), "Отказ от исповеди" (1879-1885), "Арест пропагандиста" (1880-1892), "Не ждали" (1884-1888). Композиционные и живопис­ные особенности произведений Репина, их новаторский характер.

Историческая картина в творчестве Репина, и ее связь с демократическими идея­ми эпохи: "Царевна Софья Алексеевна" (1879), "Иван Грозный и сын его Иван" (1885), "Запорожцы пишут письмо турецкому султану" (1878-1891). Творческий метод Репина в работе над этими картинами.

И.Е. Репин - автор галереи портретов передовых представителей русской нации. Единство индивидуального и типического в портретных характеристиках Репина. Портреты М.П. Мусоргского (1881), П.А. Стрепетовой (1882), В.В. Стасова (1883), Л.Н. Толстого (1887) и др.

Портретный жанр - один из ведущих на выставках передвижников. Индивидуаль­ное и типическое в портретах второй половины XIX в. Положительный образ героя времени. Его особенности в портретах Перова, Крамского, Репина, Ярошенко и др. Утверждение высоконравственного гражданского идеала. Критические ноты в пор­третах людей антидемократического лагеря. Типологические признаки русского пор­трета. Связь портрета и картины в системе жанров. Портрет-картина как итог этой связи.

Творчество Репина в 1890-х и 1900-х гг. "Торжественное заседание Государствен­ного совета" (1901-1903). Репин как выдающийся мастер рисунка. Яркая самобыт­ность таланта Репина и глубокое освоение им великих реалистических традиций русской и мировой художественной культуры. Высокая оценка им классической жи­вописи, критика декадентских тенденций.

Репин как педагог, воспитавший плеяду ведущих художников-реалистов, явившихся продолжателями реалистических традиций и в советском искусстве.

В.И. Суриков (1848-1916) - великий исторический живописец, художник народ­ных движений, исторических драм и героических подвигов народа. Понимание В.И.­Суриковым истории как процесса борьбы нового с отживающим старым, больших трагедийных конфликтов. Народ - главная движущая сила истории в его картинах. Образное раскрытие трагических противоречий в народных движениях прошлого. Выражение в произведениях Сурикова передовых идей своего времени. Роль сибир­ских впечатлений в творчестве Сурикова.

Занятия в Академии художеств. Переезд в Москву. Картины "Утро стрелецкой каз­ни" (1881), "Меншиков в Березове" (1883); глубокое раскрытие художником образов людей петровской эпохи. Заграничная поездка, глубокое постижение мировой клас­сики, увлечение Веласкесом, венецианцами ХУ1-ХУ11 вв.

Картина "Боярыня Морозова" (1887) как одно из самых высоких созданий Сури­кова. Идейное содержание произведения; историзм. Актуальность картины для 1880-1890-х гг. Композиционное и живописное мастерство. Процесс работы Сурикова над историческими композициями. Собирание исторических материалов, изучение на­родных типов, русской природы и народного творчества. От замысла - к воплоще­нию. Особенности суриковской композиции и живописи: творческое освоение им венецианских и испанских традиций и подлинно народный, национальный характер суриковского колорита. Высказывания В.И. Сурикова по вопросам искусства и худо­жественного мастерства. Высокий драматизм, исторический масштаб и монумен­тальность образов Сурикова.

Картина "Взятие снежного городка" (1891). Переход художника от раскрытия тра­гических противоречий русской истории к показу русского народа как единой силы. Героические образы народа в картинах "Покорение Сибири Ермаком" (1895), "Пере­ход Суворова через Альпы" (1899), "Степан Разин" (ок.1907).

Портреты Сурикова. Их своеобразие. Поиски нравственного идеала, националь­ной красоты, воплощенные в "Сибирской красавице" (1891), "Казачке" (1892), "Го­рожанке" (1902); психологизм, эмоциональность, роль колорита в поздних портре­тах: А.Д. Езерского (1911), "Человека с больной рукой" (1913). Суриков-пейзажист. Роль пейзажа и портрета в работе над картиной.

Творчество В.И.Сурикова как высший этап развития реализма в мировой истори­ческой живописи.

 




©2015 studenchik.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.