Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Выставочно-ярмарочная деятельность России



Формирование выставочной сферы как самостоятельной отрасли в России произошло только в середине 90 гг. ХХ в. О выделении выставочной сферы в самостоятельную отрасль свидетельствуют данные об оборотах. По оценке Е. А. Демченко, они составляют в России 250-300 млн. долл. Выставочная деятельность занимает заметное место в доходах бюджетов городов [6, с. 19].

Число субъектов хозяйственной деятельности, работающих в отрасли выставочно-ярмарочной деятельности, в России предположительно достигает 1 тыс. [17, с.44]. Сюда входят не только непосредственно выставочные операторы и все организации, занятые предоставлением всевозможного рода прямых выставочных услуг (строительство стендов, проектирование и дизайн, производство оборудование и материалов), но и структуры из смежных отраслей, таких как транспорт, торговля, общественное питание, гостиничный сервис, полиграфия, реклама и т. д. Эти взаимосвязи свидетельствуют о глубоком переплетении выставочной деятельности с другими отраслями экономики.

Здесь уместно упомянуть о социальном эффекте выставочно-ярмарочной деятельности, который выражается, в первую очередь, в создании рабочих мест. «В России количество занятых непосредственно в выставочных организациях, – пишет В. М. Шупыро, – составляет приблизительно 20 тыс. человек, а с учетом вторичной занятости (в инфраструктуре выставок на срок их проведения) достигает 150 тыс. человек» [26, с. 88].

В связи с отсутствием какого-либо регулирования и относительной молодостью выставочной сферы в России (в ее рыночном варианте) она отличается хаотичностью, дублированием тем, пересечением по срокам смотров с аналогичной тематикой, большим количеством мелких мероприятий. С одной стороны, это создает видимость активности выставочно-ярмарочной деятельности, но с другой – снижает эффективность и качество выставок, дезориентирует участников, подрывает позиции уже сформировавшихся крупных экспозиций, препятствует созданию единой, целостной выставочной системы в стране.

Москва и Санкт-Петербург в ходе децентрализации выставочно-ярмарочной деятельности утратили монополию на международную выставочную деятельность, но продолжают оставаться крупнейшими международными выставочными центрами. В столице проводится четверть выставочных мероприятий страны. На втором и третьем месте по числу проводимых выставочных мероприятий, по данным С. Игнащенко, следуют Санкт-Петербург (172) и Ростов-на-Дону (93) [12, с.31]. За ними по количеству мероприятий следуют: Уфа, Екатеринбург, Новосибирск. Именно выставочные мероприятия и города их проведения становятся эпицентрами деловой активности, формирования рынков, налаживания межрегиональных и международных деловых связей.

С. А. Игнащенко отмечает некоторые тенденции и закономерности функционирования выставочно-ярмарочной деятельности на современном этапе:

1) выставки/ярмарки становятся все более специализированными, уменьшается доля многоотраслевых универсальных выставочных мероприятий;

2) Москва остается международным выставочным центром большинства отраслей. Вместе с тем, развивается тенденция проведения выставок, в том числе международных, в регионах размещения основных потребителей представленной на выставках/ярмарках продукции;

3) выставочно-ярмарочные мероприятия все больше приобретают характер выставок производителей;

4) в структуре участников выставок/ярмарок снижается доля посреднических компаний, представляющих как зарубежных, так и отечественных производителей, а также оптовых и розничных торговых организаций. «Суммарно эти категории составляют от 50 % до 20 % всех экспонентов», – утверждает С. Игнащенко [13, с. 26].

5) увеличение среди экспонентов компаний, оказывающих консалтинговые и сервисные услуги, доля которых составляет в среднем около 10 % [13, c. 26];

6) различный уровень выставочно-ярмарочной активности характерен для предприятий различных отраслей, наибольшую активность из которых проявляют фирмы, работающие в сфере туризма и отдыха, сантехники и отопления, медицины, фармакологии и инструментов;

7) основными источниками информации о выставках/ярмарках для экспонентов на сегодняшний день в России выступают: участие в прошлой выставке (52 %), приглашение организатора (33 %), устная информация (10 %), специализированные издания (8 %), Интернет (6 %);

8) повышение профессионального статуса посетителей: уменьшается доля частных посетителей и увеличивается количество представителей предприятий.

При всех положительных моментах развития выставочно-ярмарочной деятельности в России, имеется ряд нерешенных проблем, отмеченных в Концепции развития выставочно-ярмарочной деятельности Российской Федерации в протоколе № 12 от 29 марта 2001 г.:

· действующая нормативно-правовая база не в полном объеме регулирует вопросы выставочно-ярмарочной деятельности и требует разработки дополнительных нормативных актов;

· отсутствует скоординированный подход к планированию по срокам и тематике приоритетных выставочных мероприятий, проводимых в России и за рубежом, а также общая идеология формируемых на них экспозиций – в первую очередь национальных и региональных;

· имеющиеся методики экономического анализа выставочно-ярмарочной деятельности не позволяют в полной мере определить ее влияние на экономику России;

· отсутствует концептуальный подход федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов федерации к организации выставочно-ярмарочных мероприятий, имеющих особо важное значение для экономики РФ;

· в ряде случаев имеет место ведомственная разобщенность в подходе к вопросам государственной поддержки выставочно-ярмарочной деятельности;

· материально-техническая база выставочной деятельности недостаточно развита и не в полной мере соответствует международным требованиям;

· нехватка современных выставочных площадей.

Но в ближайшие годы планируется расширение выставочно-ярмарочных площадей [2, с. 64].

Если сравнивать размеры и качество российских выставок/ярмарок с зарубежными, нельзя не принимать во внимание, что эти показатели в определенной степени связаны с масштабами нашего рынка. Именно по этому они не могут быть сопоставимы с экспозициями Европы или США.

В России самая крупная выставка в области информационных технологий и компьютерной техники, например, в лучшие годы едва превышала 20 тыс. кв.м. [19, с. 221].

Таким образом, на современном этапе экономических преобразований в РФ выставочно-ярмарочная деятельность превратилась в заметный сегмент рынка. В стране создана выставочная индустрия, тесно связанная с рядом отраслей промышленности, имеющая собственную инфраструктуру, материально-техническую базу, специализированные кадры. Сегодня выставки и ярмарки обеспечивают мобильность рынка, создают необходимое информационное поле, формируют значительные финансовые потоки, а также приносят дополнительный доход в бюджеты всех уровней.

 

 




©2015 studenchik.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.