Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Исследование катакомб в 50-х годах XX века.



Этот раздел, я постараюсь всецело посвятить одному из интересных периодов изучения Николаевских катакомб. Исследования проводились в 1953 году силами Черноморского Военно-Морского Флота, под руководством инженера Алексеева. Они и дали нам наибольшее количество грамотно составленных документов на интересующую нас тему.

В ходе сбора устной информации «легенд» о подземельях от очевидцев, побывавших в катакомбах Николаева, я познакомился со старожилом, которого опускали в вертикальную штольню (глубина 20 м) матросы Ч.В.М.Ф. С его слов, со дна колодца брали начало два тоннеля. Это произошло в 1953 году, а очевидец работал тогда в архитектурном управлении города. С его же помощью, удалось обнаружить и часть документов периода исследований подземелий в 1953 году.

Документация исследований Алексеева хранится в одном из архивов города. Однако мне удалось тогда, козырнув красной ксивой научного сотрудника музея, только просмотреть отчет Алексеева, планы и разрезы тоннелей, но ни сфотографировать, ни тем более отксерить – ни в коем случае! Вся документация находилась под грифом «СЕКРЕТНО». Обиделся! Документы мне были необходимы для дальнейшей работы. А самое главное, эти документы, не шуточно, подтверждали мои версии о наличии обширных подземелий под городом. Что делать, как их заполучить?

Решил тогда пойти в КГБ. Дежурному на проходной объяснил кто я такой и зачем пришел. Тот, явно не совсем понимая зачем я приперся, отправил меня к парторгу комитета. Последний, принял меня в огромном кабинете и в самом начале разговора выяснилось, что он так же историк. «Коллега» очень внимательно выслушал рассказ о моих достижениях в исследовании катакомб города Николаева. О необходимости их изучения как памятника истории и археологии и так далее. В конце концов, парторг поинтересовался:

- А чем мы можем вам помочь? Денег у нашей организации, как вы понимаете – не много. На ваши исследования выделить ничего не сможем. Да и документации относительно катакомб у нас так же нет.

Эти, или подобные ответы я и ожидал услышать, но ведь пришел ни за этим. Хотя получить документацию КГБ было бы весьма интересно. Я набрался смелости…

- Понимаете… Скромно и не навязчиво продолжал я. - …в архиве хранятся документы исследования военных в 1953 году… Что мне терять, если откажут, захотят мне помешать, то сделают это, а вдруг помогут хоть в этом. - … они под грифом «СЕКРЕТНО». Мне нужно их скопировать для дальнейшей работы, но начальство архива не дает.

Парторг задумался.

- И все!?

- Да, если возможно, помогите?

- Мы гриф на эти документы не ставили… Хорошо, я попробую…«Коллега» выдержал паузу. – И у меня будет к вам просьба. Вот телефоны, если в подземельях вы наткнетесь на боеприпасы или оружие – звоните сразу же сюда, а не в милицию.

На этом и разошлись. Следующего дня не мог дождаться, утром я снова в архиве. Начальник, не успел я только поинтересоваться звонили ему или… выложил мне секретную папку.

- Только гриф «СЕКРЕТНО» бумажкой закрывайте и… Он не успел договорить, оторопел при виде вносимого ксерокса прямо в его кабинет. Кроме новой информации мои газетные статьи вызвали интерес к подземельям у зарождающегося после перестройки клана бизнесменов. Одни хотели открыть в катакомбах – под землей бары и кафе, другие – выращивать шампиньоны. Третьим, просто интересно, такие старались помогать чем могли: фонари, снаряжение и тому подобное, к ним я и обратился за помощью. Димыч Козубов и Кисаров, тогда директора фирмы, кажется, она называлась «Контакт», давным-давно не существует. Их интересовали подземелья не меньше чем меня, не для бара и грибов, а просто влекла романтика подземелий и история родного города. Тогда их фирма и предоставила ксерокс для копирования документации. Это сейчас ксерокопия на каждом углу и в каждом архиве и библиотеке, пятнадцать лет тому назад все было намного иначе и сложнее. Одним словом, секретная папка была у меня, и теперь я могу ознакомить читателя с тем, что скрывалось под грифом «СЕКРЕТНО».

АЛЕКСЕЕВ.

Прямое отношение к интересующей нас теме имеет письмо инженера Алексеева, присланное в г. Николаев в 1976 году. Его нашла где-то архитектор старого города в 1992 году Попова Ольга Петровна и поделилась со мной его копией:

«Председателю Николаевского горсовета депутатов трудящихся.

Ув. Председатель.

Во время моей службы старшим инспектором Инженерного управления Черноморского флота в г. Николаеве меня интересовало прошлое города, которое я хотел как-то запечатлеть в документах. Разбирая свой личный архив я отыскал часть моих работ, которые переправляю Вам, думаю, они Вас заинтересуют, и Вы их передадите на хранение в архив или музей. Хотелось сделать большее, но, увы, загруженность и подошедшая старость лишает Меня на большее.

С тов. Приветом.

II \ VIII 76 г. Инженер Алексеев А. В. г. Гагра».

Были ли получены председателем упоминающиеся документы архива Алексеева, и куда они были им переданы, установить не удалось.

Особо хотелось бы отметить, что силами председателя спортивно технического клуба «Садко» Корчагиным К.А. были предприняты попытки выяснить судьбу Алексеева. На официальный запрос исследователей в Центральный Государственный архив военно-морского флота в г. Ленинграде был получен ответ: Такой человек в Николаеве в 1953 году не работал, был некий Алексеев, побывавший в нашем городе проездом в Одессу, где и служил на тот момент. Можно допустить, что тот, кого разыскивали, проходил по документации другого ведомства, или использовал, по причине секретности исследований, псевдоним. В своем же письме он использует ту же фамилию, под которой работал в Николаеве в 1953 году.

Мне доводилось работать с массой документов, подписанных этой фамилией и датированных 1953 годом. Поэтому официальный ответ ЦГАВМФ звучит, мягко говоря, странно. И это еще одна загадка исследований Николаевских катакомб.

В обнаруженной засекреченной папке о подземельях огромный интерес представляет отчет об исследовании Николаевских катакомб в 1953 году. Отчету предшествовала следующая должностная записка:

 

« Экз. № 1.

Зам. Председателя Исполкома Областного

Совета Депутатов Трудящихся.

Тов. МИХАЙЛОВУ Г.А.

Здесь.

 

Представляю обнаруженный в архивах штаба МПВО области доклад о результатах разведывательных работ по вскрытию тоннелей и катакомб города Николаева на Ваше заключение о необходимости сохранения этих данных…

Обнаруженные в 1960 году схемы и разрезы тоннелей переданы Областному отделу по делам строительства и архитектуры.

ПРИЛОЖЕНИЕ: Доклад на 10 листах,

только адресату.

НАЧАЛЬНИК ШТАБА МЕСТНОЙ ПВО ОБЛАСТИ

Подполковник –……………….. /ШКУРАТОВСКИЙ./».

Читателю будет интересно ознакомиться, с еще раз обнаруженным докладом: ( Документ приводится в оригинальном варианте, без купюр).

СЕКРЕТНО.

«ДОКЛАД.

 

О результатах разведывательных работ

По вскрытию тоннелей и катакомб под

Гор. Николаевым, Николаевской области,

Украинской ССР.

По состоянию на 15 июля 1953 года.

 

Во исполнение решения бюро Николаевского Городского Комитета Коммунистической партии Украины, в период с 10 по 25 июля 1953 года комиссией в составе: Начальника отделения службы МПВО УМВД по Николаевской области подполковника ЛЕБЕДЕВА, старшего конструктора Николаевской проектно-изыскательной конторы «Облпроект» инженера тов. СИЗАЯ и старшего инспектора инженерного управления Черноморского Флота инженера тов. АЛЕКСЕЕВА, по документам и осмотру на местах был исследован вопрос наличия под городом Николаевым тоннелей, катакомб и установлено:

1.После Великой октябрьской социалистической революции старожилами города Николаева передаются легенды о том, что под городом существуют построенные в далеком прошлом тоннели и катакомбы.

Зафиксированные факты оседания грунта во многих местах города: Адмиральская и Черниговская, Аптекарская – 3-я Слободская, 3-я Слободская – Комсомольская и наличие входов в тоннели из подвальных помещений домов: Плехановская – Московская, Аптекарская – 3-я Слободская – 2-я Слободская и др. подтверждают рассказываемые легенды и в связи с реконструкцией города и решения задачи укрытия населения на случай воздушных налетов диктуют необходимость проведения тщательных изыскательских работ.

2. Разрабатывая проектно – техническую документацию, Облпроект геологические исследования проводит по нормам гражданского строительства на глубину до 10 метров, что по местным условиям, как показывают факты, явно недостаточно, т. к. не исключается возможность появления непредвиденных случайностей, о чем свидетельствует следующий пример:

На углу улиц Советской и Большой Морской строится 5-ти этажный дом завода «Дормашина». Произведенные геоисследования на нормативную глубину отвечают требованиям строительства дома. В настоящее время произведенной выборочной разведкой установлено, что дом строится на площадке быв. «гостиного двора» и на глубине 15 метров под домом имеются подвальные помещения и тоннели, идущие в 2-х направлениях: под улицей Советской к магазину Электросбыта и к летнему кинотеатру «Победа» ( см. схему и разрез №-№).

3. Принятыми мерами на месте разыскать архивные документальные данные – планы, чертежы, описания и т. п. не представилось возможным.

В областном архиве УМВД по Николаевской области хранится книга « Николаев – современное состояние и перспективы хозяйственного и культурного развития», изданная по материалам «Гипрограда» Одесским областным издательством в 1931 году.

Описывая благоустройство города Николаева на страницах 240-241 названной книги, автор пишет, что: «Нельзя обойти вопрос о катакомбах и подземных минах, имеющихся в городе в большом количестве, которые до сих пор еще не исследованы и не изучены». Одновременно с этим, автор указывает, что по собранным данным катакомбы и мины весьма давнего происхождения и перечисляет 13 адресов ориентировочных входов и направлений тоннелей и катакомб.

4. В процессе текущих работ старшим инспектором Инженерного Управления Черноморского флота – инженером тов. АЛЕКСЕЕВЫМ в 1951 году, в районе Николаевского Яхт-клуба, на участке быв. Инвалидных хуторов, на глубине 10 метров были обнаружены остатки бывшего турецкого водопровода. Водопровод из 4-х угольного каменного трубопровода, размером 0,60 х 0,60, выложен из тесаного камня, « в замок» без раствора.

Водопровод имеет направление к центру города и Яхт-клубу. По оврагу на расстоянии 80 метров имеется небольшой колодец глубиною 0,5 метров, куда поступает вода по гончарным трубам, уложенным, по видимому, в более позднее время.

Старожилы утверждают, что в прошлом, когда в Николаеве не существовало городского водопровода, в районе Варваровского моста, что от описанного водоисточника расположен на расстоянии 1 км., существовала деревянная будка с водоемом, где население получало воду за плату и что в прошлом, в районе нынешнего Яхт-клуба, во время турецкого владычества, находился административный центр, соединенный подземным тоннелем с духовным центром-мечетью, расположенной в противоположном конце города, на расстоянии свыше 3-х. км..

От духовного центра сохранился до настоящего времени минарет и замурованный подземный ход, что находится в районе сада имени Петровского.

В целях проверки полученных от населения данных о тоннелях и катакомбах тов. АЛЕКСЕЕВЫМ были пробиты два шурфа на противоположном склоне оврага, в котором был открыт описанный выше водопровод и на глубине 8-10 метров был обнаружен подземный тоннель, имеющий полуциркульную форму, высота 1 метр, ширина при проникновении 80 см., а через 10 метров достигла 2-х метров. Пройдя по тоннелю 100 метров, встретил завал, образовавшийся в результате разборки населением выхода на дневную поверхность и части тоннеля во время Великой Отечественной войны. (См. разрез Е-Е).

Отрезок осыпавшегося тоннеля имеет 2 направления: в сторону Варваровского моста – предполагаемых мест эллинских погребений и к центру города, последний на расстоянии 50 метров от входа также засыпан.

По легендам местных старожилов, некоторые из них в молодости из-за любопытства проникали в этот тоннель до 1 км., протягивая за собою нитку и утверждают, что видели под землею большой куполообразный грот с надписями на стене на непонятном для русских языке, из которого в разные стороны расходятся тоннели.

В районе речной пристани имеется замурованный выход из тоннеля высотою до 2 и шириною до 4 метров. Тоннель, по рассказам жителей, идет по улице Адмиральской до завода им. 61 Коммунара, сворачивает на Аптекарскую улицу, идет дальше к минарету, на территорию военно-морского госпиталя и выходит на склоне Ингульского берега.

Все вышеприведенные обследования и рассказы подтверждают данные, изложенные автором в книге, изданной Одесским областным издательством в 1931 году.

По материалам «Гипрограда» за период с 1931 – 1941 и 1944 – 1953 г. г. плановых изыскательских работ не проводилось.

В планы финансирования мероприятий МПВО 1951 – 1952 г. г. гор. Николаева включались запросы на отпуск ассигнований по линии городского отдела коммунального хозяйства для проведения разведывательных работ по выявлению входов, тоннелей и катакомб. Ассигнования отпущены не были и разведывательные работы по линии местной ПВО организовать и провести не представилось возможным.

Имея особую заинтересованность в скорейшем решении вопроса обеспечения населения города укрытиями, органы МПВО области, с 1948 – 1951 г. г. вели работу по выявлению входов и т. п. и подысканию организаций, способных начать разведывательные работы.

В процессе работы была установлена деловая связь со старшим инспектором Инженерного Управления Черноморского флота – инженером тов. АЛЕКСЕЕВЫМ, который проявил должную инициативу в сборе сведений от населения и проведении работ по обследованию входов и тоннелей.

5. На основании легенд и частичных обследований инженером тов. АЛЕКСЕЕВЫМ была представлена Командующему Черноморским флотом докладная записка, в результате которой последовал приказ на проведение обследования тоннелей и катакомб с привлечением личного состава флота и материальных средств Николаевского гарнизона.

Во исполнение приказа Командующего Черноморским флотом начато обследование и за период с марта по июль 1953 года установлено:

-Восстанавливаемый дом флота угол улиц Адмиральской и Артиллерийской: под колоннадой центрального входа в подвальном помещении обнаружен засыпанный грунтом колодец.

По конфигурации, устройству, габаритам и месту расположения, колодец представляет собою сооружение аналогичное вертикальной вентиляционной шахте современных подземных сооружений МПВО.

После выемки грунта на глубине 15 метров обнаружен подземный тоннель сечением 2,25 х 0,8 м., выложенный камнем. Тоннель идет по двум направлениям: первое в сторону завода им. 61 Коммунара и второе – в сторону Варваровского моста. По дну тоннеля проходил деревянный сгнивший желоб для воды диаметром 30 см., который при прикосновении рассыпается.

Участок тоннеля по направлению завода имени 61 Коммунара на расстоянии 150 метров от входа заилен глиной. В сторону Варваровского моста попадаются также завалы. На 15 июля 1953 года здесь удалось проникнуть на расстояние 500 метров, встречен завал, образовавшийся в результате обрушения кладки от бокового выпирания грунта на участке в 30 п\м (см. схему и разрез А-А).

В квартале № 240, между улицами Володарской и Аптекарской, в существующих флотских казармах имеются 2-х ярусные подвальные помещения, из которых начинаются подземные тоннели в сторону улицы Адмиральской к заводу им. 61 Коммунара и к реке Ингул.

По улице Адмиральской в подвале дома № 33 обнаружен вход в тоннель, имеющий два ответвления: по ул. Адмиральской в сторону дома флота и флотских казарм. Сечение тоннеля аналогично тоннелю, обследованному у дома флота (см. разрез Б-Б).

Выявленные три входа по ул. Адмиральской подтверждают подземную связь тоннелями между домом флота, флотскими казармами и речной пристанью (Сухой фонтан) на расстоянии 3,8 км.

Выявлены входы в тоннели: по ул. Адмиральской из подвального помещения здания ремесленного училища № 51.

При отрывке котлована строящегося дома Николаевского обкома КП Украины, летнего кинотеатра «Победа», под домом павильона артели Металлобытремонта и по ул. Петровского угол 2 Военной.

Обнаружен вход в тоннель во дворе на углу улиц Советской и Свердлова. (См. разрез В-В).

В районе с. Широкая балка, у реки Южный Буг, обнаружен вход в тоннель сечением 0,8 х 2,0 метров, тоннель обследован на протяжении только 150 метров, т. к. дальше залит водой (см. разрез Д-Д).

В райцентре Октябрьское на глубине 10 метров обнаружен тоннель сечением 0,8 х 2,0 м., тоннель на протяжении 1 километра в направлении гор. Херсон пройден инженером-землеустроителем тов. ПРОНИНЫМ. На всем протяжении тоннель на 0,5 м. заполнен водой. (См. разрез).

Все выявленные входы и тоннели выложены бутовым камнем – известняком толщиною 60 см., имеют каменные сводчатые перекрытия, выложены « в замок» без раствора».

В ходе дальнейших исследований был обнаружен еще один любопытный документ – план исследований Николаевских катакомб в 1953 году. Считаю, уместным, ознакомить читателя с данным документом, имеющим прямое отношение к интересующей нас теме.

 

«ПЛАН

Работ по вскрытию и исследованию Николаевских катакомб и

Тоннелей с 15. VI. по 15. VII. 1953 г.

 

1. Вскрыть тоннели и водопровод времен

турецкого владычества в районе Инва-

лидных огородов протяженностью 50

п.\м. на глубину 10 м. с 15.6-1.7. Генерал л-нт

ФОМЕНКО.

2. То же на территории бывшей полити-

ческой тюрьмы. --\--\-- --\--\--

 

3. То же на территории бывшей Турецкой

Батареи в районе «Широкой балки» --\--\-- --\--\--

 

4. То же на территории авиоучилища с 15.6-1.7. Генерал-майор

Коваленко

 

5. Вскрыть замурованный ход в тоннель на

заводе «61», идущий к бывшей политической Директор з-да 61

тюрьме на Одесской улице. С 15.6-1.7. ГАНКЕВИЧ.

 

6. То же тоннель соединяющий бывший во- То же совместно

енный порт, ныне з-д 61 с Коммерческим с директором зав торговым портом. С 15.6-1.7.444 тов.ОРЕШКОВЫМ

 

7. Вскрыть тоннели на территории Яхт- Директоры Клуба и Пионер-ланеря. С 15.6-1.7. заводов 444 и 61.

 

8. Убрать общественную уборную над

тоннелем в речном порту и провести Горсовет

очистку. С 15.6-1.7. СИРЧЕНКО.

 

9. Вскрыть шахты на территории 51-го

Ремесленного Училища и 3-го воен-

ного городка на глубину до 30 м. Капитан 1 ранга

засыпанные грунтом. С 15.6-1.7. ЕРОШЕНКО.

 

10. Закончить обследование тоннеля

вскрытого подраз.ЕРОШЕНКО по То же.

ул. Артиллерийская Сухой фонтан. С 15.6-1.7.

 

11. Обследование вскрытых тоннелей ЕРОШЕНКО

Авио-городка, Инвалидных Огородов, Инж. Упр. ЧФ

Широкой балки, Яхт-клуба, завода 61, АЛЕКСЕЕВ.

Торгового порта. С 15.6-1.7.

 

12. Провести буровые работы по ука-

занию инженера упр. ЧФ на глубину Горсовет

15 м. Мест 10. с 15.6-15.7. СИРЧЕНКО.

 

 

13. Б) Обеспечение личным составом производство работ:

 

1. Для производства земляных работ вы-

делить личный состав от в.ч. Генерал- Капитан

Лейтенант ФОМЕНКО. 40 чел. 1 ранга

От Ст. Морского Н-ка 20 чел. ЕОРШЕНКО.

 

 

2. Для производства исследования тоннелей

выделить личный состав от Ст.Морского

Н-ка офицеров 2 чел.

Врачей 2 чел.

Старшин 3 чел.

Матросов 20 чел.

 

3. Для охраны вскрытых тоннелей на весь

период работ выделить личный состав

Офицерам. По потребн. М В Д.

 

 

4. Для производства геодезических и

геологических работ выделить 2-х 2 чел. Горсовет

инженеров специалистов на 30 дн. СИРЧЕНКО.

 

 

5. Для координации производства работ

составить ответственную комиссию

в составе т.т. РОДИОНОВ.

 

 

6. На период ведения работ назначить ШКОЛЕНКО

ответств. Т.т. за материальное обеспечение САРКИСОВ

СИРЧЕНКО

ДАННАЯ.

 

7. Для неотложных нужд экспедиции на пред- Горсовет

мет оплаты специальных работ, приобр. СИРЧЕНКО.

необходимого имущества, материалов выдел. 10.000 руб.

 

8. В) Материально-техническое обеспечение:

1. Саперных лопат малых 15 шт.

2. То же больших 80 шт.

3. Кирок 40 шт.

4. Ломов 20 шт.

5. Топоров 10 шт. Генерал-

6. Пил поперечных 2 шт. лейтенант

7. Телеф. Провода 10 к.

8. Телеф. Аппаратов 6 шт. ФОМЕНКО.

9. Электропровода 1,5 км. Капитан 1 ранга

БАРЫШЕВСКИЙ.

10. Водолазных костюмов 3 шт. Директор з-дов

444, 61.

11. Электрофонари 30 шт. Директоры з-дов

12. Автомашин на 30 дней 1 шт. 444, 61.

13. Спец. костюмов 30 компл.

14. Резиновые сапоги 15 пар. Горсовет

15. Рукавицы 50 пар. СИРЧЕНКО.

16. Комплекты буровых инстр. 2 компл.

17. Крепежный лес тонкомер. 10 м3 . Н-к в.ч.

18. Доски 6 см. 5 м3 . 90313.

19. Цемент 1 тонна Полковник

20. Гвозди 150 мм. 50 кг. САРКИСОВ.

 

 

Д) Аварийные команды.

1. На случай несчастных случаев, завалов От генерала

тоннелей для раскопки людей в тоннелях ФОМЕНКО.

организовать 2 команды по 40 чел. 40 чел.

40 чел. От капитана

1 ранга

ЕРОШЕНКО.

 

2. На период работ поручить Службы связи

Генерал-лейтенанту ФОМЕНКО и капитану

1 ранга ЕРОШЕНКО обеспечить постоянную

связь по телефону через оперативных дежурных

с участком, где проводятся работы. 10 чел. ФОМЕНКО

Связист. ЕРОШЕНКО.

 

3. Доклад о выполнении плана Горкому

КП Украины. 20. 7. АЛЕКСЕЕВ.

 

 

Руководитель работ АЛЕКСЕЕВ

 

11.06.53г.»

 

 

В настоящий момент не удалось больше обнаружить документов, касающихся исследований Николаевских катакомб, проводимых Алексеевым и ЧФ в 1953 году. Но, благодаря собранным документам и личным исследованиям, автором в начале 1990-х годов было возобновлено изучение подземелий города Николаева.

Таким образом, вышеприведенные документы свидетельствуют, что интерес к Николаевским подземельям проявлялся в разные времена. Хотя их изучением занимались не историки и археологи, а исключительно военные, постоянно засекречивая все свои достигнутые результаты. Катакомбы их интересовали только как перспективные объекты ПВО, а совсем не как памятники истории. Хотя Алексеевым и отмечаются на картах и вскользь в отчете «места эллинских захоронений», но, что он подразумевал под этим, какое эти захоронения имели отношения к катакомбам установить, пока не удалось.

Приведенные сведения Алексеева подтверждают передающиеся легенды старожилов о наличии старинных подземных коммуникаций под практически всей площадью города.

Еще раз мы убеждаемся в отсутствии документации прошлых веков о строительстве подземных галерей, так как и поиски ее военными в 1953 г. не увенчались успехом (Смотри 3 пункт отчета).

Удручает тот факт, что в 1953 году исследования проводились для строительства бомбоубежищ и то, что впоследствии было использовано ПВО (перестроено и уничтожено), находится «под грифом секретно». Доступ к данной информации закрыт. Все же полученные сведения в ходе работ «археологов в форме» для нас потеряны.

 




©2015 studenchik.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.