Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Парки как форма синтеза природы и искусств



Геолого-географический факультет

И.Ф. Черкашина

Ландшафтные парки

Как объект эколого-культурного туризма

Учебно-методическое пособие к курсу

«Природоведческие экскурсии»

Для студентов 5 курса специальности 100 2001«Туризм»

Ростов-на-Дону

Печатается по решению Ученого совета геолого-географического факультета Южного федерального университета Протокол № ______ от _____ 2009г.

 

Автор:

И.Ф.Черкашина

 

 

содержание

Введение 3

1. Парки как форма синтеза природы и искусств 6

2. Естественно-научные аспекты паркостроительства 8

2.1. Способы группировки древесно-кустарниковой растительности 9

2.2. Архитектурные стили парка 12

3. Исторические аспекты развития парков 14

3.1. Историческая периодизация и стилевые характеристики ландшафтных парков 15

3.2. Историко-географические традиции создания парков

3.2.1. Сады и парки в Древней Греции

3.2.2. Садово-парковое искусство Рима

3.2.3. Традиции феодального Востока. Средняя, Южная и Восточная Азия

3.2.4. Сады и парки феодальной Европы

 

 

Введение

Учебная дисциплина «Экологический туризм» входит в вариативную часть Учебного плана подготовки специалистов в сфере туризма. Освоение естественно-научных знаний, необходимых для понимания смысла этого направления туризма, предлагается в данном учебном пособии через их синтез с культурологическими знаниями. Разделение знаний на естественно-научное и гуманитарное является одной из причин развития глобального экологического кризиса. Нежелание гуманитариев знать и понимать законы природы и тем более учитывать их в процессе развития общества, привели человечество к ситуации выбора между «быть или не быть» человечеству на этой планете. Поскольку индустрия туризма стремительно развивается как отрасль активного потребления природных ресурсов, наблюдается закономерный результат - деградация этих ресурсов. Как следствие – сокращение и ухудшение качества среды обитания не только человека, но и других живых организмов. Уменьшение запасов чистой питьевой воды, вырубка лесов теперь уже не только для промышленных нужд, но и в целях освобождения территорий для строительства рекреационных комплексов, эрозия берегов рек и морей при организации пляжей и т.д. – это серьезные проблемы, требующие не технического, а гуманитарного знания для выхода из создавшейся ситуации. Экологическое мышление - главный инструмент спасения биосферы. Умение мыслить, учитывая не только собственные потребности и интересы, но и интересы будущих поколений – главное отличие человека от представителей животного мира. О целесообразном поведении животных, сохраняющем биологический вид от исчезновения, позаботилась Природа, выработав за миллионы лет механизмы самосохранения. Человечество пренебрегает опытом биосферы и пытается нарушить естественно-научные законы развития, как это происходит в сфере социально-правовых отношений человеческого сообщества. Пренебрегая моральными принципами человеческого общежития и лишившись духовно-нравственных ориентиров, современная цивилизация поставила себя на грань исчезновения. Чтобы выжить, современное общество обязано научиться осознанно строить стратегию своего развития, подчиняясь законам природы и не при каких обстоятельствах не нарушая их. Для этого все без исключения люди планеты должны знать эти законы и нести персональную ответственность за их нарушение. Но не наказание должно быть в основе экологического императива, а желание, мотивация на созидательное сотворчество с природой. Современные поколения далеки от подобного мышления.

Парки мира – пример сознательного и высокого сотрудничества человека с природой. Именно поэтому знакомство с особенностями экологического туризма начинаются с обзора природных территорий, созданных или преобразованных человеком. Создание туристских маршрутов и экскурсий, наполненных экологическим содержанием ненавязчиво, но искусно вплетенных в программы туров – задача туроператоров. Сегодня она решается лишь на уровне частной инициативы. Большая часть российских туроператоров формирует предложение, не обращая внимание на философские или стратегические вопросы сохранения территорий, главное – обеспечение удовольствия от путешествия. Отчасти это верно, поскольку это главная задача туризма, а охраной территорий занимаются специальные службы. Но воспитанием культуры отдыха, а значит и культуры взаимодействия туриста с объектами природы и природными территориями должны все же заниматься организаторы путешествий и отдыха. Как это может выглядеть в практике действующего турпредприятия? Ответ на этот вопрос и должны найти студенты в процессе освоения данного курса, а настоящее учебное пособие наряду другими источниками информации поможет сформировать осмысленное отношение к организации экологического туризма.

Современного туриста, отправляющегося в зарубежную поездку, привлекают не только традиционные мировые ценности культуры, известные по литературным изданиям и телевидению, но и этнографические и природно-культурные аспекты бытия посещаемых стран. Развивается бурными темпами взаимопроникновение культур в создании среды обитания. Культура общения с природой, провозглашенная UNWTO основной целью экологического туризма, выражается в разных странах по-разному.

В ряде стран уже имеются условия и объекты для цивилизованного экотуризма, связанного с заповедными природными территориями. Однако, большая часть природных территорий мира все же страдает от появления массового туриста. Не задерживаясь на проблеме деградации природных ландшафтов в результате развития массового туризма (на эту тему существует огромное количество исследований и публикаций), следует рассмотреть альтернативные территории, способные решить задачи, поставленные перед эколого-культурным туризмом.

Существует достаточно многочисленная группа туристов, для которых парк как место отдыха и знакомства с природой является более привлекательным нежели естественные ландшафты. В психологии современного горожанина образ леса все более замещается образом парка, отличающегося большей безопасностью и в связи с этим дающего более полный рекреационный эффект. Наше психологическое влечение к лесу, как прародине человечества осталось, но страх перед неизведанными лесными тропами не позволяет большему количеству горожан следовать этому влечению. Поэтому создаются культурные варианты лесных ландшафтов, которые мы обустраиваем сообразно поставленным целям.

Понятие «парк» достаточно широко используется как в специальном, так и общекультурном значении. Специальные понятия «Национальный парк», «Природный парк», «Зоопарк» конкретизируют целевое использование территорий как природного, так и искусственного происхождения, объединенных рекреационно-туристским содержанием.

Искусственные парковые насаждения, отличаясь по назначению, требуют различных дизайнерских решений организации ландшафта.

Парки культуры и отдыха, научные парки (ботанические сады, дендрарии, зоопарки), сады-музеи, мемориальные парки, детские парки – лишь небольшой список, демонстрирующий целевое разнообразие насаждений, носящих объединяющее название «Парк».

Исторический экскурс позволяет понять, как сформировался современный культурный ландшафт и на каких традициях основывается современная ландшафтная архитектура.

Старинные замки, парки, усадьбы способны оказать огромное просветительское влияние на формирование экологического сознания массового туриста. Управлять поведением туриста на этих территориях проще, поскольку уже сложились определенные стереотипы отношения экскурсанта к памятникам человеческой культуры.

Привлекая немалый творческий потенциал архитекторов и дизайнеров, парковое строительство стремительно эволюционирует и приносит все более интересные концепции организации среды для отдыха в природном окружении. Возможно, именно благодаря реализации многочисленных масштабных проектов новых парков, ландшафтный дизайн получил достаточно мощный импульс для своего развития и радикального пересмотра. Произошли значительные изменения в традиционных подходах к созданию композиций парковых пространств. Поэтому темы организации паркового ландшафта или ландшафтный дизайн являются центральными, при создании экскурсии. Названия растений, легенды и мифы о них, биогеографические сведения о распространении того или иного биологического вида – информация подчиненного характера или тема специальных экскурсий.

Парки как форма синтеза природы и искусств

Парки как форма синтеза природы и различных видов искусств были связаны с историческими стилями, развивались во взаимосвязи с философией, литературой, музыкой, живописью, градостроительством, архитектурой, народными традициями, экологией и другими науками. Они выражали изменяющиеся в каждую эпоху отношения человека к природе.

Поэтому включение парков в эколого-культурную туристскую среду может содействовать воспитанию природоохранного мышления у большого количества горожан, не стремящихся к посещению «дикой природы».

Особенностью ландшафтной архитектуры является главенствующая роль эстетического, и, если можно так сказать, гуманистического начала. Функциональные и технические стороны формирования среды занимают подчиненное место. Это качество обусловило распространенное понимание ландшафтной архитектуры как разновидности искусства. Академик Д.С. Лихачев подходит «к садовым стилям, как к проявлениям художественного сознания той или иной эпохи, той или иной страны» (Д.С. Лихачев. Поэзия садов. Ленинград, 1982). Действительно, творчество зодчих, создававших сады, всегда имело особый, поэтический характер и было самым тесным образом связано с представлениями и художественными стилями эпохи.

Специфика данного вида искусства заключается в том, что основным материалом, с которым работает автор, является природа. Например, рельеф с его геопластическими возможностями или вода в состоянии движения и покоя, или флора, непрерывно меняющая свой облик, или климат.

Суть составляет соединение природных материалов в целостную композицию, несущую определенный художественный облик.

Можно выделить следующие задачи парков:

· создание объектов высокого эстетического уровня, благоприятных по своим микроклиматическим и санитарно-гигиеническим свойствам, функциональных (т.е. отвечающих своему назначению), связанных «историческими нитями», а также воплощение новых замыслов, с учетом предыдущего многовекового опыта;

· сохранение экологических систем;

· поддержание экологического разнообразия природной среды;

· сохранение генетических ресурсов растений;

· сохранение участков и объектов культурного наследия, живописных участков природы;

· образование населения (ознакомление посетителей с типичными и редкими видами растений);

· организация туризма и культурного отдыха.

Решение эстетических задач подчинено социальным требованиям общества: каждая общественная формация имела свои идеалы, которые находили образные выражения в паркостроении. Вместе с этим эстетика парковой среды носит более широкий характер, направленный на формирование «пространства средствами гармонизации».

Были определены и основные признаки ландшафтных парков:

- ландшафтный парк является государственным учреждением и государство осуществляет контроль;

- создается с целью сохранения природы, красоты и пейзажей;

- занимает определенную территорию;

- природа создана искусственно;

- свободный допуск посетителей «для вдохновения, образования, отдыха».

Подытоживая рассмотренные признаки и задачи парка, можно кратко определить его как хранилище уникального, живописного, типичного и исчезающего в природе.

 




©2015 studenchik.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.

Президентские телки VIP эскорт