Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Образовательные технологии, используемые при реализации различных видов учебной работы по дисциплине



С целью реализации компетентностного подхода предусмотрено использование в учебном процессе следующих форм и методов личностно-ориентированных образовательных технологий:

 

1. В лекционном курсе:

— информативная лекция;

— проблемная лекция;

— лекция-беседа (лекции-диалога).

 

2. На практических занятиях - таких методов, как:

— мозговой штурм (предложение найти спонтанное решение поставленной проблемы). Этот метод способствует развитию у студентов филологической интуиции;

— метод аналогий. Применение метода оправдано и в лекционном курсе, значительно упрощает восприятие новой информации. Также возможно предложить студентам самостоятельно провести ряд аналогий;

— метод групповой дискуссии, помогающий формировать у студентов умение формулировать и выражать свою точку зрения в ходе дискуссии.

 


Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы

Обучающихся по дисциплине

Перечень методических рекомендаций

Название Автор Точка доступа
Принципы и приемы анализа литературного произведения: учеб. пособие для студентов и препод. филологич. фак-тов, учителей-словесников. М.: Флинта. 2007. 248 с. Есин А.Б. Библиотека БФУ им. И. Канта: НА, ч. з. N 4.
Подготовка и защита письменных работ: Реферат. Доклад. Практическая работа. Контрольная работа. Курсовая работа. Дипломная работа. Бакалавриат. Диссертация: учебно-практическое пособие. – М.: РДЛ, 2001. Рогожин, М. Ю. Библиотека БФУ им. И. Канта: НА (2)
Письменные работы в вузе : реферат (доклад), контрольная работа, курсовая работа, дипломная работа.: учеб. пособие для студентов. – Ростов-на-Дону: МарТ, 2002. Воронцов, Г.А.   Библиотека БФУ им. И. Канта: Ч.з.N8(1)
Методические рекомендации по написанию контрольной работы Малащенко В.В. УМК «История мировой литературы» (античная литература)
Методические рекомендации по изучению дисциплины Малащенко В.В. УМК «История мировой литературы» (античная литература)
Методические рекомендации по написанию контрольной работы Малащенко В.В. УМК «История мировой литературы» (литература Средних веков и эпохи Возрождения)
Методические рекомендации по изучению дисциплины Малащенко В.В. УМК «История мировой литературы» (литература Средних веков и эпохи Возрождения)
Зарубежная литература конца XIX – начала ХХ века: основные направления. Калининград, 2008. Васкиневич А. И. Библиотека БФУ им. И. Канта: УА, ЧЗ4.

 

Тематика практических занятий

II семестр

Античная и Средневековая литература

№ п/п Наименование темы Содержание занятия
1. П/З № 1-2. Эволюция древнегреческой трагедии Генезис и структура древнегреческой трагедии. Происхождение: от зачинателей дифирамба (Аристотель); из фольклора; френетическая теория; влияние элевсинских мистерий. Страстной обряд как подражание божественным страстям. Исконная диада религии Диониса – умирающий/ воскресающий, страдающий/ ликующий. Исконное назначение театра – «быть святилищем страдающего и умирающего бога» (Вяч. Иванов). Пафос, мимесис и катарсис. Синтез в трагедии аполлонически- дионисийского элемента. Эсхил. Трилогия «Орестея» как трагедия ораторного типа. «Агамемнон» - трагедия убийства, «Хоэфоры» - трагедия мщения, «Эвмениды» - трагедия суда и прощения. Прекращение кровной мести и роль в этом процессе ареопага. Тема божественной справедливости. Софокл. Трагедия «Эдип-царь» как трагедия знания. Тема внешней слепоты и внутреннего зрения. Трансформация мифа об Эдипе. Эдип, Антигона – идеальные герои. Новации в области художественной формы – перипетия и узнавание. Еврипид. Трагедия «Ипполит» - психологизм, начало нового жанра – бытовой драмы. Образы Федры и Ипполита, Афродиты и Артемиды. Эволюция трагедии от Эсхила до Еврипида. Расширение диалогических партий и уменьшение хоровых.
2. П/З № 3-4. «Диалоги» Платона Развитие художественной прозы в трех направлениях: историография, ораторское искусство, философия. Платон (Аристокл): основные факты его биографии и творчества. Общие философские позиции Платона. «Эйдосы» - идеи, причины, формы вещей. Диалектика как метод познания Платона. Иерархия мира эйдосов (этика Платона) с опорой на учение о трех составных частях души. Диалог «Пир»: философский и эстетический смысл диалога. Философско-логическое содержание «Пира» - толкование идеи вещи как ее бесконечного предела (на материале любовных отношений». Жанр симпосиона, энкомия в честь Эрота. Платоническая любовь как ностальгия по Абсолюту, запредельное влечение к метаэмпирическому. Теория Эроса как вечного потока любви. Диалог «Федр» - теория красноречия. Деление речи на части, виды речей. Основная задача диалога – обнаружение вечного круговорота идей и вещей, стремление к идеальному прообразу на небе. Художественная форма и способы изложения философской доктри­ны. Художественно-философский метод Платона – созерцательно-вещественный онтологизм, метод трансцендентальной диалектики.
3. П/З № 5. «Поэтика» Аристотеля Аристотель как «подлинный энциклопедист античности» (А.А. Тахо-Годи). Его роль в развитии греческой культуры. Школа перипатетиков. Вопросы литературы и искусства в «Риторике» и «Поэтике» Аристотеля. Искусство как творческое подражание природе, бытию. Понятие «технэ» (искусство, мастерство). Познавательная ценность эстетического наслаждения. Аристотель о трех родах литературы. Учение о трагедии и ее функциях. Вопрос о «единстве». Теория подражания Аристотеля. Понятие «Мимесис» и «Катарсис». Артистический мимесис как форма активности, создающая изображаемые объекты в новом измерении. Историческое значение «Поэтики».
4. П/З № 6-7. Римская лирика «золотого» века Римское общество «века Августа». Поворот от республики к монархии. Культ императоров как идеологическая основа римской империи. Особенности развития литерату­ры, литература как рупор официальной политики Августа. Поэзия как носительница культуры. Роль рецитаций и литературных кружков (Валерия Мессалы и Гая Цильния Мецената) в пропаганде литературы. Образ поэта-идеолога. Идеализирующее отражение в литературе социальной действительности. Квинт Гораций Флакк: трансформация поэтики – от «Эподов» и «Сатир» к «Одам» и «Посланиям». Принцип «Золотой середины» Горация как важнейший мотив поэтики и принцип композиции. Стиль и образность поэзии, «жуткая вещественность» (Гёте) поэзии Горация. Тема поэта и поэзии. «Памятник» Горация и трансформация этой темы у Овидия в «Метаморфозах», Державина, Пушкина, Брюсова. Гораций – создатель римского классицизма. Жанр римской элегии (Галл, Тибулл, Проперций, Овидий). Жизнь и основные периоды творчества Овидия. Принципы декламационного стиля в поэзии. «Скорбные элегии» и «Письма с Понта». Особенности содержания и художественное своеобразие. Центральная тема поэта-изгнанника. Тема поэта и поэзии.
5. П/З № 8-9. Античный роман Генезис античного романа. Восточное влияние (Гюэ, Шассан) и греческое происхождение (Роде, Веселовский). Три источника греческого романа: эллинистическая любовная поэзия, утопическая литература, связанная с путешествиями, риторика периода II-й софистики. Влияние риторики периода второй софистики (II в. н.э.) на жанр греческого романа – перенесение приёмов поэзии на прозу. Его генеалогия (греческий и римский романы). Особенности жанра греческого и римского романа (в сопоставлении). Его виды. Роль повествования. Значение милетских рассказов Аристида из Милета и творчества Мениппа из Гадары для становления новой повествовательной формы. Античный роман как жанр развернутого повествования с любовным или бытовым содержанием. Роман Лонга «Дафнис и Хлоя». Полижанровая природа романа: буколический, пасторальный, идиллический, любовный, «психологический» роман. Апулей «Метаморфозы» или «Золотой осел» - мистико- нравоучительный, эротико-авантюрный, сатирический, фантастико-бытовой жанр. Тема магии, мотив любопытства, роль в композиции вставных новелл. Сказка об «Амуре и Психее». Композиция романа. Особенности латинского риторического стиля: вульгаризмы, диалектизмы, профессионализмы. Контраст между «низким» языком и «высоким» стилем в пользу последнего.
6. П/З № 10. Рыцарская литература Появление титула рыцаря в 971 г. Рыцарство – христово воинство. Причины возникновения куртуазной (рыцарской) литературы и ее основные осо­бенности. Феодализм и рыцарство. Возникновение рыцарской поэзии в Провансе. Появление литературного языка в Провансе. Появление рифмы. Существование двух поэтических течений, манер (стилей): «открытая манера» («ясный» стиль) и «закрытая» поэзия («тёмный» стиль), как борьба между демократическим и аристократическим напавлениями в поэзии. Культ Дамы, его генезис и значение. Мотив отказа в поцелуе. Основные мотивы и жанры политической и любовной лирики трубадуров. Представители рыцарской поэзии: Бернард де Вентадорн, Бертран де Борн и др. Поэзия трубадуров на севере Франции и миннезингеров в Германии. Своеобразие политической и любовной лирики Вальтера фон дер Фогельвейде. Возникновение в XII веке нового жанра - рыцарского романа как стихотворного текста на живом романском языке, в отличие от текста на латыни. Генезис рыцарского романа: античное наследие в латинском изложении, романо-германо-кельтская словесная традиция, восточная культурная традиция. Особенности жанра, его разновидности. Появление нового героя, сражающегося ради личной славы, а не во имя интересов рода, что было прерогативой героического эпоса. Роман о Тристане и Изольде - образец рыцарского романа. Творчество Кретьена де Труа.

 

III cеместр

Литература эпохи Возрождения и XVII - XVIII вв.

1. Особенности развития итальянского Возрождения (Данте, Петрарка) Основная сущность эпохи Возрождения (Ренессанса). Интерес к человеку, возрожденные идеалы античности, деятельность писателей-гуманистов. Этапы эпохи Возрождения в Италии (Дученто, Треченто, Кватроченто, Чинквеченто). Автобиографическая повесть «Новая жизнь» (1291-1292) Данте и ее реалистические тенденции. Влияние «нового сладостного» стиля на «Новую жизнь». Особенности формы и содержания. Жанр сонета. Числовая символика повести. Образ Беатриче как изначальной обитательницы небес. Использование куртуазного мотива провансальской традиции – «Дама-ширма». «Дама-утешительница». Выбор Данте философского, а не художественно-эмоционального решения жизненного конфликта. Петрарка - родоначальник европейского гуманизма. Сборник «Канцоньере» (1373). Жанровое многообразие «Книги песен». «Канцоньере» как «поэтическая исповедь» (А.Н. Веселовский). Особенности развития литературы итальянского Возрождения в XV-XVI вв.
2. Немецкое Возрождение Особенности развития Германии XV-XVI вв. и их значение в подго­товке немецкого Возрождения. Деятельность Рейхлина. «Письма темных людей» как гуманистическая сатира на церковный обскурантизм. Реформация в Германии. Жизнь и деятельность Лютера. Народная массовая литература в первой половине XVI в.: «Тиль Эйленшпигель» и «народные книги» о докторе Фаусте.
3. Роман Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль» Влияние на Возрождение во Франции итальянского Возрождения. Франсуа Рабле - «Гомер смеха»; с энциклопедическим характером знаний – писатель, филолог, учёный, монах, врач. Рабле – создатель реалистического прозаического романа Нового времени. Творческая история книги Рабле. Основа художественного метода Рабле гротескная полисемия. Пантагрюэлизм как жизненная философия. Тематика Первой и Второй книг, образы королей; схоластическое образование и гуманистическая педагогика; тема гуманистической утопии и Телемское аббатство. Третья книга; Панург как пикарескный персонаж; проблема свободного выбора; развенчание общепринятых верований и представлений. Четвертая и Пятая книги, критическая панорама социальных институтов и мировоззрений эпохи. Культурное многоголосие и энциклопедизм в «Гаргантюа и Пантагрюэле». Смеховая стихия в романе и ее связь с народной комикой. Соотношение поэтики романа с народно-смеховой культурой средневековья и Возрождения. Бахтин об особенностях комического у Рабле. В романе содержатся три формы народно-смеховой культуры (М.М. Бахтин): обрядово-зрелищные, словесно-смеховые, формы и жанры фамильярно-площадной речи. Роль материально-телесного низа в понимании идейно-тематического своеобразия романа. Карнавальное начало в романе. Сложная природа карнавального смеха – всенародность, универсальность, амбивалентность. Смех и знание, смех и здоровье, вино и знание.
4. «Дон Кихот» Сервантеса в контексте рыцарского романа. Особенности социально-политического развития Испании в конце XV -XVI вв. Зарождение гуманистического движения, его национальные осо­бенности и место в духовной жизни страны. Роман и его жанровые разновидности: рыцарский с авантюрно-фантастическими элементами. «Амадис Галльский». «Жизнь Ласарильо с Тормеса» как образец плутовского романа. Жизнь и творчество Сервантеса. Народный смеховой роман в творчестве М. Сервантеса. Жанровое и идейно-художественное новаторство его романа «Дон Кихот». Судьба «Дон Кихота» в европейской культуре Нового времени.
5. Особенности трагического у Шекспира («Гамлет», «Король Лир») Специфика жанра трагедии. Место трагедии в творчестве Шекспира. Закон трагедий Шекспира – трагический динамизм и свобода в развитии страсти. Развитие трагического начала включает переход от эпически-синкретной характеристики к трагически определенному характеру. Основой трагического является переход от старого миропорядка к новому времени. Своеобразие конфликта в трагедиях «Гамлет» и «Король Лир». Принципы создания характеров в «Гамлете» и «Короле Лире». Столкновение идеала и наличной действительности; злая воля, роковая страсть или иллюзия персонажа как источник трагической коллизии. Человек и мироздание, вселенский характер трагической катастрофы. Проблема самоопределения героя; катастрофичность сюжетных развязок и умиротворенность финальных эпилогов; восстановление изначального блага миропорядка. В трагедиях рядом с верой в жизнь соседствуют пессимистические мотивы. Гуманистические иллюзии отвергаются, но сохраняется вера в идеалы гуманизма. Своей гибелью герои трагедий, а они гибнут, сражаясь, утверждают величие человеческого духа. Своеобразие языка трагедий Шекспира.

 

№ п/п Наименование темы Содержание темы занятия
Драма Лопе де Вега «Великий князь Московский» и русские аллюзии в драматургии XVII-XVII веков. Русская тема в драматургии Лопе де Вега и Кальдерона. Русская тема в драме Лопе де Вега «Великий князь Московский» (1605). Время создания в соотнесении с временем изображаемых событий. Сочетание сказочности и историзма. Переплетение тем самозванства, потери и отвоевания королевства. Воплощение темы рыцарского служения монарху, преодолевающему конфессиональные разногласия. Воплощение темы русского самозванства в драме Ф.Шиллера «Димитрий».
Западно-европейская барочная поэзия. Темный и ясный стиль Луиса де Гонгоры. Остроумие как эстетический принцип и его место в теории подражания природе. «Остроумные» метафоры. Основные жанры и эволюция стиля в творчестве Гонгоры. Переживание времени и передача движения в поэзии Гонгоры. Барочное переосмысление традиционных тем. Творчество Гонгоры и барочная эстетика.
Философско-религиозные драмы П.Кальдерона Краткая характеристика жизни и творчества П.Кальдерона. Жанр философско-религиозной драмы. Жанровые черты философско-религиозной драмы в произведении П.Кальдерона «Поклонение кресту». Жанровые черты философско-религиозной драмы в произведении П.Кальдерона «Жизнь есть сон». Драмы П.Кальдерона как высшее воплощение художественных принципов и стиля барокко в испанской литературе.
Классицизм (анализ значений литературоведческого термина). Происхождение слова «классицизм». Употребление его в научной литературе. Классицизм как литературное направление. Связь направления с социальной жизнью эпохи. Классицизм как художественный метод. Философские основы классицизма. Главные эстетические принципы классицизма. Классицизм и система жанров в литературе. Классицистическая нормативность в жанре трагедии. Классицизм как литературный стиль.
Жанр басни в творчестве Жана де Лафонтена. Жанр басни в творчестве Жана де Лафонтена. Место басен в творчестве Лафонтена. Соотнесенность с другими жанрами его творчества (дидактической поэмой, комедией). Представление о жанре басни и его развитии. Проблематика Эзопа и Федра в басенном творчестве Лафонтена. Басни о животных в творчестве Лафонтена. Способы создания образа басенного персонажа. Уровни условности.
Жан-Батист Мольер «Дон Жуан». Жан-Батист Мольер «Дон Жуан». История формирования образа Дон Жуана и его литературные обработки. Место пьесы в творчестве Мольера. Своеобразие жанра. Гибель персонажа в финале как жанровый сдвиг. Дворянин как персонаж комедии. Нарушение классицистической нормативности. Границы дозволенного в исследовании, предпринятом Дон Жуаном. Дон Жуан как вечный литературный образ. Дон Жуан Мольера и Дон Гуан Пушкина.
Поэма Джона Мильтона «Потерянный рай». Поэма Джона Мильтона «Потерянный рай». Стремление к универсализму как характерная традиция английского поэтического мировидения XVII века. Описание Вселенной в поэме. Представление о пространстве, способном творить новые миры. Описание Земли как космического объекта, реагирующего на изменение природы человека. Изменения после грехопадения. Предмет, тема и идея поэмы, заявленные в Прологе. Поэма как синтетический жанр, соединяющий черты драмы, лирики и эпоса. Основной конфликт произведения.
Художественное своеобразие романа Гриммельсгаузена «Симплициссимус». Художественное своеобразие романа Гриммельсгаузена «Симплициссимус». Библия в Германии XVII века. Освоение жанров трактата и романа. Представление о трактате Якоба Беме «аврора, или Утренняя заря в восхождении». Обретение христианского сознания как сюжетная основа романа. Своеобразие тона рассказчика. Роман и его автор. Смысл названия произведения. Античные аллюзии в романе. Христианские идеи в пространстве плутовского романа. Своеобразие структуры романа. Система жанровых взаимодействий. Роман о чистосердечии и простоте и традиции творчества С.Бранта и Эразма Роттердамского.
Роман Д.Дефо «Приключения Робинзона Крузо». Место романа в системе жанров просветительской литературы. Влияние просветительской идеологии на проблематику романа «Приключение Робинзона Крузо» и выбор героя. Соотношение рациональности и религиозности в характере Робинзона. «Робинзон Крузо» и становление жанра приключенческого романа.
Поэма Александра Поупа «Виндзорский лес». Основные сведения о творчестве Александра Поупа. Развитие журналистики и публицистических жанров в Англии. Эссе как жанр. Борьба за испанское наследство как тема поэмы. Черты памфлета и пасторали в поэме.
Формирование сентиментальной чувствительности в английской литературе XVIII века. Предпосылки возникновения сентиментализма в просветительской литературе. Становление новых ценностных критериев и сентиментальной этики в «Элегии, написанной на сельском кладбище» Томаса Грея. Сентиментальный герой и сентиментальная чувствительность в «Сентиментальном путешествии» Лоренса Стерна. Жанровые традиции и жанровое новаторство в «Сентиментальном путешествии». Сентиментализм и предромантизм.
Жанровое своеобразие философской повести Вольтера «Кандид». Основные черты философской повести как жанра. Соотношение критико-философского замысла Вольтера с литературно-критическими намерениями автора. Основные черты пародийного изображения жанровых особенностей авантюрно-любовного романа в «Кандиде». Формы опровержения философского тезиса в романе. Функции персонажей-наставников в романе. Функция утопии Эльдорадо в романе. Философский смысл заключительного вывода в романе. Стилистическое своеобразие повести.
Монодрама Ж.-Ж.Руссо «Пигмалион». У истоков предромантической мелодрамы. Место произведения в творчестве Руссо. История возникновения произведения. «Пигмалион» как первая мелодрама. Жанровые черты. Принцип «художественного резонанса». «Пигмалион» Руссо и «Пигмалион» Бернарда Шоу. Функция названия произведения и его роль в выявлении идейно-смысловой основы. Функции ожившей статуи в произведениях мировой литературы.
Драма Ф.Шиллера «Разбойники» и движение «Бури и натиска» в Германии. Эстетическая программа движения «Бури и натиска» и его место в истории немецкой литературы. Воплощение своеобразия подходов «руссоистской» и «шекспировской» ветвей штюрмерской драматургии в драме Шиллера «Разбойники». Своеобразие «двоемирия». Сочетание бытовых сцен и экстремальных ситуаций в драме Шиллера. Индивидуализация характеров и подход к изображению выдающейся личности. Смысл названия произведения и роль эпиграфов.
Фридрих Шиллер. Баллады. Баллада как жанр. История возникновения. Жанровые черты народной баллады. Основные черты модификации. Жанр баллады в творчестве Шиллера. Русские переводы баллад Шиллера.
«Страдания юного Вертера» Гете. Причины интенсивного развития эпистолярной прозы в европейской литературе XVIII века. Возможности эпистолярного жанра в сентиментализме. Своеобразие автобиографического начала в романе Гете. Почему роман Гете относят к «штюрмерским» произведениям. Какие черты «бурного гения» несет в себе главный герой. Особенности лиризма «Страданий юного Вертера». Особенности «чувствительности» как художественной категории. Этапы развития конфликта в романе. Соотношение личной драмы и социальной в истории Вертера. Значение произведения в развитии предромантических тенденций позднего Просвещения.
  Гете Иоган Вольфганг «Фауст». История формирования образа Фауста и его литературных обработок. История создания произведения и его место в творчестве Гете. Гетевская концепция образа Фауста. Система противопоставлений в произведении. Исследование проблемы испытания человека Знанием. «Фауст» Гете как синтетический жанр. Своеобразие композиции.

 

IV семестр

Зарубежная литература XIX в. I ч.

 

№ п/п Наименование темы Содержание темы занятия
Практическое занятие № 1 Роман Э. Т. А. Гофмана «Житейские воззрения кота Мурра» 1. Жизнь и творчество Э.Т.А. Гофмана. 2. Образ Крейслера в романе Э. Т. А. Гофмана «Житейские воззрения кота Мурра». 3. Понятие романтической иронии. 4. Уровни воплощения романтической иронии в романе Э. Т. А. Гофмана «Житейские воззрения кота Мурра»: а) особенности композиции романа; б) образ кота Мурра
Практическое занятие № 2 Трагедия Г. фон Клейста «Пентесилея» 1. Жизнь и творческое наследие Г. фон Клейста. 2. Г. фон Клейст в Кёнигсберге. 3. Мотивы войны, любви и смерти в творчестве Клейста. 4. Античный сюжет и его трактовка в пьесе «Пентесилея». 5. Образ заглавной героини пьесы «Пентесилея».
Практическое занятие № 3 Английский предромантизм и творчество У. Блейка.   1. Дискуссия о предромантизме в современном литературоведении. 2. У. Блейк как поэт и гравер. 3. Понятие воображения у У. Блейка. 4. Идейно-композиционные особенности «Песен невинности и опыта». 5. Новая мифология в «Бракосочетании Неба и Ада». 6. Романтизация инфернального начала в творчестве У. Блейка.
Практическое занятие № 4 Поэзия «озерной школы»   1. Озерный край в Англии. 2. «Озерная школа» романтизма. 3. «Лирические баллады» У. Вордсворта и С.Т. Кольриджа. 4. Образ простого человека в лирике У. Вордсворта. 5. Описание моря в «Сказании о старом мореходе» С.Т. Кольриджа. 6. Поэзия Р. Саути.
Практическое занятие № 5 Поэма Д. Г. Байрона «Паломничество Чайльд Гарольда» 1. Тип «байронического героя». 2. Образ лирического героя в поэме Байрона «Паломничество Чайльд Гарольда». 3. Проблематика поэмы. 4. Жанровое своеобразие поэмы. 5. Влияние Байрона на мировую литературу.
Практическое занятие № 6 Французская психологическая проза     1. Концепция «смутности страстей» в труде Ф.Р.де Шатобриана «Гений христианства». 2. Повесть «Рене» как образец новой психологической прозы. 3. Психология любви в романе Б. Констана «Адольф». 4. Любовный треугольник в сюжете «Исповеди сына века» А. де Мюссе.
Практическое занятие № 7 Роман В. Гюго «Собор Парижской богоматери»   1. Хронотоп романа. 2. Образ собора. 3. Система персонажей в романе. 4. Гротеск в романе «Собор Парижской богоматери».
Практическое занятие № 8 Роман Г. Мелвилла «Моби Дик, или Белый кит»   1. Особенности структуры романа Г. Мелвилла «Моби Дик, или Белый кит». 2. Символика романа. 3. Образ Белого кита. 4. Место романа Мелвилла в мировом литературном процессе.
Практическое занятие № 9 Новеллистика Э. По   1. Жанровая специфика новеллы. 2. Развитие жанра новеллы в первой половине XIX века. 3. Формирование новых жанровых разновидностей (детектив, триллер, научная фантастика) в новеллистике Э. По. 4. Влияние Э. По на мировую литературу.
Практическое занятие № 10 Хроника «Ванина Ванини» в «итальянском» контексте творчества Стендаля 1. Жанр хроник: традиции анонимной литературы прошлого и новаторство писателя. 2. Особенности политических и частных нравов Италии XVII века в «Итальянских хрониках». 3. Роман «Пармская обитель» как развёрнутая трансформация одной из хроник. Личность героя в контексте «большой» и «малой» истории. Мотивы любви-страсти. Стендаль и Толстой: мастерство изображения батальных сцен. 4. Прототипы новеллы «Ванина Ванини». 5. Хроника «Ванина Ванини»: структура характера и структура конфликта. 6. Специфика метода новеллы и тип героя.
Практическое занятие № 11 Проблема жанра и метода в новелле П. Мериме «Кармен» 1. Обзор новеллистики П.Мериме 1820-1840 г.г. 2. Анализ новеллы «Кармен» а) проблематика б) тип героя в) композиция: два центра новеллы г) новелла как «микророман». 3. Вклад Мериме в развитие реалистической новеллы во Франции.
Практическое занятие № 12 Социально-исторический детерминизм характера героя в повести О. Бальзака «Гобсек». 1. Требования Бальзака к искусству (см. Бальзак О. Предисловие к „Человеческой комедии“). 2. Место повести „Госбек“ в „Человеческой комедии“. 3. Композиция. 4. Образ главного героя а) портрет б) среда в) эволюция героя г) сочетание реалистических и романтических признаков 5. Персонажи второго плана 6. Соотношение эстетики Бальзака и творческой практики.
Практическое занятие № 13 Нравственно-философские проблемы повестей Диккенса «Рождественская песнь в прозе» и «Колокола». 1. Смысл понятия «рождественская философия», «рождественская проповедь» у Диккенса. 2. Рождественская повесть как сказка. Роль фантастического в повести. 3. Проблема реалистической достоверности психологических перемен героев. 4. Роль символического. 5. Дидактико-назидательный аспект. Нравственно-обновительный смысл Рождества в нравственной философии Диккенса.
Практическое занятие № 14 Нравственно-эстетические ценности и особенности поэтики романа «Домби и сын». 1. Значение нравственно-эстетического идеала в романном творчестве Диккенса. 2. Проблематика „отцов и детей“. 3. Система образов в романе „Домби и сын“. 4. Образ Домби. 5. Детские персонажи. Образы Флоренс и Поля. 6. Система авторских оценок. 7. Роль счастливой концовки.  
Практическое занятие № 15 Поэтическая эволюция Г. Гейне: проблематика и поэтика 1. Проблема романтизма в творчестве Гейне: притяжение и отталкивание. 2. Романтический пафос «Книг песен». 3. Особенности «поэтической» публицистики в «Путевых картинах». 4. Изменение проблематики и творческого метода Гейне в «Современных стихотворениях». 5. Фантастическая поэма «Атта Троль» как политическая аллегория. 6. Политическая проблематика и система художественных приёмов в поэме «Германия. Зимняя сказка». 7. Религиозно-этическая проблематика книги стихотворений «Романсеро».  
Практическое занятие № 16 Проблематика цикла Г. Флобера «Три повести» 1. Проблемно-тематическое содержание творчества Флобера: «мир цвета плесени» и «роскошные» сюжеты. 2. Вклад Флобера в развитие жанра реалистического рассказа. 3. Трансформация житийного сюжета в «Легенде о святом Юлиане Милостивом». 4. Образ «маленького человека» в рассказе «Простая душа». 5. «Библейский» рассказ «Иродиада». 6.Религиозно-философская проблематика цикла.
         

V семестр

Зарубежная литература XIX в. II ч.

№ п/п Наименование темы Содержание темы занятия
Практическое занятие № 1 (4 ч.) Проблемы западноевропейского натурализма. Натуралистический роман. 1. Позитивизм как философская основа натурализма. Натурализм и развитие естественных наук. 2. Теория “трех факторов” в концепции И.Тэна: понятия “расы”, “среды”, и “момента”. Социальный биологизм натуралистической картины мира. Понятия среды и наследственности в натуралистической литературе. 3. Теоретические работы Золя (“Экспериментальный роман” и др.). Понятия “беспристрастности”, “фактографичности”, “научности”. 4. Роман Э. Золя «Тереза Ракен». Особенности натуралистической поэтики: а) особенности метода. Экспериментальный характер романа. б) социально-биологический детерминизм в романе. Темперамент и среда как факторы, определяющие поступки персонажей. в) описание среды в романе. Разработка художественной детали. г) особенности стиля. Использование элементов научного стиля в романе. д) способы выражения авторской позиции в романе.
Практическое занятие № 2 (6 ч.) Натуралистическая драматургия и реформы театра в конце XIX – начале XX вв.   1. Г. Ибсен и «новая драма». 2. Натуралистические черты в драматургии Ибсена. Пьеса «Привидения». 3. Немецкий натурализм: А.Хольц и И.Шлаф. 4. Натуралистические и неоромантические черты ранней драматургии Гауптмана. “Перед восходом солнца”. 5. Шведский натурализм: А.Стриндберг. Натурализм и “новая драма”. Стриндберг о задачах театра (Предисловие к “Фрекен Юлии”). 6. Феминистские и антифеминистские тенденции в конце XIX в. Проблема пола в натуралистической литературе. Г. Ибсен «Кукольный дом». А. Стриндберг «Фрекен Юлия».
Практическое занятие № 3 (4 ч.) Драматургия Б. Шоу 1. Политические и эстетические взгляды Б. Шоу. 2. «Неприятные пьесы». Проблематика драмы «Профессия миссис Уоррен». 3. «Приятные пьесы». Критика милитаристской пропаганды. 4. «Пьесы для пуритан». Полемика с традицией. 5. «Пигмалион»: смысл названия. 6. «Дом, где разбиваются сердца»: символизм пьесы.
Практическое занятие № 3 (4 ч.) Английский неоромантизм   1. Проблема неоромантизма. 2. Неоромантизм в Великобритании. Традиции романтизма и их трансформация в неоромантизме. Проект преодоления декаданса в неоромантизме. 3. «Авантюрный роман» в творчестве У. Коллинза, Р. Хаггарда, Р. Л. Стивенсона, Дж. Конрада. 4. «Колониальная проза» Р. Киплинга. 5. Творчество А. Конан-Дойла и развитие жанра детектива. 6. Типология неоромантической литературы: Приключенческий сюжет. Неоромантический герой. «Экзотизм» обстановки.
Практическое занятие № 4 (2 ч.) Проблематика и поэтика книги Ш. Бодлера «Цветы зла» 1. «Цветы зла»: смысл названия. 2. Богоборческие мотивы в творчестве Ш. Бодлера. 3. Дантовская традиция в структуре сборника. 4. Трансформация женского идеала в поэзии Бодлера. 5. Поэзия Ш. Бодлера как предвосхищение символизма.
Практическое занятие № 5 (4 ч.) Поэзия французского символизма   1. Символизм: мировидение, поэтика, эстетика. Понятие символа в культуре конца XIX века, его специфика. 2. Символизм во Франции. Манифесты поэтического символизма (Мореас, Малларме). Малларме как ведущий теоретик первого поколения французских символистов. 3. Верлен и традиция парнасцев. Соотношение импрессионизма и символизма у Верлена. Принцип суггестивности, ассонансы и “пейзаж души”. 4. Бодлеровская традиция в поэзии французского символизма. Творчество А. Рембо. Конкретность и ассоциативность его поэзии. 5. Поэзия С. Малларме. Элитарность и герметичность его поэзии. Этапы творчества С. Малларме: от парнасской школы к символизму. Поэтические эксперименты позднего Малларме.
Практическое занятие № 5 (2 ч.) Импрессионизм и символизм в немецкой и австрийской поэзии конца XIX в.   1. Символизм и романтизм: традиция и ее преображение. 2. Немецкий символизм. Кружок С. Георге. Поэзия С. Георге. 3. Символизм и импрессионизм в теоретических работах и лирике Г. фон Гофмансталя. 4. Символизм и импрессионизм в творчестве Рильке.
Практическое занятие № 6 (2 ч.) Символизм в театре. Драматургия М. Метерлинка   1. Символизм: мировидение, поэтика, эстетика. Символизм и романтизм: традиция и ее преображение. Понятие символа в культуре конца XIX века, его специфика. 2. Манифесты символизма (Мореас, Малларме). 3. Символистский театр во Франции. 4. Метерлинк - реформатор европейской драмы. Теоретические работы Метерлинка ( «Новая драма», «Трагедия каждого дня», «Интервью (О символе)»). Концепция трагического, несовпадение “внутреннего” и “внешнего” действия. Идея “двух диалогов” в драме. Драма “молчания”, “ожидания”. 5. Жанровая специфика одноактных драм (“Непрошеная”, “Слепые”, “Там, внутри”). Система персонажей. Организация пространства. Символика. Особенности диалога и авторских ремарок. 6. Эволюция взглядов Метерлинка. Жанровая специфика пьесы “Синяя птица”.
Практическое занятие № 7 (4 ч.) Европейский декаданс и английский эстетизм   1. Декаданс как мировоззрение и мирочувствование эпохи конца XIX в. 2. Декаданс как художественная система конца XIX в. 3. Французский декаданс и английский эстетизм. Роман Гюисманса «Наоборот» как «коран декаданса» (О. Уайльд). 4. Предтечи и теоретики английского эстетизма: «прерафаэлиты» и Д. Г. Россетти, Дж. Раскин, У. Пейтер, О. Бердслей и О. Уайльд. 5. Английский эстетизм и концепция «искусства для искусства». Теоретические работы О. Уайльда. 6. Эстетический декоративизм и стилизация в сказках О. Уайльда. 7. Проблемы эстетизма в романе «Портрет Дориана Грея» и пьесе «Саломея». 8. Парадокс в жизни и творчестве О. Уайльда. Пьесы «Идеальный муж», «Как важно быть серьезным», «Пигмалион».
Практическое занятие № 8 (4 ч.) Творчество Ги де Мопассана 1. Мопассан и Флобер: аспекты преемственности. 2. Мопассан и русская литература. 3. Новеллистика Мопассана: проблемы творческого метода. Лицемерие «приличного» общества в новелле «Пышка». Новеллы о франко-прусской войне. Натуралистические элементы поэтики новелл Мопассана. Импрессионизм новеллы «Лунный свет». 4. Роман «Жизнь»: мотив крушения иллюзий.
Практическое занятие № 10 (4 ч.) Авангардистские течения 1910-х гг. 1. Авангардизм как попытка преодоления декаданса. 2. Итальянский футуризм и его манифесты. Проблема обновления поэтического языка в 1910-е гг. Поэзия (“Новая песнь”) и проза (“Футурист Мафарка”) Маринетти. 3. Кубофутуризм фо Франции. Творчество Аполлинера. Аполлинер и сюрреализм (“Калиграммы”). 4. Дадаизм в Цюрихе и Париже. Манифест ДАДА 1918 г. Утверждение алогизма как основы творческого процесса. Распадение дадаизма, переход его представителей к сюрреализму (во Франции), или экспрессионизму (в Германии).
Практическое занятие № 8 (4 ч.) Экспрессионизм в Германии и Австро-Венгрии 1. Значение экспрессионистской живописи: полемика с импрессионизмом, группы “Мост” (Э. Кирхер, Э. Хеккель), “Голубой всадник” (Ф. Марк). Понятие экспрессионизма у Ф. Марка и В. Кандинского. Эстетика 1910-х гг. (Воррингер, Эдшмид). 2. Лирика экспрессионизма. Поэзия Г. Гейма, Г. Тракля. Апокалиптические мотивы. Лирика экспрессионизма и традиции декаданса. 3. Творчество Г. Бенна. Натуралистические элементы раннего творчества. Особенности образности.

 

VI семестр

Зарубежная литература XX в.

№ п/п Наименование темы Содержание темы занятия
Художественный мир романа Д.Джойса «Улисс». Замысел романа. Общая концепция романа. Проблемы метода. «Улисс» - модернизм или постмодернизм? Влияние «Улисса» на мировую литературу XX века. Проблема восприятия романа.
В.Вулф. «Миссис Дэллоуэй». Деятельность В.Вулф в контексте английского модернизма. Эстетический манифест Вулф – статья «Современная художественная проза». Понимание «реальности» Вулф. Утверждение новых принципов художественной изобразительности в романе «Миссис Дэллоуэй».
Д.Г.Лоуренс. «Сыновья и любовники». Творчество Д.Г.Лоуренса в контексте литературного процесса ХХ в. Д.Лоуренс о задачах романиста и назначении романа. Место романа «Сыновья и любовники» в творчестве писателя. Связь с традицией и новаторство Д.Лоуренса. В.Вулф о Лоуренсе. Роль живописи в становлении Лоуренса. Почему Лоуренс называл роман «горняцким романом».
Антиутопия. О.Хаксли «Прекрасный новый мир», Дж.Оруэлл «1984». Жанр антиутопии в европейской литературе, его основные характеристики. Утопия как синтез социальных и философских теорий от античности до Нового времени. Утопия и мифотворчество. Археологичность мифа и футуристичность утопии. Отрицательный полюс в утопии и его развитие в антиутопии. Достижение идеала общественного устройства. Картина мира в романах Хаксли и Оруэлла. Пространство в антиутопии. Канон построения сюжета и тип конфликта. Особенности героя-бунтаря. Антиутопия и историческая реальность ХХ века, обобщение опыта тоталитарных режимов. Идеалы коммунизма в романах Хаксли. Фрейдизм и влияние бессознательного на социум у Оруэлла. Новояз и двоемирие, принцип парадокса, сатирическая традиция в романе «1984». Место антиутопии в литературе ХХ века.
Художественный мир романа М.Пруста «В поисках утраченного времени». Основная проблематика романа. Проблема «времени», «памяти», «реальности», «человека» и «искусства» в романе. Взаимосвязь сфер проблематики романа. Особенности композиции первой части «Комбре» романа «По направлению к Свану». Проблемы метода и жанра.
Альбер Камю. «Посторонний». Сартр о «Постороннем». Категория «абсурда» у Камю. Различия между первой и второй частями повествования. Особенности стиля повествования у Камю – «нулевой градус письма». Опыт жизни «есественного» человека в обществе. Элементы утопии. Сопоставление Мерсо и Йозефа К. в ожидании казни.
Кафка и абсурдизм. Притчи Ф.Кафки. Творчество Ф.Кафки в контексте культуры ХХ века. Жизнь и творчество Кафки. Кафка и абсурдизм. Жанровая природа малых произведений Кафки. Понятие притчи. Анализ черт притчи в произведениях «Деревья», «Мост», «Проходящие мимо». Трансформация притчевых черт в произведениях Ф.Кафки. Понятие параболы. Черты стиля Кафки.
Эпический театр Б.Брехта. Брехт и реализм ХХ века. Брехт и пролетарское литературное движение. Теория «эпического театра». Отличие от «аристотелевской» драмы. Исходная революционная идея Брехта – «научить людей думать». Центральное понятие эпического театра – «очуждение». Драмы публицистические, исторические («Трехгрошовая опера», «Матушка Кураж и ее дети»). Проблема личной ответственности в драме «Жизнь Галилея». Обращение к философской проблематике в драме «Добрый человек из Сезуана».
Э.Хемингуэй. «Прощай, оружие!». Изображение войны в романе. Соотношение эпизодов боев и тыловой жизни. Место героического на войне. Осуждение войны в романе. Средства изображения внутреннего состояния Фредерика Генри. Взаимосвязь любовной и военной линий романа на сюжетном, идейном и стилевом уровнях. Функция формы повествования от первого лица. Лейтмотив дождя. Роль повторов в финальном внутреннем монологе героя.
Голдинг. Роман «Повелитель мух». Место романа «Повелитель мух» в творчестве Голдинга. Автобиографический фактор в создании текста. Жанровые источники произведения. Образ ребенка в европейской литературе и в "Повелителе мух". Мир взрослых и детей в романе Голдинга. Система образов в романе. Взаимоотношения между персонажами. Символический уровень повествования. Специфика пейзажа. Образ Повелителя мух и его значение в романе. Лейтмотив «зверя». Представление о природе человека в системе философских взглядов Голдинга. Композиция романа. Реалистический и метафорический план изображения. Принцип повтора. Проблема финала. Жанровая специфика романа. Антиутопия, притча, философский роман.
Экспериментельная природа романа Д.Фаулза «Женщина французского лейтенанта». Характер главных персонажей романа. Викторианские женские типы в романе. Психологические черты протагониста - Чарльза Смитсона – «Джентельмена». Экзистенциальная философия Фаулза в романе. Проблема свободы выбора в романе. Функция эпиграфов в романе. Иллюзия правдоподобия в романе.
Ален Роб-Грие. «В лабиринте». Роб-Грийе о «смерти персонажа», отказе от сюжетности. «Шозизм» и «школа взгляда» Роб-Грийе – натуралистическое копирование вещей и их субъективная организация в процессе создания текста. Обращение Роб-Грийе к кинематографу. Традиционные и нетрадиционные черты романа. Роль героя, сюжета и правдоподобия в романе. Техника описания, роль автора и читателя в романе. Значение заглавия романа.
С.Беккет «В ожидании Годо». Проблема жанрового определения пьесы. Характер действия в пьесе. Место и время действия в пьесе. Характер взаимоотношений главных персонажей пьесы. Смысл парного противопоставления центральных персонажей пьесы. Библейские и евангельские аллюзии в пьесе. Функция авторского приема повтора в пьесе. Сопоставительный анализ концовок актов пьесы.
Роман Дж.Д.Сэлинджера «Над пропастью во ржи». Проблема жанровой формы романа. Особенности языка и стиля. Понятие «фальшь» и его оценочный смысл у Холдена. Мотив бегства в романе Сэлинджера и предшествующая традиция американской литературы. Метафора жизнь-игра и ее смысловое проявление в романе. Философско-религиозный характер финала романа.
Дж.Барнс. «Англия, Англия». Теоретики постмодернизма: Ф.Лиотар, Ж.Бодрийяр, Т.Иглтон – об идеологических принципах и характерных чертах этого направления в литературе. Тематический спектр и проблематика романа «Англия, Англия». Метафорический план романа. Постмодернистская поэтика романа.
Поэтика постмодернизма в романе Патрика Зюскинда «Парфюмер». Жизненная актуальность проблемы «зла» в литературе XX столетия; ее исторические, социальные и нравственные корни. Многообразие аспектов проблемы «зла» в «Парфюмере» Патрика Зюскинда и их воплощение в художественном мире романа. Образ Жана-Батиста Гренуя как новый литературный тип «гения» и «злодея» — «гениального чудовища». Многозначность «метафоры аромата» («метафора бытия», «метафора гениальности» и «метафора зла») и ее художественная реализация как исследование природы «зла». Немецкая литературная традиция проблемы «зла» и своеоб­разие ее воплощения в «Парфюмере»: И.В. Гете («Фауст») — Т.Манн («Доктор Фаустус») — П.Зюскинд («Парфюмер»). Принципы постмодернистской поэтики в романе.
Умберто Эко. «Имя розы». Определение постмодернизма по Эко. Функция нарративных инстанций в романе. «Имя розы» как исторический, политический роман, детектив, роман-диспут, игра-центон. Интертекстуальность как основа повествовательной структуры. «Имя розы»: диалог культурных эпох. Смех как залог развития культуры.
Новелла Х.Л.Борхеса «Вавилонская библиотека». Поэтика заглавия новеллы. Характер аллюзий. Принцип «игры», «классификации», «лабиринта» в тексте новеллы. Метафора Вселенная — библиотека и ее смысловое поле. Философская проблематика новеллы «Вавилонская библиотека». Метафорическая природа текста новеллы «Вавилонская библиотека».
Габриэль Гарсиа Маркес. «Сто лет одиночества». Жанровые особенности романа. Пространственно-временная структура. «Золотой век» и цивилизация: конец утопии. «Одиночество» как судьба. Свободный выбор героев. Образ Мелькиадеса и роль рукописи в романе. Тема «сильной личности» у Маркеса.
Традиции русской литературы втворчестве Р.Акутагавы. Маленький человек в мире абсурда. Р. Акутагава и экзистенциализм. Гоголевские традиции в новеллах «Нос» и «Бататавая каша». Акутагава и творчество Достоевского. Этическая проблематика новелл «Зубчатые колеса», «Муки ада».
К.Ясунари как выразитель сути японского мышления. Эстетические принципы Кавабата и проблематика его основных произведений. Связь поэтической прозы Кавабата с национальной традицией японской литературы. Анализ текста Нобелевской речи писателя. Анализ рассказа «Голос бамбука, цветок персика». рассказ «Цереус». Своеобразие художественного мастерства Кавабата как «выразителя сути японского мышления».

 

VII семестр

Зарубежная литература конца XX в. - начала XXI в.

 

1. Тема 1. Постмодернизм как литературное направление и художественный метод (6ч.) 1.Объективные (исторические, философские, литературные, культурологические) предпосылки возникновения постмодернизма в зарубежных литературах. 2.Генезис и вариативность «точки отсчета» возникновения постмодернизма. 3.Модернизм и постмодернизм. Семантика термина «постмодернизм». 4.Проблема формирования постмодернизма и его функционирования в системе со-временной западной культуры. 5.Доминантные признаки постмодернизма: a. интертекстуальность как семиотическое понимание реальности: - функции цитаты; - гипертекст (коллаж как его вариация, отличие коллажа постмодернистского от модернистского). b. явление авторской маски, «смерти автора»; c. видение и познание мира постмодернистами. Структура мира. Виртуальная реальность; d. полижанровость (гибридизация) постмодернистского романа. 6.Семантика игры, её специфика. Игра как антимиметическая стратегия. -метаязыковая игра; -игра в текст; -игра с текстом; -игра с читателем; -игра со сверхтекстом. 7.Инвариантная модель культурфилософских топосов постмодернизма: «мир – текст – книга – словарь – энциклопедия – библиотека – лабиринт» и ее варианты. 8.Основные признаки постмодернистской поэтики (И. Ильин): - «мир как хаос» и постмодернистская чувствительность, - «мир как текст» и «сознание как текст», - интертекстуальность, - «кризис авторитетов» и эпистемологическая неуверенность, - авторская маска, - двойной код и «пародийный модус повествования», - пастиш, - противоречивость, дискретность, фрагментарность повествования (принцип нон-селекции), - «провал коммуникации» (или в более общем плане — «коммуникативная затрудненность»), - метарассказ.
2. Тема 2. Австрийская литература: «новые рассказывающие». Романы К. Рансмайра и Д. Кельмана. (6ч.) 1. Самобытность австрийской литературы: «австрийский синдром», «австрийская идентичность», поиск национальной идентичности (Кельман, Рансмайр). Романы Даниэля Кельмана (р.1975) «Магия Берхольма» (1997 // перев. 2003), «Последний предел» (2001 // перев. 2004). 2. Прагматика текста: обращение к массовому читателю, установка на увлечение и развлечение. 3. Обращение Кельмана к более широкому культурному контексту. 4. Поэтика романов Кельмана в контексте латиноамериканского магического реализма (X. Кортасара, Г. Гарсиа Маркеса, X. Л. Борхеса). 5. Художественная условность: реальность/ирреальность в художественном мире романов: a. переход из одной жизни в другую, b. онейрическая/физическая действительность, c. основные мотивы: отражения, зеркала, игры зеркал и др. 6. Тематика и проблематика романов. 7. Самоидентификация героев Кельмана. 8. Формы интертекстуальности (явная/скрытая), аллюзивность. 9. Упрощенность повествовательной формы, отсутствие языковых экспериментов.   Роман Кристофа Рансмайра (р.1954). «Последний мир» (1988 // перев. 2003) - лучший европейский роман 1988 года. 10. Австрийская проблематика и австрийское мироощущение 1980-х гг. в романе Рансмайра. 11. Синтез национального своеобразия с европейскими традициями классической и новой литературы постмодернизма. 12. Жанровая парадигма «Последнего мира». Отсылка к жанру антипатриотической литературы. 13. Взаимоотношение мифа и литературы в «Последнем мире». 14. Палимпсестный принцип построения наррации: a. «Метаморфозы» Публия Овидия Назона. b. «Последний мир» и «Смерть Вергилия» Германа Броха. 15. Авторитет текста / авторитет письма. Авторская модель создания и существования текста 16. Интертекстуальные и аллюзийные взаимоотношения реальных исторических лиц и мифологических персонажей, ‒ и главных героев романа. 17. «Австрийская тема» и мотив метаморфоз в романе. 18. Австрия как уменьшенная модель Европы, мира. Апокалиптические мотивы романа. 19. «Последний мир» как универсальная модель / притча о взаимоотношениях художника с властью и с публикой. Роман о художнике и литературе. 20. Композиция и апокалиптическая тематика романа Рансмайра. 21. Символика в романе Рансмайра.
3. Тема 3. Деконструктивистский роман Итало Кальвино «Если однажды зимней ночью путник» (1979/пер. 2000) как гипертекст. (2ч.) 1.Понятие гипертекста/ гиперромана в литературоведении. 2.Жанровая специфика романа. «Роман-ловушка» (И. Кальвино), роман-пародия на современные литературные стили и различные повествовательные стратегии. 3.Нарративные стратегии в романе: Главный герой (Читатель) – Героиня (Людмила) – Автор – переводчик. 4.Метанарративный уровень (Автор-комментатор / Автор - действующее лицо.) и процесс творчества. 5.Роль читателя в структуре романа. 6.Диалектика отношений между Писателем и Читателем. 7.Структура и композиция романа. Текст в тексте и смысл суброманов в структуре художественного целого романной формы. 8.Интеллектуализм романа.
4. Тема 4. Традиция нелинейного письма (nonlinear narratives) в постмодернистской литературе. Романы Милорада Павича «Хазарский словарь» (1984) и Петера Корнеля «Пути к раю. Комментарии к потерянной рукописи» (1987). (6ч.) 1.Традиция и принципы нелинейного письма в постмодернистской литературе. 2.Комментарий как гипертекст. 3.Неомифологизм в романе «Хазарский словарь» 4.Специфика жанра романов «Хазарский словарь» (роман-гипертекст, роман-энциклопедия, словарь, кроссворд, роман-лексикон) и «Пути к раю» (роман-«центон», «роман в сносках», роман-лабиринт). 5.Семантика заглавия, структура и композиция анализируемых романов. 6.Повествовательная структура романа П. Корнеля: «отсутствующая книга». a. «история» книги: роль предисловия, b. структура романа: проблема повествовательного единства, c. «ряд связей»: тематические «пассажи» («центр – периферия», лабиринт, сакральность, книга, «объективный случай» и др.). 7.Способ прочтения романов «Хазарский словарь» (красная, зеленая, желтая книги, «Предварительные замечания» и «Заключительные замечания») и «Пути к раю». 8.Аспекты проблемы «автор – читатель – художественное произведение» в романах. 9.Модель мира в романе «Хазарский словарь» (концепция времени и пространства в романах): принцип бинарности. - реальное – нереальное; явь – сон; - прошлое – настоящее – будущее; - левое – правое; - пространство мира – пространство книги; - язык – буква. 10.Игровое остранение через условность форм романов «Хазарский словарь» и «Пути к раю». 11.Ключевые моменты и сюжетные мотивы в дискретности и полифонии романа «Хазарский словарь». 12.Философия сна и проблема исторической памяти в «Хазарском словаре». 13.Роман «Хазарский словарь» как метафора знания о человеческой цивилизации и ее истории. 14.Мифологическая модель мира в «Хазарском словаре». 15.Синтез в романе «Хазарский словарь» двух структур – поэзии и лексикона. 16.Роман «Пути к раю» как постмодернистский фикциональный комментарий. 17.Литературная игра и мистификация в романе «Пути к раю». 18.Выход за пределы фикциональности и роль читателя в романе «Пути к раю». 19.Интертекстуальность и интенциональность романов «Хазарский словарь» и «Пути к раю».
5. Тема 5. Гипертекст и литература. Горан Петрович «Атлас, составленный небом» (1993 // перев. 1997); Милорад Павич (1929 —2009) «Ящик для письменных принадлежностей» (1999). (4ч.) 1. Гипертекст: осмысление понятия в современной науке. 2. Типы гипертекста. 3. Роман с «картинками» Горана Петровича: a. «линейность» и способы ее разрушения: особенности структуры; b. роль примечаний и иллюстраций; c. образ картографа, карточной игры, зеркала; d. модель мира: сон – явь, реальное – нереальное, правда – ложь; e. «герои» истории: человек и мир в поисках друг друга; f. тема Пустоты. 4. Книга-«предмет»: «Ящик для письменных принадлежностей» М. Павича 1. паратектсуальность: «кодирование» текста (содержание, название глав, схемы); 2. структурный принцип и «история»: творение «рассказа»; 3. герои «истории»: обретение и потеря «себя» и «другого»; 4. «бинарность мира»: единичное – множественное, левое – правое, день – ночь, сон – явь; 5. уроки о забывании языка: память и истина. 6. Образ книги в романах Корнеля и Петровича: пути творчества. 7. «Цитатное мышление»: новые формы познания и литература.
6. Тема 6. М. Кундера: искусство романа («Бессмертие»). (2ч.) 1. Тема и роман: композиционные принципы («относительная автономность частей», «нарушение единства действия», принцип «фуги», тематические мотивы, «горизонтальное» и «вертикальное» чтение). 2. Роман и идеология. «Изобретение юмора». Роман и мораль. История романа и История. Импровизация и композиция. 3. «Бессмертие»: 1.Герои «истории»: Аньес и Лора, Поль, профессор Авенариус. 2. «Бессмертие» – доминирующие повествовательные линии: a. история Аньес, Лоры, Поля (1, 3, 5, 7 части); b. история взаимоотношений Гете и Бетины (2, 4 части); c. «Невыносимая легкость бытия» Рубенса (5 часть). Мажорные и минорные темы. 3. Повествовательные «переходы». «Совпадения, творящие историю». «Теория случайностей» и романический сюжет. 4. Темы романа: a. современность и модернизм; b. образ / имидж (жест, шляпа Бетховена, диплом «стопроцентного осла»); c. романтизм и либертинаж; homosentimentalis; d. бессмертие (Гете и Хемингуэй), «смешное бессмертие». 5. персонаж «внешний» и «внутренний». Проблема индивидуальности. Персонаж и тема.
7. Тема 7. Современный французский роман: писатели-бунтари, литературные маргиналы, сокрушители основ и скандалисты (франц. enfant terrible / анфан террибль - «ужасный ребенок») Мишель Уэльбек (Тома́ р. 1956) и Фредерик Бегбедер (р. 1965). (4ч.) 1. Сатира на западное общество потребления и современное устройство мира (Уэльбек, Бегбедер). 2. Мишель Уэльбек, литературные предшественники: «самый верный «аналог» Уэльбека в XIX веке — это Бодлер, … В веке XVIII он был бы скорее ближе к Руссо, чем к Вольтеру. А еще — к Саду» (Доминик Ногез). 3. Критика либеральных достижений западного общества и сексуальной свободы в романе «Элементарные частицы» (1998 // перев. 2000): a. теория сексуальности как «система социальной иерархии», существующая параллельно теории денег и «не менее безжалостная», b. роль микроэтносов (социальных групп) в романе, c. стилистика чёрного юмора и его значение в романе. 4. Идея генетической трансформации человечества в романе «Возможность острова» (2005 // перев. 2006). 5. Концепция природы и человечества в романах Уэльбека – эсхатологические мотивы. 6. Творчество Фредерика Бегбедера (р.1965), биографические данные. 7. Особенности поэтики романов Бегбедера «Любовь живёт три года» (1997 // перев. 2003), «99 франков», переименован в «14, 99 евро» (2000 // перев. 2002), «Окна в мир» / Windows on the world (2002 // перев. 2004): Автобиографичность и эпатажность прозы, натурализм и антиэстетизм, a. сатира на западное общество потребления, b. критика массмедиа, рекламы, c. особенности композиции, d. нарративная организация романов.
8. Тема 8. Современная итальянская литература. Музыка повествовательных историй произведений Алесса́ндро Бари́кко (р.1958). (2ч.) Творчество Алесса́ндро Бари́кко (р.1958): «Шёлк» (1996 // перев. 2001), «1900. Легенда о пианисте» / «Novecento» (1994 // перев. 2005) (театральный монолог), «Гомер. Илиада» (2004// перев. 2007). 1. Особенности поэтики «царя Мидаса итальянской романистики» А. Бари́кко: a. мастерство повествовательной техники, b. сюжетная увлекательность, c. особенности хронотопа, d. специфика и форма психологизма. e. особенности идиостиля писателя - лаконичность, музыкальность, пластичность, живописность прозы. 2. Специфика сюжета и композиции. 3. Экранизации романов Бари́кко: — «1900. Легенда о пианисте» (1998), жанр музыкальной эпической драмы (итальянский режиссёр Джузеппе Торнаторе), — «Шелк» (2007) (Режиссёр Франсуа Жирар).
9. Миф и литература: Криста Вольф «Медея: Голоса» (1996 /перев. 1997, 2001). (4ч.) 1. Палимпсестность романной формы: миф о Медее (греческая мифология), «Медея» Эврипида, «Медея» Сенеки. 2. Неомифологизм романа: трансформация-переосмысление мифологического сюжета. 3. Специфика сюжета романа. Мифологический сюжет как «воображаемая действительность, выражающая смысл всего существующего» (Я. Голосовкер). 4. Композиция романа и её связь с драмой; приёмы театрализации в романе: список действующих лиц, «сценические эпизоды», сценические действия, монологи и диалоги. 5. Паратекстуальность: функции и смысл названия глав и эпиграфов. Эпиграф. Элизабет Ленк. Голоса. Голоса 1. Медея / Эпиграф. Сенека 2. Ясон / Эпиграф. Платон 3. Агамеда / Эпиграф. Эврипид 4. Медея / Эпиграф. Сенека 5. Акам / Эпиграф. Катон 6. Глаука / Эпиграф. И. Бахман 7. Леукон / Эпиграф. Р. Жерар 8. Медея / Эпиграф. Р. Жерар 9. Ясон / Эпиграф. Эврипид 10. Леукон / Эпиграф. Дитмар Кампер 11. Медея / Эпиграф. Адриана Каварера 6. Голоса героев как композиционная основа романа. 7. Нарративная стратегия. Повествовательная техника: рассказ – показ. Специфика речи персонажей – театральность, пафосность речи. Синтез эпических и драматических сегментов. 8. Специфика хронотопа романа. 9. Образ Медеи: Медея-человек и Медея-детоубийца. Внутренний монолог как знаковая форма психологического анализа. 10. Полижанровость романной формы: «роман-миф-драма» (Т. Чумакова), роман-миф, роман-трагедия с элементами «современного политического и психологического детектива» (Томас Анц). 11. Феминность против маскулинности – точка зрения автора на положение и роль женщин в обществе. 12. Семантика заглавия романа и её связь с авторской интенцией. 13. Роман «Медея» и повесть «Кассандра» К. Вольф – точки соприкосновения.

 




©2015 studenchik.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.