Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Индикация на лобовом стекле: дополненное зрение



Потребительский сектор носимой электроники в 1980-х и 1990-х был в основном ориентирован на слух, но в этом десятилетии мы увидим визуальный эквивалент плееров типа SonyWalkman и iPod — персональные устройства с ИЛС — индикацией на лобовом стекле. Современные ИЛС встраиваются в очки или бинокли и проецируют на линзы необходимые данные. Эти технологии уже используются в Google Glass и на ветровых стеклах некоторых автомобилей.

Однако существующие системы такого рода нередко требуют доработки. ИЛС в автомобиле расположен прямо в зоне обзора водителя. Преимущество в том, что пропадает необходимость отводить взгляд от дороги, но зато появляется риск, что избыток информации перед глазами будет мешать сфокусироваться и когнитивная перегрузка не даст вовремя среагировать на животное, выскочившее на дорогу, или другой автомобиль, неожиданно оказавшийся на вашей полосе. Перед инженерами стоит непростая задача конструирования ИЛС, которую видно в яркий солнечный день и которая не слепит ночью. С точки зрения производителей автомобилей, технология ИЛС позволяет им выделить ту или иную модель, завоевать конкурентное преимущество. Поэтому на ветровом стекле будет отображаться не только скорость, расход топлива и информация от магнитолы, но и контент из Интернета. Такие системы все еще обходятся недешево, но нам следует ожидать, что они вскоре переберутся с лобовых стекол автомобилей на другие стеклянные поверхности — стены конференц-залов, двери, даже окна автобусов. В военной сфере, где вопрос цены не стоит, ИЛС давно уже стали стандартным устройством кабины пилота и боевой техники. Когда появятся машины с автопилотом, конечно, необходимость в ИЛС отпадет — вам потребуется разве что подушка, чтобы спалось крепче, — но об этом позже.

Так что же мешает вывести информацию на стекла очков и дать каждому персональное окно в окружающий мир? Помимо очевидной проблемы стоимости (несущественной для военных), как минимум три фактора мешают развитию рынка персональных носимых ИЛС. Во-первых, долгое время оборудование было слишком громоздким для постоянного ношения. Во-вторых, оно настолько уродливо, что вряд ли вы его наденете, если у вас есть хоть толика самоуважения. В-третьих, ценность информации, которую оно может передавать, не перевешивает ценность того, от чего оно отвлекает. Действительно ли важно постоянно следить за давлением в шинах и уровнем жидкости для омывания стекол во время езды? Нет. Достаточно одного взгляда за поездку, чтобы полностью нивелировать всякий риск. Если вы постоянно смотрите сквозь дисплей, то выводимые данные не должны быть столь обильными, как изображается в фильмах про робокопа, разных супершпионов и железного человека.

Меня, однако, интересует опыт первопроходцев в этой области, например военных летчиков, которые вынуждены пользоваться такой техникой по долгу службы. Пилоты коммерческих авиакомпаний также являются очевидными кандидатами для ношения таких информационных «протезов». Строителям, как правило, совершенно все равно, как выглядит их снаряжение, тем более если оно может помочь им в работе и обеспечит бо́льшую безопасность. Также следует ожидать, что технология ИЛС перекинется из военной и промышленной в разные сферы потребительского рынка и найдет применение в спорте: мотокросс, дельтапланеризм, лыжный спорт и сноубординг. В 2012 г. компания — производитель очков Oakley выпустила горнолыжные очки Airwave со встроенными спидометром, гироскопом, GPS и Bluetooth. Информация проецируется на стекла очков, и к ней можно получить доступ в том числе и позднее, чтобы, например, узнать свою среднюю скорость и другие собранные данные. Эти очки также могут помочь найти дорогу домой, когда надвигается шторм и вы сбились с пути. Профессиональные спортсмены, вроде пилотов гонки NASCAR или игроков в американский футбол, также потенциальные потребители ИЛС. Однажды, вместо того чтобы сверяться с планом игры, нарисованным на нарукавнике, какой-нибудь квотербек в американском футболе сможет просто вывести его себе на забрало шлема.

Чтобы завоевать более широкую популярность, приборы с ИЛС придется сделать привлекательными и удобными для ношения, кроме того, они должны заметно усиливать одну или несколько человеческих способностей. И первым кандидатом является наша память. Это кажется чем-то зыбким и ненадежным, но я вижу возможность использовать ИЛС в самых разных ситуациях, требующих доступа к информации в реальном времени. Представьте деловую встречу, на которой вы знакомы не со всеми или пропустили вводную часть. На вечеринке ваша изысканная гарнитура с ИЛС подскажет вам имена гостей и ключевые моменты их биографии. На переговорах с клиентами и партнерами она поможет вам ознакомиться с содержанием предыдущих встреч и с повесткой дня. ИЛС будет обращаться к полезным веб-сайтам, соцсетям и большим массивам данных вроде Публичной национальной цифровой библиотеки — портала, открывающего доступ ко всем музеям, архивам, библиотекам и университетам в США.

Такого рода технология, расширяющая возможности нашей памяти, станет эквивалентом сверхразума. Вне зависимости от предмета обсуждения, у вас будет моментальный доступ ко всем цифрам, отсылкам и точкам зрения. У вас будет возможность проверить любое утверждение ваших друзей и коллег на истинность (что, впрочем, может негативно сказаться на вашей популярности). Также у вас будет возможность в реальном времени отсылать сообщения и участвовать в видеоконференциях для общения с друзьями и коллегами по работе, чтобы получить совет, инструкции от тренера или просто дать кому-то возможность быть пассивным наблюдателем. Это может особенно пригодиться, если вам нужна немедленная консультация со специалистом, например во время сложной операции, или если вы пытаетесь освоить кайтинг[7], гуляете по незнакомому городу, или если хотите посоветоваться о покупке. Рынок «развлекательного сопереживания» (уже существующий в форме реалити-шоу) может значительно расшириться.

Внедрение технологий носимой электроники ускорится, если она сольется с модной индустрией. В конце XIX — начале XX в., монокль — аксессуар очевидно протезирующего свойства — стал популярен в широких кругах именно из соображений стиля. Практической его функцией было улучшение зрения, но человек, носивший его, всегда делал это с особенной претензией. Монокль стал прочно ассоциироваться с образом состоятельного мужчины из высшего общества, а в комбинации с жакетом-визиткой и цилиндром завершал архетипический образ капиталиста конца XIX века. Та же судьба ожидает и очки Google Glass в течение ближайшего десятилетия — из функциональной гарнитуры они постепенно превратятся в модный аксессуар, встраиваясь в нашу жизнь и наращивая свои возможности.

Мода не раз помогала распространению новых технологий, превращая их в популярные аксессуары. Президент Джон Кеннеди завел моду на солнцезащитные очки — ранее предмет сугубо практичный. Карманные часы на цепочке перекочевали на запястье. Подумайте только, сколько форм и вариаций сегодня у каждого из этих предметов. Существуют тысячи марок наручных часов, бессчетное количество моделей солнцезащитных очков, рынок всевозможных музыкальных наушников тоже на подъеме. Разнообразие растет и следует за модой.

Иными словами, индустрия технопротезирования и носимой электроники проникает на рынок иными путями, нежели внешние, «наружные» образцы технологий вроде устройств с экранами. В области технопротезов доминирует мода, а не функциональность и технологичность. Одно дело — поменять чехол для мобильника, и совсем другое — заменить на что-то часы, подаренные отцом, или отказаться от удобных и стильных солнцезащитных очков в пользу громоздкого шлема.




©2015 studenchik.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.