Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Локальные(корпоративные) акты

 

Основным корпоративным нормативным актом акционерного общества, который прямо указан Федеральным Законом «Об акционерных обществах», является его Устав общества.[9] Уставу акционерного общества не только посвящена отдельная статья Закона, к нему также отсылают многие другие статьи Федерального Закона «Об акционерных обществах».

Вместе с тем Устав Акционерного Общества - не только важнейший корпоративный нормативный акт акционерного общества, но также и его главный правоустанавливающий документ, который определяет правовой статус АО и содержит необходимую информацию о АО, а также определяет порядок его деятельности в рамках действующего законодательства Российской Федерации. Тщательная подготовка Устава Акционерного Общества с учетом притязаний законодательства и точных критерий организации акционерного общества важна для обеспечения устойчивого положения самого акционерного общества, организации успешной системы управления акционерным сообществом, гарантии прав акционеров и деловых партнеров общества. Федеральный закон «Об акционерных обществах» выделяет список основных сведений, которые должны содержаться в Уставе, а именно: полное и сокращенное наименование общества; место его нахождения; тип общества (открытое или закрытое); количество, номинальная стоимость, категории (обыкновенные, привилегированные) акций и типы привилегированных акций; права акционеров - владельцев акций каждой категории и типа; размер уставного капитала общества; структура и компетенция органов управления общества и порядок принятия ими решений; порядок подготовки и проведения Общего собрания акционеров, в том числе перечень вопросов, решение по которым принимается органами управления общества квалифицированным большинс­твом или единогласно; сведения о филиалах и представительствах общества; иные положения, предусмотренные Законом. Сведения по перечисленным вопросам подлежат обязательному включению в Устав.[10]

Но указанный список не охватывает всех положений, которые нужно будет или же имеет смысл отобразить в Уставе акционерного общества. Отсылки к Уставу содержатся во многих ста­тьях ФЗ "Об акционерных обществах" и различны по своему характеру. Первую группу составляют нормы, которые являются обязательными для включения в Ус­тав общества. К ним следует отнести определение сроков и порядка осуществления преимущественного права покупки ценных бумаг в непубличных обществах ( ч.3 ст.7 Закона); установление размера резервного фонда, создаваемого в соответствии с ч.1 ст.35 Закона, а так же размеров отчислений в резервный фонд; определение сроков и формы направления информации о проведении Общего собрания акционеров (ч.1,2 ст.52); установление порядка избрания Совета директоров акционерного общества (ч.1 ст.66) и некоторые другие нормы.[11]

В ряде таких норм Законом определены конкретные параметры, в рамках которой Уставом общества должна осуществляться конкретная регламентация. Например, размер резервного фонда АО определяется Уставом общества, но, согласно ФЗ «Об акционерных обществах», не может быть менее пятнадцать процентов уставного капитала. Данные нормы можно назвать относительно-императивными, и в случае, если, например, Уставом общества определен размер резервного фонда, ниже предусмотренного Законом, то будет действовать норма Закона.

Среди обязательных норм можно так же выделить подгруппу условно-обязательных норм. Так, например, если Уставом общества предусмотрено образование в нем одновременно коллегиального и единоличного исполнительного органа, то согласно ст.66 Закона в Уставе общества должна быть определена компетенция каждого из них.

Ко второй группе можно отнести нормы разрешительно-рекомендательного характера. Так, в ст.11 Закона об акционерных обществах указано, что Уставом общества могут вводиться ограничения количества акций, которые принадлежат одному лицу, и их общей номинальной стоимости, а также максимального количества голосов, которые могут предоставляться одному человеку. В Уставе общества также могут предусматриваться сведения об объявленных акциях, о возможности уменьшения уставного капитала путем погашения и приобретения акционерным обществом некоторого количества размещенных акций, о возможности и условиях конвертации привилегированных акций в обыкновенные и ряд других сведений. Решение о включении в Устав общества подобных вопросов принимается по усмотрению самого акционерного общества исходя из различных условий.

В третью группу включаются диспозитивные нормы, которые устанавливают определенное правило и, вместе с тем, допускающие другое разрешение этого вопроса в Уставе общества. Часть из этих норм регулируют весьма важные вопросы функционирования общества. Так, например, на основании ст. 48 Закона Уставом общества может быть предусмотрено отнесение к компетенции Совета директоров принятия решений об увеличении уставного капитала акционерного общества, о досрочном прекращении и формировании полномочий исполнительного органа. Вместе с тем указанные вопросы в соответствии с этой статьей относятся к компетенции общего собрания акционеров, то есть нормами ст.48 Закона может допускаться перераспределение полномочий.

Уставом общества небольшого по числу акционеров (менее 50 акционеров) может предусматриваться, что функции Совета директоров осуществляются Общим собранием акционеров. В этом случае в Уставе общества должно быть указано орган общества или конкретное лицо, к компетенции которого может относится решение вопроса о проведении Общего собрания акционеров и об утверждении его повестки. Кроме того, многие диспозитивные нормы Закона касаются более частных, но весьма значимых для организации деятельности общества и управления вопросов.

Если обобщить вышеизложенную информацию, то можно выделить следующие главные условия, которые следует учитывать при утверждении и разработке Устава акционерного общества:

1. В Уставе акционерного общества должны находить отражение те вопросы, включение которых в этот корпоративный нормативный акт является обязательным в силу Закона. Отсутствие какой-либо из таких норм может являться основанием для отклонения государственной регистрации акционерного общества с требованием привести Устав акционерного общества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

2. В необходимых случаях с учетом конкретным условий функционирования акционерного общества в его Устав включаются нормы дополнительного регулирования, исходя из рекомендательно-разрешительных и диспозитивных норм ФЗ «Об акционерных обществах», а также иные предложения, которые не противоречат законодательству и учитывающие специфику деятельности акционерного общества.

3. В Устав общества не могут вносится сведения об акционерах и учредителях акционерного общества, эта информация содержаться в реестре акционеров.

4. В Уставе общества не может приводиться подробный перечень направлений и видов деятельности акционерного общества. Это связано с тем, что АО, являясь коммерческой организацией, обладает общей правоспособностью, то есть может осуществлять все виды деятельности, которые не запрещены законодательством Российской Федерации. Исключение могут составлять случаи, когда в Уставе общества умышленно ограничиваются виды деятельности данного акционерного общества (в этом случае должен быть дан их исчерпывающий перечень).

5. Устав общества не следует перегружать положениями, которые дублируют нормы ФЗ «Об акционерных обществах», а также другие правовые акты, которые применяются и действуют независимо от их включения в учредительный документ конкретного акционерного общества.

Как корпоративный нормативный акт Устав общества имеет общеобязательный характер для самого общества, а также его акционеров. Правоприменительная практика исходит из общеобязательности обязательности Устава акционерного общества и для третьих лиц, вступающих с ним в правоотношения.

Существуют и иные виды локальных нормативных актов. К локальным нормативным актам могут быть отнесены акты, которые принимаются Советом Директоров, содержащие нормы трудового права. Таким образом, право Совета Директоров принимать подобные локальные акты самостоятельно закреплено законодательно.

Часть локальных нормативных актов Совет Директоров должен принимать, учитывая мнение представительного органа работников, что предусмотрено Трудовым кодексом Российской Федерации, законами, а также иными нормативными правовыми актами. Примерами таких локальных актов могут служить Правила внутреннего трудового распорядка организации (статья 190 ТК РФ), графики отпусков (статья 123 ТК РФ). Список корпоративных нормативных актов, принимаемых с учетом мнения представительного органа работников, может быть дополнен коллективным договором, отраслевыми и иными соглашениями.

Локальные нормативные акты не могут ухудшать положение работников по сравнению с коллективным договором, трудовым законодательством и соглашениями. Если корпоративный нормативный акт делает хуже положение работников, то данный акт признается недействительным. Также является недействительным и корпоративный нормативный акт, который был принят без соблюдения, предусмотренного Трудовым Кодексом РФ порядка учета мнения представительного органа работников. Если представительный орган работников отсутствует в данной организации, то в этом случае работодатель с помощью коллективного (с участием работников) и индивидуального договоров (с участием представителя работников) согласовывает и устанавливает условия труда. Если же корпоративный нормативный акт недействителен, то применяются законы или иные локальные нормативные акты, которые содержат нормы трудового права (статья 8 ТК РФ).

Самые распространенные корпоративные нормативные акты, принимаемые в организациях и касающиеся взаимоотношений работников и работодателя:

- Положение о системе премирования (поощрении) работников организации;

- Правила внутреннего трудового распорядка;

- Штатное расписание;

- Положение о персонале организации;

- иные локальные нормативные акты, касающиеся взаимоотношений логанов управления и работников.

Документы, перечисленные выше, могут иметь другое название. Данный вопрос законодатель не регулирует, но при их разработке данных актов следует учитывать то, что в конечном итоге они должны представлять собой единую систему локальных нормативных актов организации.

 


 




©2015 studenchik.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.