Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Гигиена трудового обучения и производительного труда учащихся



Блок IX

ГИГИЕНА ТРУДА УЧАЩИХСЯ

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПЛАНИРОВКЕ

Лекция IX

Гигиена трудового обучения и производительного труда учащихся. Гигиенические требования к планировке школьного здания,

Земельного участка

Гигиена трудового обучения и производительного труда учащихся

Различные виды труда, особенно работы, выполняемые на земельном участке, в садах, огородах и на полях, организованные с учетов возрастно-половых особенностей и требований гигиены, оказывают положительное влияние на физическое развитие и функциональное совершенствование основных физиологических систем организма детей и подростков.

В тех же случаях, когда работа не соответствует возрастным возможностям, неблагоприятные реакции организма регистрируются у 14-15- летних учащихся после 3-4 часовой работы: снижается жизненная емкость легких и сила сжатия кистей рук, возрастает частота сердечных сокращений.

Девушки к работе адаптируются труднее, реагируют более резким снижением работоспособности, чем их сверстники - 15-17-летние юноши. Эта особенность девушек проявляется не только при выполнении сельскохозяйственных работ, но и при выполнении работ в промышленном производстве.

При столярных, слесарных и садово-огородных работах необходимо чередовать труд с отдыхом, а также использовать инструментарий, по массе и размерам соответствующий силам, размерам рук и амплитуде основных движений учащихся. Работы, сопровождающиеся большим напряжением мышц, могут вызвать растяжение связок, воспаление сухожилий с последующим нарушением функции отдельных суставов.

Положительное влияние урока труда на работоспособность организма может отсутствовать, если учащиеся непрерывно выполняют однообразную операцию и условия работы не соответствуют требованиям гигиены. Методически правильно организованный урок труда предусматривает рациональное чередование нескольких операций с тем, чтобы каждая из них, особенно если производится обработка металла, не требовала много времени. Допустимая длительность непрерывного выполнения слесарных и столярных операций ограничивается 16 мин. Допустимая продолжительность непрерывного выполнения отдельных операций с использованием швейных машин может достигать 1-15 мин.

Важное гигиеническое требование имеет плотность урока труда (отношение чистого времени работы – основной и вспомогательной – к общей длительности урока). На занятиях техническим трудом оптимальной является плотность работы около 80%, а для выполнения швейных операций – 50-70%. В процессе выполнения любых трудовых операций не следует навязывать учащимся определенный ритм и темп работы.

В классах, рабочих комнатах и мастерских, где происходит урок труда, обеспечиваются оптимальные условия микроклимата и достаточное естественное и искусственное освещение. Рабочие места (специальные рабочие столы, верстаки и станки) отводятся каждому школьнику с учетом его роста. Руководство школы должно ежегодно осуществлять проверку технического состояния оборудования, инструмента, изоляции электропроводки, надежности заземления. Разрешение на проведение занятий в школьных мастерских (по техническому и обслуживающему труду) выдается перед началом каждого учебного года специальной комиссией.

Учащиеся должны знакомиться как с общими, так и с частными правилами по технике безопасности при выполнении работ с деревом и металлом. В слесарной, столярной или универсальной мастерской на стенах развешивают плакаты с полным текстом правил. В мастерских и на рабочем месте соблюдаются порядок и чистота, что является одним из условий, снижающих частоту ушибов, ранений, засорений глаз и других травм у учащихся. Пред началом выполнения отдельных операций по обработке дерева или металла, тканей и других материалов тщательно проверяют исправность инструментария, швейных машин, электроплит.

Для уроков ручного труда, производительного труда, работы в столярных и слесарных мастерских учащиеся должны иметь специальную одежду. По окончании работ каждый школьник убирает свое рабочее место и выполняет необходимые правила личной гигиены.

 

На учебно-опытном участке и в сельском хозяйстве учащиеся V-VII классов могут выполнять такие садово-огородные и полевые работы, как обработка почвы, посадка огородных культур, различных растений и кустов, поливка, прополка, прореживание овощных культур, мотыжение, ворошение и сгребание сена, уборка овощей и плодов, уничтожение сельскохозяйственных вредителей без применения ядохимикатов, уход за кроликами и птицей.

Наиболее благоприятными для сельскохозяйственного труда учащихся в весенне-летний период являются ранние утренние часы, когда еще слаба интенсивность солнечной радиации.

При организации труда в сельской местности дорога к месту работы не должна занимать более 30 мин, а общая продолжительность труда не должна превышать 3 ч в день для учащихся V-VI классов и 4 ч ля учащихся VII классов. При этом труд учащихся V-VI классов необходимо чередовать с короткими (5-минутными) перерывами через каждые 25-30 мин работы. Для учащихся VII классов рекомендуется устраивать перерывы через каждые 50 мин работы.

Помимо правильной организации труда должно быть предусмотрено оказание учащимся в необходимых случаях квалифицированной медицинской помощи, создание условий для соблюдения правил личной гигиены, обеспечение доброкачественной питьевой водой.

На время летних каникул учащиеся VIII-IX классов могут допускаться к временным посильным работам по найму, с соблюдением правил по охране труда, а также продолжительности общественно полезного производительного труда: в возрасте 14-15 лет не более 4 ч и 16 лет не более 6 ч в день. Предельный срок окончания временной работы – 15 августа. Запрещается применение труда учащихся на тяжелых работах, на работах с вредными или опасными условиями труда, на подземных работах, на работах в ночную смену и в выходные дни.

Специальным перечнем для учащихся VII-IX классов рекомендованы профессии: деревообработка, кондитерское производство, металлообработка, общественное питание, радиоэлектроника, электротехника, основы агротехники и механизации растениеводства, основы животноводства и механизации животноводческих ферм и комплексов, основы автоматики и телемеханики, торговое обслуживание и др.

На промышленных производствах работа учащихся в порядке производственного обучения и производительного труда разрешается только в утреннюю смену. При этом желательно избегать как слишком раннего начала работы в утреннюю смену, так и слишком позднего ее окончания в дневную с тем, чтобы у учащихся не нарушался общий распорядок дня, не уменьшалась продолжительность ночного сна. Начало работы позже 10 ч в утреннюю смену и 15 ч в дневную смену нецелесообразно, так как режим дня в этих случаях тоже оказывается нарушенным.

Занятия по трудовому обучению в специально выделенные дни рассчитываются максимум на 6 ч. В эти же часы входит теоретическое обучение: освоение технологии производства, основ производства, техники безопасности.

Наблюдения за динамикой работоспособности и изменение производительности труда учащихся дают основание ограничить продолжительность непосредственного труда учащихся 15-16 лет 4 ч и учащихся 17-18 лет – 6 ч. Большая продолжительность производительного труда учащихся, увеличивая их общую нагрузку, может повлечь за собой нежелательные изменения в здоровье. Увеличение рабочего дня нецелесообразно и потому. Что после первых 3 часов работы последующее время от часа к часу расходуется учащимися все менее рационально.

Гигиенический рациональный режим труда подростков, слагающийся в конечном счете из отдельных компонентов, наиболее благоприятных для организма (смена работы отдыхом, чередование рабочих операций, оптимальный режим, интенсивность работы и плотность рабочего времени), может быть обеспечен тогда, когда к этому имеются необходимые предпосылки. Основными из них являются наличие у каждого работающего подростка своего рабочего места, достаточного количества сырья, нужных материалов и инструментов, а также соответствие условий внешней среды (освещенность, микроклимат, уровень звукового давления) действующим нормативам и требованиям.

Семинар IX

Гигиена труда. Требования к планировке

1. Гигиена трудового обучения и производительного труда учащихся.

2. Гигиенические требования к планировке школьного здания.

А) Требования к размещению общеобразовательных учреждений.

Б) Требования к зданию школы.

3. Гигиенические требования к планировке земельного участка.




©2015 studenchik.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.