Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ГЛАВА 8. ХОЗЯЙСТВО И ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ СЛАВЯН В VI-IX ВВ.




 


Однако в дальних военных походах принимали уча­стие скорее всего лишь те, у кого было оружие. Харак­теризуя славянское войско, Маврикий пишет: «Каж­дый вооружен двумя небольшими копьями, некото­рые имеют также щиты, прочные, но трудно переносимые (с места на место). Они пользуются также деревянными луками и небольшими стрелами, намоченными особым для стрел ядом, сильно дейст­вующим». И далее: «Сражаться со своими врагами они любят в местах, поросших густым лесом, в тесни­нах, на обрывах; с выгодой для себя пользуются (за­садами) , внезапными атаками, хитростями, и днем и ночью изобретая много (разнообразных) способов. Опытны они также и в переправе через реки, пре­восходя в этом отношении всех людей» (Мишулин А. В., 1941, с. 253, 254). Автор первой половины VI в. Иоанн Эфесский относительно славян заметил: «Они научились вести войну лучше, чем римляне» (Мишу­лин А. В., 1941, с. 252).

Вряд ли в VI—VIII вв. были славянские дружины, находившиеся постоянно под кровлей своего воена­чальника и получавшие от него полное содержание. Очевидно, в племенную эпоху дружины набирались для одного военного похода или набега и расформи­ровывались по завершению задуманных действий. Только сравнительно небольшое число дружинников находилось при племенном князе постоянно.

Рассматриваемая эпоха была периодом, когда рост производительных сил позволял содержать и обеспе­чивать оружием и конями за счет общинных средств все больше и больше воинов-дружинников. Воины, испытавшие сладость вольготной жизни и сражений, не стремились возвратиться к тяжелому труду земле­дельца и скотовода, что было выгодно и формирую­щейся знати. Постепенно в племенном славянском обществе группируются постоянные дружины, усили­вается дружинно-княжеское сословие.

Верховная власть у славян VI—VIII вв. принадле­жала племенным собраниям. Прокопий Кесарийский сообщет: «Эти племена, славяне и анты, не управля­ются одним человеком, но издревле живут в народо­правстве (демократии), и поэтому у них счастье и не­счастье в жизни считается делом общим» (Прокопий из Кесарии, с. 297). Значительной властью в собра-


нии обладала, конечно, племенная знать, причем роль ее постепенно увеличивалась. Это была так называе­мая эпоха военной демократии.

В русских летописях содержится небольшая ин­формация о племенных собраниях, называемых, по-видимому, вечами. В Повести временных лет сооб­щается: «Сдумаша поляне и вдаша от дыма меч» (ПВЛ, I, с. 17). Под 945 г. имеется запись о том, что древляне «сдумавше с князем своим Малом» (ПСРЛ, I, с. 54, 55). Подобные собрания — веча — были и у западных славян.

На основе малых племен в это время создавались более или менее крупные объединения — союзы. Бы­ли среди них, конечно, и временные образования, но они не оставили никаких следов. Постоянные союзы племен переросли в племенные княжения полян, древлян и других групп славян. Они известны по По­вести временных лет. Во главе их стояли князья, по-видимому, близкие к тем предводителям-рексам, о которых писали византийские историки. Однако и здесь верховная власть принадлежала народному соб­ранию. Летописи сообщают, в частности, что не князь, а народ решал вопрос платить ли полянам дань Хазарскому каганату.

К этому периоду, возможно, относятся и первые полугосударственные образования восточных славян. Упоминание о них есть в Вертинских анналах, сооб­щающих о хакане народа Рос.

Развитие производительных сил, успехи земледе­лия и ремесла постепенно увеличивали объем приба­вочного продукта как в целом, так и ту его часть, ко­торая доставалась племенной верхушке,— князьям, военачальникам, дружине. Все это вело к переходу от первобытнообщинного к раннефеодальному строю. Несколько позже возникают на Руси и феодаль­ные замки (рис. 14).

Объединительные тенденции славян в IX в. выхо­дят за пределы племенных княжений. Словене новго­родские и кривичи вместе с финским племенем весью создают федерацию. Аналогичный процесс на базе племенного союза русов протекал и в Среднем Подне-провье. Здесь постепенно формируется единое госу­дарство восточных славян с центром в Киеве — древ­няя Русь.





©2015 studenchik.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.