Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Кадастры природных ресурсов



В последние десятилетия накоплен значительный мировой и национальный опыт в разработке и осуществлении природоохранной политики. В указанный период в огромных размерах возросли масштабы потребления природных ресурсов, количество их добычи, заготовок, промышленного использования и экспорта. В Российской Федерации в результате роста объемов природопользования увеличилось воздействие этой сферы на окружающую природную среду, возросла роль экологических факторов в социально-экономическом развитии.
В результате экологический аспект развития российской экономики требует осуществления широкого спектра мероприятий, направленных на сохранение окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов: охрану атмосферы, рациональное использование земельных ресурсов; сохранение лесов, борьбу с опустыниванием и засухой, сохранение биологического разнообразия, охрану и рациональное использование водных ресурсов, комплексное решение проблемы отходов, экологизация всей хозяйственной деятельности, интенсивного использования эколого-экономического потенциала страны в целом и каждого субъекта Федерации в отдельности. Последнее особенно важно, когда в стране идет процесс повышения роли субъектов Российской Федерации, децентрализация экономики, разграничение компетентности в области управления хозяйственной деятельностью между разными уровнями государственной власти, особенно между Центром и регионами. Во всех указанных процессах особое место занимают природные ресурсы. Природно-ресурсный потенциал любой территории является основой социально-экономического развития и экологического благополучия. Поэтому правильная оценка имеющихся природных ресурсов в каждом регионе будет иметь решающее значение при принятии управленческих решений и реализации программ развития. Все это на первый план выдвигает задачу учета и социально-экономической оценки природных ресурсов каждого субъекта Федерации и административного района. Проблема эта наиболее успешно может решаться путем формирования и ведения отраслевых ресурсных кадастров, которые давно осуществляют, и комплексных территориальных кадастров природных ресурсов (КТКПР), формированию которых положил начало широкий эксперимент с 1993 года. К 1996 году в эксперименте участвовали 33 субъекта Российской Федерации. В процессе этого эксперимента многое изучено, проверено практикой, наблюдениями, проводится отработка механизма формирования комплексных территориальных кадастров природных ресурсов как информационной базы для принятия экологически обоснованных управленческих решений в сфере природопользования с учетом приоритетов социально-экономического развития территорий и сохранения окружающей природной среды.
Результаты эксперимента показывают, что существующие ресурсные (отраслевые) кадастры как банки ценной и развернутой информации о природных ресурсах в первую очередь должны стать основой построения новой информационной системы о природных ресурсах потенциальных территорий Российской Федерации. Эта новая система получила название Комплексный территориальный кадастр природных ресурсов (КТКПР). Проблема взаимосвязи и соотношения двух видов кадастров – отраслевых и территориальных базируется, по существу, на необходимости постоянного сочетания территориального и отраслевого экономико-хозяйственного взаимодействия в системе «территория отрасль – природные ресурсы». Эта система требует постоянного совершенствования размещения производительных сил, региональных связей, специализации и концентрации, схемы хозяйственных перевозок. Это сочетание всегда будет влиять, на возрастающую роль территориального комплексного управления природопользованием. Оно определяется механизмом государственной политики устойчивого социально-экономического развития и требованиями гармонизации экономических и экологических проблем в рациональном природопользовании страны и ее регионов.
Все вышеизложенное определило структуру и содержание второго раздела учебного пособия. Это пособие предназначено для использования в учебном процессе по предмету «Экономика природопользования» в том числе с выделением в данном учебном курсе дисциплины специализации «Кадастры природных ресурсов».
Данный раздел настоящего учебника подготовлен на основе обобщения и использования литературы по экономике и экологии, рациональному природопользованию, охране окружающей природной среды, оценке природных ресурсов, правовому регулированию природопользования и экологическому праву. Особое и преимущественное место в пособии занято материалами, заимствованными и хрестоматийно цитируемыми из книги «Учет и социально-экономическая оценка природных ресурсов. Сборник аналитических и нормативно-методических материалов». НУМЦ Минприроды России. Москва, 1996. Указанная книга по содержанию теоретико-методологических обоснований и обобщений, анализу эксперимента по формированию и ведению системы комплексных территориальных кадастров природных ресурсов, методических рекомендаций, предложений и особенно по интегрированному представлению правового и. нормативного материала по проблемам государственного и кадастрового учета и социально-экономической оценке природных ресурсов является уникальной, ценной и своего рода единственной по указанной проблематике книгой. Справедливо отметить, что до издания этого учебника до сих пор не было книги, в которой бы проблемы кадастров природных ресурсов были подвергнуты столь серьезному и многоплановому анализу, ретроспективным комментариям и оценкам, анализирующим накопленный опыт и содержащим перспективные теоретические идеи и механизмы по правовому, нормативному, научному и организационному обеспечению в сфере управления и экономики природопользования. При этом системно и конструктивно увязаны экологические, экономические, социальные, технологические, международные, федеральные и региональные аспекты кадастров природных ресурсов и механизмов природопользования. Формирование федеральной системы территориальных, дальнейшее развитие ведения отраслевых ресурсных кадастров природных ресурсов окажет положительное влияние не только на обеспечение сбалансированного решения социально-экономических и экологических задач субъектов Федерации. Это послужит также решению такой важной и сложной проблемы как преодоление отраслевой разобщенности в рациональном и неистощительном использовании природно-ресурсного потенциала на основе учета и соблюдения эколого-социальных принципов и приоритетов развития территорий.
При этом всесторонний учет природных, экономических, национальных, экологических условий и особенностей позволяет обеспечивать эффективное природопользование в системе регионального общественного воспроизводства. Важную роль в развитии хозяйства играет территориальное сочетание природных ресурсов, которое в значительной мере также определяет специфику влияния экологических факторов на планирование и управление социально-экономическим развитием в регионах.
В настоящее время наиболее широко признанным в науке и практике определением понятия территориального сочетания природных ресурсов является определение, данное А.А. Минцем, который писал: «Под территориальным сочетанием естественных ресурсов мы предлагаем понимать источники ресурсов различного вида, расположенные на определенной целостной территории и объединяемые фактическим или перспективным совместным использованием в рамках единого производственно-территориального комплекса».
Использование кадастров как научной базы о территориальных сочетаниях природных ресурсов поможет решить такие важные проблемы как приближение производства к источникам сырья, топливно-энергетическим ресурсам и районам потребления продукции, размещение производства с учетом рационального разделения общественного труда в мировой системе хозяйства.
С учетом вышеизложенного настоящий раздел учебника предназначен для использования в учебном процессе в системе высшего экономического образования по направлению «Экономика природопользования» по дисциплинам: «Кадастры природных ресурсов», «Учет и социально-экономическая оценка природных ресурсов», «Комплексное управление природопользованием», «Экономика и экология», «Рациональное природопользование».




©2015 studenchik.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.