Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Силы гидродинамического сопротивления движению

Подготовка к промежуточному контролю – экзамен (36 часов)

Баллов

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

Содержание учебного предмета «Плавание».

1. Организация работы по плаванию (требование учебного плана, обоснование структуры и содержания изучаемого предмета и курса специализации, подготовка квалифицированных кадров, учебно-методическое обеспечение, актуальность проведения научных исследований, материально-техническая база, обучение спортивного резерва, результаты выступлений сильнейших пловцов)

2. 2.Влияние плавания на организм занимающегося (физические свойства воды, оздоровительный эффект, специфичность заболеваний, лечебное воздействие)

3. Состояние важнейших вегетативных функций при плавании (дыхательная система, взаимосвязь дыхания и кровообращения, сердечно-сосудистая система)

4. Динамика морфо-функциональных и гидродинамических показателей в плавании (состояние морфо-функциональных показателей, подвижность в суставах и гибкость, статическое и динамическое плавание, особенности изменения гидродинамических параметров)

5. Основы и особенности техники спортивных способов плавания (общие положения и особенности техники плавания кролем на груди, брассом, кролем на спине, баттерфляем, стартов и поворотов, прикладное плавание)

6. Эффективность методики обучения плаванию (предпосылки обучения плаванию детей, возможности обучения плаванию школьников, особенности обучения плаванию взрослых)

7. Необходимость спортивного отбора в плавании (возможности спортивного отбора, биологические, психологические и педагогические критерии)

8. Обоснование методики спортивной тренировки в плавании (направленность тренировочной работы, подбор эффективных средств, использование рациональных методов, возможности оптимального планирования)

9. Специфичность работоспособности в плавании и эффективные средства ее восстановления (предстартовое состояние пловца, факторы, лимитирующие работоспособность, средства восстановления работоспособности)

10. Поиск оптимального управления, эффективного контроля и объективной оценки работы по плаванию (средства управления, методы контроля, критерии оценки)

2. Основные требования к организации и проведению занятий по плаванию в условиях стационарных бассейнов и открытых водоемов.

Плавательные бассейны представляют собой стационарные спортивные сооружения, которые бывают крытыми, открытыми и комбинированными. Такие бассейны обязательно имеют подогрев воды, что дает возможность проводить занятия не только летом, но и зимой. В соответствии с целями занятий плаванием различают: купально-оздоровительные, учебные («лягушатники») и спортивные бассейны.

Для тренировок и соревнований по спортивному плаванию ванны бассейна должны иметь размеры 50 х 21 м или 25 х 16 м при глубине не менее 1,8 м с предохранительной зоной по 0,5 м с каждой продольной стороны. Для занятий различными водными видами спорта требуются разные по размерам (длине, ширине, глубине) и оборудованию ванны. Так же для обучения плаванию взрослых людей и проведения занятий со студентами используются бассейны, так называемого «смешанного» типа (имеющие мелкую и глубокую) часть.

Стандартным оборудованием являются: стартовые тумбочки, поручни для старта из воды, разграничительные дорожки, лестницы для выхода из воды, приспособления для обеспечения безопасности и другое. Для проведения занятий по плаванию желательно иметь следующий инвентарь: плавающий шест, плавательные доски, поплавки для ног, поддерживающие пояса, ласты.

Купание и плавание в естественных водоемах проходит в летний период и зависит от климатических условий региона. Водоем для занятий по плаванию должен отвечать необходимым санитарно-гигиеническим требованиям, то есть не иметь заболоченных мест и источников загрязнения.

Качество воды должно удовлетворять минимальным требованиям, предъявляемым к питьевой воде. Желательно, чтобы вода была достаточно прозрачной. Это дает возможность купающимся или занимающимся видеть дно и свои движения, тем самым снижая страх и обеспечивая безопасность.

Место для купания лучше всего выбирать у пологого песчаного берега с кустарником или другими зелеными насаждениями, за которыми можно укрыться в ветреную погоду. Дно водоема должно быть ровным, достаточно твердым и чистым.

Состояние дна нужно проверять перед каждым занятием, убирая предметы, которые могут стать причиной травм или несчастных случаев. Место для купания и плавания должно быть проверено на наличие подземных ключей, подводных течений и водоворотов. Глубина отведенного для плавания и купания места в водоеме (для не умеющих плавать), не должна превышать уровня груди или пояса занимающихся. Скорость течения (в реке) – не больше 10 м/мин. Занятия по плаванию в открытых водоемах нужно проводить при температуре воды не ниже 18 С и температуре воздуха 21-23С

3. Характеристика дистанций и способов плавания в программе олимпийских игр.

Способы спортивного плавания: кроль на груди, кроль на спине, брасс, баттерфляй.

До сих пор во всех классификациях и правилах вместо кроля на груди упоминается способ вольный стиль, т. е. пловец может плыть любым способом без ограничений и даже менять его по ходу дистанции. Но так как способ кроль на груди является самым быстрым из существующих на сегодня, то пловцы используют именно его.

По скорости самым быстрым является кроль на груди, затем баттерфляй, кроль на спине и брасс.

Программа соревнований на олимпийских играх включает плавание данными способами в бассейне 50 м на различные дистанции: вольный стиль (50, 100, 200, 400, 800 м для женщин и 50, 100, 200, 400 и 1500 м для мужчин), кроль на спине (100, 200 м), брасс (100, 200 м), баттерфляй (100, 200 м), комплексное плавание (200 и 400 м), включающее в себя преодоление равных отрезков дистанции разными способами, сменяющимися в четкой последовательности (сначала баттерфляй, потом кроль на спине, брасс, вольный стиль) и эстафетное плавание.

В эстафетном плавании 4´100 м, 4´200 м вольным стилем принимают участие четыре пловца, которые плывут поочередно вольным стилем одинаковый отрезок 100 м (200 м), в комбинированной же эстафете 4´100 м каждый из пловцов плывет одним из четырех способов, которые также идут друг за другом в четкой последовательности (первый этап в комбинированном плавании начинается со способа кроль на спине, потом брасс, баттерфляй и вольный стиль).

В настоящий момент олимпийская программа по плаванию включает 32 номера (16 дистанций у мужчин и 16 — у женщин).

4. Цель, задачи и содержание оздоровительного плавания.

Оздоровительное плавание — использование особенностей плавательных движений и нахождения тела в воде в лечебных, профилактических, гигиенических, закаливающих, восстановительных, тонизирующих и др. целях. Способы плавания могут использоваться самые разнообразные - спортивные и самобытные. Плавание рекомендуется людям всех возрастов, за исключением случаев ограничения по состоянию здоровья. Однако именно плавание имеет минимум ограничений для людей с различными отклонениями в здоровье, по сравнению с другими видами физических упражнений, что связано со специфическими особенностями самого плавания. Во многих случаях плавание рекомендовано врачами и специалистами в качестве восстановительно-реабилитационных мероприятий, коррекции и т. д. Оздоровительное плавание используется в системе физического воспитания человека на протяжении всей его жизни. Многие оздоровительные центры и лагеря расположены именно на морских побережьях и водоемах

5. Цель, задачи и содержание рекреационного плавания.

позиционируется для отдыха, развлечения, во главу угла ставится безопасность и общедоступность. Короче, воттервили и иже с ним. Методика проведения занятий рекреационным плаванием с лицами школьного среднего и пожилого возраста.
Физическая рекреация– использование физических упражнений, а также видов спорта в упрощенных формах, для активного отдыха, получения удовольствия от этого процесса, развлечения, переключения с одного вида деятельности на другой, отвлечения от обычных видов трудовой, бытовой, спортивной, военной деятельности.
В качестве средств используются упражнения начального уровня обучения:
1. Общеразвивающие и специальные упражнения в зале и в воде.
2. Подготовительные упражнения по освоению водной среды.
3. Всплывание.
4. Лежание на воде (звездочкой).
5. Скольжение.
6. Учебные прыжки в воду.
7. Игры в воде.
8. Обучение всем видам плавания, включая самобытные способы.
Особенности: применение ускоренных (авторских) методик; групповые методы (3-4 малая; до 10 – средняя; более 15 – большая группа); учет индивидуальных особенностей.

6. Цель, задачи и содержание бэби-плавания.

Грудничковое плавание – одно из популярных направлений в современной педиатрии. Плавание позволяет грудным детям развивать органы дыхания и двигательные навыки, а также улучшает обменные процессы в организме и кровообращение. для физического здоровья ребенка; для эмоционального развития ребенка и семьи; для социального развития; привить здоровый образ жизни; снизить риск гибели детей на воде.

Цели и задачи грудничкового плавания профилактика болезней; повышение иммунитета; закаливание; увеличение двигательной активности ребенка

7. Игры и развлечения на воде.

Игровое плавание — использование всевозможных подвижных игр в условиях водной среды. Игры вызывают большие эмоции, повышают активность, способствуют появлению инициативы, развивают координацию. Разнообразные игры и развлечения широко применяются в оздоровительных лагерях, при организации водных праздников. Одна из таких игр — водное поло — стала олимпийским видом спорта.

Игры бывают командными, некомандными, сюжетными и бессюжетными.

Командные игры – участники делятся на команды, действия и умения каждого играющего направленны на победу коллектива. Некомандные – участники не делятся на команды; каждый играющий самостоятельно решает поставленные задачи. Сюжетные игры – основаны на определённой тематике: например, «Караси и карпы», «Рыбаки и рыбки» и т.д. Бессюжетные игры – основаны на выполнение упражнений в соревновательной форме: «Кто первый?», «Кто дальше?», «Кто дольше?» и т.д.

Требования, предъявляемые к проведению подвижных игр в воде:

1. Игры следует проводить таким образом, чтобы они были понятны, доступны и интересны детям любой возрастной группы.

2. В игре должен учитываться уровень плавательной подготовленности и физического развития детей.

3. В игре должны активно участвовать все занимающиеся.

4. Игра должна служить средством эмоционального воздействия.

5. В тренировочном процессе игра должна служить средством регулирования психической и физической нагрузки.

6. В игре можно совершенствовать изученные ранее упражнения и элементы техники плавания.

7. В каждой игре участники должны получать активную физическую нагрузку.

8. Участникам должны быть заранее известны условия проведения игры: правила задачи, место проведения, инвентарь и т.д.

9. При проведении игры должен обеспечиваться постоянный контроль педагога.

10. Результаты игры должны обязательно объясняться всем участникам

Продолжительность каждой игры определяется: типом урока, задачами урока в целом и каждой его части в отдельности; уровнем подготовленности детей; условиями проведения игры.

Силы гидродинамического сопротивления движению.

Гидродинамическое сопротивление, сопротивление движению тела со стороны обтекающей его жидкости или сопротивление движению жидкости, вызванное влиянием стенок труб, каналов и т.д. При обтекании неподвижного. тела потоком жидкости или, наоборот, когда тело движется в неподвижной среде, Г. с. представляет собой проекцию главного вектора всех действующих на тело сил на направление движения. Г. с.

где r — плотность среды, v — скорость, S — характерная для данного тела площадь. Безразмерный коэффициент Г. с. сх зависит от формы тела, его положения относительно направления движения и чисел подобия.

Силу, с которой жидкость действует на каждый элемент поверхности движущегося тела, можно разложить на нормальную и касательную составляющие, т. е. на силу давления и силу трения. Проекция результирующей всех сил давления на направление движения даёт Г. с. давления, а проекция результирующей всех сил трения на направление движения — Г. с. трения. Тела, у которых сопротивление от сил давления мало по сравнению с сопротивлением от сил трения, считаются хорошо обтекаемыми. Г. с. плохо обтекаемых тел определяется почти полностью сопротивлением давления. При движении тел вблизи поверхности воды образуются волны, в результате чего возникает Волновое сопротивление.

9. Гидродинамические силы, обеспечивающие продвижение пловца.

Динамическим плаванием называется поступательное движение пловца, при котором на его тело действуют четыре силы: силы тяжести (FT), подъемная сила (Р), сила тяги (FTяги) и сила встречного сопротивления (R). Сила тяжести является постоянной гидростатической силой. Величины остальных трех сил меняются в зависимости от различных причин, которые рассматриваются ниже. Подъемная сила является результирующей: она состоит из рассмотренной ранее гидростатической подъемной силы воды и некоторых гидродинамических подъемных сил. Гидродинамическая сила встречного сопротивления возникает в результате поступательного движения пловца в воде, которая имеет большую плотность и вязкость. Основным условием динамического плавания является реакция опоры (воды), которая возникает на гребущей поверхности в результате движения конечностей. Эта реактивная сила и будет гидродинамической силой тяги.

10. Упражнения по ознакомлению с физическими свойствами воды.

Выдохи в воду, подныривания, скольжения в воде, лежание на воде, прыжки в воду, приседания, ныряния.

11. Техника движений ногами при плавании способом кроль на спине.

Движения ногами. выполняют непрерывные попеременные движения сверху вниз и снизу вверх с амплитудой, составляющей примерно " третью часть роста пловца. Эти движения обеспечивают телу устойчивое горизонтальное положение и поддерживают скорость продвижения вперед. Движение ноги вверх называется гребковым (рабочим), а вниз - подготовительным.

Подготовительное движение (сверху вниз). В крайнем верхнем положении выпрямленная в коленном суставе с повернутой внутрь расслабленной стопой нога находится у поверхности воды и занимает несколько наклонное по отношению к туловищу положение. Движение вниз начинается с разгибания прямой ноги в тазобедренном суставе. Пройдя горизонтальное положение, прямая нога продолжает движение вниз, сгибаясь в тазобедренном суставе (назад) примерно до угла в 170°. Далее нога начинает сгибание в коленном суставе, при этом голень и стопа продолжают движение вниз, а бедро, разгибаясь в тазобедренном суставе, начинает движение вверх. Когда угол между передней поверхностью бедра и туловищем (в тазобедренном суставе) составит примерно 130-140°, движение ноги сверху вниз считается законченным.

Рабочее движение (снизу вверх). Движение вверх начинается с последовательного разгибания ноги в коленном и голеностопном суставах (в последнем разгибание осуществляется в самом конце гребка), нога продолжает сгибаться в тазобедренном суставе. В этот момент бедро, голень и стопа движутся вверх. Когда коленный сустав окажется у поверхности воды, бедро начинает движение вниз, опережая голень и стопу, которые продолжают движение кверху. Опережающее движение бедра вниз способствует быстрому разгибанию ноги в коленном суставе и тем самым увеличивает скорость захлестывающего движения стопы вверх- назад. В результате такого движения ноги стопа создает некоторую силу тяги, которая способствует продвижению пловца вперед. Когда нога выпрямляется в коленном суставе, рабочее движение считается законченным.

Согласование движений. Из крайнего нижнего положения одна нога движется вверх, а другая одновременно из крайнего верхнего положения движется вниз. Нога при плавании кролем на спине может опускаться вниз на большую глубину, чем в кроле на груди. Так же как и в кроле на груди, с увеличением скорости движения пловца амплитуда движений ногами уменьшается

12. Техника движений руками при плавании способом кроль на спине.

Движения руками. Цикл движений одной руки состоит из следующих фаз: вход руки в воду и наплыв, опорная часть гребка, основная часть гребка, выход руки из воды, движение (пронос) руки над водой. Существует два варианта техники выполнения гребка руками в кроле на спине: гребок прямой и гребок согнутой рукой. Гребок прямой рукой более прост, но менее эффективен в связи с малым периодом действия максимальной силы тяги. Поскольку техника этого гребка более доступна новичкам она применяется при начальном обучении кролю на спине, как только ученик овладеет элементарной координацией кроля на спине, его следует научить выполнению гребка согнутой рукой. Рассмотрим технику выполнения гребка согнутой рукой.

Вход руки в воду и наплыв. После проноса по воздуху прямая рука опускается в воду ладонью наружу на линию, проходящую через одноименный плечевой сустав и расположенную либо параллельно продольной оси тела, либо под некоторым углом к этой оси (не более 15° в сторону от нее). В момент вкладывания руки в воду тело начинает поворачиваться вокруг продольной оси в сторону вошедшей в воду руки. В связи с этим прямая рука опускается вниз- вперед и в сторону. В конце очень непродолжительного наплыва рука начинает сгибаться в локтевом суставе, а кисть движется в перпендикулярное направлению движения положение и начинает "захватывать" воду. Все это происходит на глубине не более 15 см.

Опорная часть гребка. Продолжая движение вниз- вперед и в сторону, рука сгибается в локтевом суставе до угла в 160°; при этом локоть опускается вниз, а кисть располагается перпендикулярно направлению движения тела, оставаясь выше локтя.

Основная часть гребка начинается в тот момент, когда рука начинает двигаться назад. Двигаясь вдоль тела назад, рука продолжает сгибаться в локтевом суставе, образуя в середине гребка угол между плечом и предплечьем примерно 120°. Кисть продолжает находиться около поверхности воды, а локоть- ниже кисти. Во второй половине этой фазы рука постепенно разгибается в локтевом суставе и заканчивает основную часть гребка, когда кисть достигает бедра. На протяжении всей основной части гребка кисть сохраняет перпендикулярное направлению движения положение и находится у поверхности воды. Перпендикулярное положение кисти обеспечивает на протяжении всей основной части гребка действие максимальной силы тяги, которая возникает как реактивная сила сопротивления воды на всей ладонной поверхности кисти. Усилению гребкового движения способствует также поворот туловища вокруг продольной оси примерно на 25-30°.

Выход руки из воды. К моменту завершения движения руки в воде, когда кисть оказывается около бедра, напряжение мышц, принимающих участие в гребке, прекращается. В следующий момент из воды последовательно поднимаются кисть, предплечье, плечо и начинается пронос руки над водой.

Движение руки над водой. Быстрое движение прямой руки над водой осуществляется в плоскости, проходящей через плечевой сустав и расположенной либо вертикально, либо под некоторым углом (не более 15°) наружу. В конце проноса ладонь также поворачивается наружу.

Согласование движений. Когда правая рука находится впереди (в положении опорной части гребка), левая рука вынимается из воды. Далее левая рука проносится над водой, вкладывается в воду и совершает наплыв, а правая выполняет основную часть гребка. После этого правая рука поднимается из воды, а левая заканчивает опорную часть гребка. Затем правая рука проносится над водой, вкладывается в воду и совершает наплыв, а левая выполняет основную часть гребка. Цикл заканчивается, когда левая рука вынимается из воды, а правая находится в положении опорной части гребка.

13. Техника согласования движений рук, ног и дыхания при плавании способом кроль на спине.

Равномерность поступательного движения при плавании на спине обеспечивается непрерывностью движений руками в основной части гребка: в момент окончания основной части гребка одной рукой другая должна начинать эту часть гребка и т. д. Для этого необходимо проносить руки над водой с большой скоростью.

Дыхание. Несмотря на то что в кроле на спине дыхание не зависит от условий среды (вдох и выдох выполняются над водой), оно должно быть непрерывным и ритмичным. Вдох выполняется через широко открытый рот во время проноса руки над водой, а выдох - во время ее движения в воде.

Общая координация движений. Согласование движений руками и ногами осуществляется следующим образом: когда правая рука выполняет наплыв, левая нога производит удар снизу вверх (одновременно правая опускается вниз); продолжая движение, правая рука выполняет опорную и начало основной части гребка, а левая нога движется вниз (одновременно правая делает удар вверх); затем правая рука выполняет основную часть гребка, а левая нога снова, производит удар снизу вверх (правая нога движется вниз). Согласование гребкового движения левой руки с движениями ногами происходит в такой же последовательности.

 

14. Техника старта при плавании на дистанции способом кроль на спине.

При плавании на спине - из воды, толчком от стенки бассейна. По первой предварительной команде судьи-стартера пловец входит в воду, подплывает к месту старта, поворачивается лицом к стенке бассейна и берется руками за специальные поручни хватом сверху.

Исходное положение по второй предварительной команде. Для этого он устанавливает стопы на стенку бассейна параллельно друг другу на ширине плеч и так, чтобы пальцы не выходили на поверхность воды (разрешается устанавливать одну стопу немного ниже). Ноги сильно сгибаются в коленных и тазобедренных суставах, при этом туловище почти прижато к бедрам. Руки прямые и расположены параллельно, а голова наклонена несколько вперед.

Толчок. При старте из воды все подготовительные движения руками совпадают по времени с толчком ногами. После исполнительной команды пловец сразу отталкивается руками от поручней, выполняет ими маховые движения вверх- назад и в стороны, запрокидывает голову назад и делает вдох. Одновременно с этим ноги, активно разгибаясь во всех суставах, выполняют сильный толчок. В момент завершения толчка руки вытянуты над головой и соединены, голова откинута назад и находится между руками, ноги выпрямляются и соединяются.

Полет пловца можно считать условным, ибо стопы и нижняя часть голеней во время этой фазы не выходят из воды. Оптимальный угол вылета пловца составляет 15-20°. В полете, проходящем по полого-выпуклой траектории, тело находится в вытянутом и немного прогнутом положении, голова слегка запрокинута. Средняя длина полета (до момента касания воды кистями рук), как правило, не превышает 3 м.

Вход в воду и скольжение. После полета вход в воду начинается с погружения ног. Почти одновременно с ногами воды касаются руки, а затем туловище. Как только руки погрузятся в воду, голова опускается на грудь, тело выпрямляется, а иногда даже слегка сгибается в пояснице. Скольжение происходит на глубине 40-60 см по траектории, напоминающей полого-вогнутую кривую.

Начало плавательных движений и выход на поверхность. Так же как при старте с тумбочки, начинать плавательные движения нужно тогда, когда скорость скольжения будет равна или немного выше скорости продвижения пловца на дистанции. Первые движения выполняют ноги, затем производится гребок одной рукой так, чтобы к моменту его окончания тело оказалось у поверхности воды. Это позволит свободно пронести руку по воздуху, а другой руке выполнить гребок

15. Техника поворота при плавании способом кроль на спине.

В этом способе плавания широко распространен простой открытый поворот, где вращение выполняется вокруг переднезадней оси. До касания рукой поворотного щита пловец не имеет права переворачиваться на грудь. Направление поворота определяет та рука, которая первой коснется стенки бассейна. Если первой коснулась правая рука, то поворот выполняется в правую сторону, если левая, то в левую.

Подплывание к стенке. Пловец должен коснуться стенки бассейна у самой поверхности воды любой согнутой в локтевом суставе рукой. При этом ладонь поворачивается в сторону поворота, а тело до касания стенки рукой должно быть обязательно в положении на спине. Когда одна рука коснется стенки бассейна, другая в этот момент, закончив гребок, находится у бедра. Вращение. После касания стенки рукой пловец группируется, сильно сгибая ноги в коленных и тазобедренных суставах и продвигая их в воде через сторону к стенке бассейна. Вращению тела помогают руки: одна рука сильно опирается о стенку бассейна, а другая производит подгребающее движение в воде. Продолжая вращение, пловец выполняет вдох, выводит вперед руку, которая подгребала в воде, снимает опорную руку со стенки и выносит ее вперед, ставит стопы на стенку, располагая их параллельно друг другу на ширине таза под поверхностью воды, и соединяет руки за головой.

Толчок и скольжение. После постановки ног на стенку бассейна голова и туловище пловца немного притапливаются, а затем следует сильный толчок ногами, который заканчивается активным движением в голеностопных суставах. Тело скользит под водой на глубине 30-40 см.

Начало плавательных движений и выход на поверхность осуществляются так же, как после старта из воды.

16. Особенности техники плавания способом кроль на спине спортсменов-пловцов различных нозологических групп.

17. Техника движений ногами при плавании способом кроль на груди.

Ноги выполняют непрерывные попеременные движения сверху вниз и снизу вверх с амплитудой (ширина размаха стоп), равной примерно одной четвертой части роста пловца. Движения ногами обеспечивают устойчивое, горизонтальное положение тела и поддерживают скорость продвижения. Движение ноги вниз называется рабочим, или гребковым (оно способствует некоторому продвижению тела вперед), а движение вверх - подготовительным (оно не влияет на продвижение тела вперед). Поскольку движения обеих ног совершенно одинаковы, можно рассматривать технику на примере движения одной ноги.

Подготовительное движение (снизу вверх). В крайнем нижнем положении нога выпрямлена в коленном суставе, а стопа повернута внутрь. По отношению к туловищу нога занимает наклонное положение, так как она остается согнутой в тазобедренном суставе. Движение вверх начинается с разгибания прямой ноги в тазобедренном суставе. До горизонтального положения нога движется прямая. Далее нога начинает сгибание в коленном суставе, а голень и стопа продолжают движение вверх. В этот момент нога, сгибаясь в тазобедренном суставе, начинает движение вниз. Когда угол между передней поверхностью бедра и туловищем (в тазобедренном суставе) составит 165-170°, а между задней поверхностью голени и бедра (в коленном суставе)-130-140°, движение ноги снизу вверх считается законченным.

Рабочее движение (сверху вниз) начинается с последовательного разгибания ее в коленном и голеностопном (в самом конце гребка) суставах и одновременного сгибания в тазобедренном суставе. В этот момент все части ноги движутся вниз. Затем голень и стопа продолжают движение вниз до полного разгибания ноги в коленном суставе, а бедро, опережая голень и стопу, начинает движение кверху. Это опережающее движение бедра способствует увеличению скорости движения стопы вниз за счет хлыстообразного движения ноги в целом. В результате такого движения ноги стопа создает некоторую подъемную силу и силу тяги, которые способствуют поддержанию тела на поверхности воды и продвижению его вперед. Рабочее движение считается законченным, когда нога полностью выпрямится в коленном суставе.

Согласование движений. Из крайнего верхнего положения одна нога движется вниз, одновременно другая из крайнего нижнего положения движется кверху. Амплитуда движении зависит от скорости плавания: при высокой скорости она может уменьшаться, так как увеличивается быстрота движений стоп, а их путь (п0 вертикали) сокращается. Поскольку ноги выполняют непрерывные движения в воде, а продвижение от них незначительное, они должны осуществлять свободные движения с небольшими усилиями.

18. Техника движений руками при плавании способом кроль на груди.

Цикл движений одной руки состоит из следующих фаз: вход руки в воду и наплыв, опорная часть гребка, основная часть гребка, выход руки из воды, движение (пронос) руки над водой.

Вход руки в воду и наплыв. После проноса по воздуху слегка согнутая в локтевом суставе рука вкладывается в воду под острым углом впереди одноименного плечевого сустава в обтекаемом положении и в такой последовательности: кисть, предплечье, плечо. Затем рука разгибается и в этом положении движется вперед и вниз. Когда наплыв заканчивается, рука незначительно сгибается в локтевом суставе, а кисть начинает поворачиваться в положение, перпендикулярное направлению движения. В этот момент рука составляет угол с поверхностью воды, примерно равный 15-20°.

Опорная часть гребка. Двигаясь вперед и сверху вниз, рука продолжает сгибаться в локтевом суставе до угла 135- 140°, а кисть перемещается под продольной осью тела. К концу этой фазы, когда угол между горизонталью и рукой составляет 40-45°, кисть принимает вертикальное положение.

Основная часть гребка. Продвигаясь под туловищем, рука продолжает сгибаться в локтевом суставе, образуя в середине гребка угол между плечом и предплечьем, равный 90-100°. Далее рука постепенно начинает разгибаться и заканчивает основную часть гребка почти прямой. Значительное сгибание руки в этой фазе гребка позволяет сохранить почти на всем пути движения кисти ее вертикальное положение и обеспечить максимальную силу тяги. Основная часть гребка завершается, когда рука достигает линии таза.

Выход руки из воды. Когда кисть руки достигла бедра, активные мышечные усилия, направленные на продвижение тела вперед, прекращаются, и плечевой сустав поднимается из воды. В следующий момент из воды последовательно поднимаются плечо, предплечье, кисть и начинается движение (пронос) руки над водой.

Движение руки над водой. Согнутая или полусогнутая рука без излишнего напряжения кратчайшим путем быстро проносится над водой и вкладывается в воду. Во время проноса локоть приподнят, а кисть удерживается у поверхности воды. Пронос руки облегчается высоким положением одноименного плечевого сустава, которое обеспечивается за счет более низкого положения плечевого сустава другой руки, выполняющей в это время начало гребка.

Согласование движений. Когда правая рука находится впереди (фаза наплыва), левая заканчивает основную часть гребка (находится у бедра). Вынос левой руки из воды совпадает с окончанием опорной фазы гребка правой рукой. Далее левая рука проносится над водой и вкладывается в воду, а правая начинает основную часть гребка. Во время наплыва левой руки правая энергичным движением предплечья и кисти совершает основную часть гребка, приближаясь к бедру. Далее правая рука последовательно осуществляет вынос из воды, пронос над водой, вкладывание в воду и наплыв, а левая - опорную и основную части гребка.

19. Техника согласования движений рук, ног и дыхания при плавании способом кроль на груди.

Согласование движений. Когда правая рука находится впереди (фаза наплыва), левая заканчивает основную часть гребка (находится у бедра). Вынос левой руки из воды совпадает с окончанием опорной фазы гребка правой рукой. Далее левая рука проносится над водой и вкладывается в воду, а правая начинает основную часть гребка. Во время наплыва левой руки правая энергичным движением предплечья и кисти совершает основную часть гребка, приближаясь к бедру. Далее правая рука последовательно осуществляет вынос из воды, пронос над водой, вкладывание в воду и наплыв, а левая - опорную и основную части гребка.

Правильное согласование движений руками в кроле на груди основано на получении наиболее высокой, относительно равномерной скорости движения пловца на протяжении каждого цикла. Поэтому пауза между окончанием основной части гребка одной рукой и началом основной части гребка другой рукой должна быть такой, чтобы сохранялась достигнутая скорость движения пловца.

Дыхание.На один цикл движений выполняется один вдох и один выдох. Для вдоха голова поворачивается в сторону гребущей руки (вправо или влево) настолько, чтобы рот оказался над водой. Вдох выполняется быстро и активно через широко открытый рот в первой половине проноса руки над водой. После этого голова быстро поворачивается в воду (лицом вниз), и сразу же начинается выдох сначала через рот, затем через нос. Выдох продолжительнее вдоха; между вдохом и выдохом, а также между выдохом и вдохом не должно быть пауз.

Общая координация движений. В кроле на груди высокая скорость достигается за счет непрерывности рабочих движений руками и ногами, четкого согласования всех движений с дыханием. Согласование движений руками и ногами в шести ударном кроле представляет собой перекрестную координацию, которая придает телу наиболее устойчивое положение в воде. Когда правая рука осуществляет наплыв, левая нога производит удар сверху вниз (одновременно правая нога движется снизу вверх). Двигаясь дальше, правая рука заканчивает опорную фазу гребка; в этот момент левая нога движется снизу вверх (одновременно правая нога делает удар сверху вниз). И наконец, когда правая рука выполняет основную часть гребка, левая нога снова производит удар сверху вниз (правая нога движется снизу вверх).

В такой же последовательности происходит согласование гребкового движения левой руки с движениями ногами.

Если пловец выполняет вдох под правую руку, то в этот момент левая рука находится в фазе наплыва, правая рука осуществляет первую половину проноса, правая нога совершает удар сверху вниз, а левая нога поднимается снизу вверх. Если же вдох производится под левую руку, то соответственно меняются положения правой и левой рук и ног.

20. Техника старта при плавании на дистанции способом кроль на груди.

Старт с тумбочки выполняется в таком порядке: по первой предварительной команде (свистку или команде "Занять места!") спортсмен становится на тумбочку, по второй предварительной команде (свистку или команде "На старт!") принимает неподвижное исходное положение для старта и по исполнительной команде (выстрелу или команде "Марш!") выполняет старт с тумбочки. При старте из воды по первой предварительной команде (свистку или команде "Войти в воду!") спортсмен произвольно спрыгивает в воду, по второй предварительной команде (свистку или команде "На старт!") принимает исходное положение, а по исполнительной команде выполняет старт из воды.

Технику старта с тумбочки и из воды можно условно разделить на следующие элементы: исходное положение, подготовительные движения, толчок, полет в воздухе, вход в воду и скольжение, начало плавательных движений и выход на поверхность.

Старт с тумбочки. Исходное положение пловца на старте должно обеспечить быстрый и эффективный прыжок после исполнительной команды. Это во многом зависит от индивидуальных анатомо-физиологических особенностей спортсмена и его физических возможностей: В связи с этим исходное положение пловца на старте имеет много вариантов, которые в основном определяются положением отдельных частей тела (туловища, ног, рук). В наиболее рациональных вариантах исходного положения пловца на старте стопы располагаются параллельно друг другу на расстоянии 15-25 см, при этом пальцы ног захватывают передний край тумбочки. Угол сгибания ног в коленных суставах составляет 120-160°. Наклон туловища определяется углом между передними поверхностями бедер и туловищем (20- 60°). Руки отводятся назад -вверх и немного в стороны, лицо обращено вниз так, что продольная ось головы приближается к горизонтали. Центр тяжести тела располагается над передним краем тумбочки, что позволяет спортсмену по сигналу судьи-стартера быстро вывести его за границу площади опоры вперед и выполнить прыжок.

Подготовительные движения выполняются руками, туловищем и ногами после исполнительной команды. Пловец подает туловище и ноги вперед и одновременно делает замах руками назад- вверх. Далее туловище продолжает движение вперед, руки выполняют маховые движения вниз -вперед, ноги сгибаются в коленных суставах до угла 90°, пловец выполняет вдох и поднимается на носки. В момент, когда руки проходят мимо коленей, начинается толчок.

Толчок, т. е. ускоренное и последовательное разгибание ног в тазобедренных, коленных и голеностопных суставах, является важнейшим элементом техники старта. Он заканчивается энергичным выпрямлением тела и отрывом ног от опоры.

Полет в воздухе. Скорость полета тела- в воздухе и его длина обусловливаются силой и направлением толчка, а также совпадением движения рук вперед с разгибанием ног в суставах. Угол вылета тела (угол между продольной осью тела и горизонталью) колеблется в пределах 15-25°. Во время полета тело пловца находится в выпрямленном положении: ноги прямые, носки оттянуты, руки вытянуты вперед, голова между рук, ладони обращены вниз и соединены. Траектория перемещения центра тяжести тела в полете представляет собой выпуклую пологую дугу: в начале полета спортсмен находится в положении головой вверх, а затем постепенно переходит в положение головой вниз. Длина полета, как правило, не превышает 4 м. Во время полета дыхание задерживается.

Вход в воду и скольжение. Тело входит в воду в выпрямленном положении под углом 20-30°. Такой угол обеспечивает наименьшую глубину погружения (40-60 см) пловца в воду, наибольшую скорость и длину скольжения. Скольжение представляет вогнутую пологую дугу, в которой тело вначале движется вперед и немного вниз, затем горизонтально, а далее, при всплывании, вперед и немного вверх.

Начало плавательных движений и выход на поверхность. Начинать первые плавательные движения надо в тот момент, когда скорость скольжения будет равна или немного выше скорости продвижения пловца на дистанции. Кроме того, при начале плавательных движений тело пловца должно находиться близко к поверхности воды.

Начало плавательных движений в каждом способе обусловлено правилами соревнований и практикой спортивного плавания. В кроле на груди движения начинают ноги, а затем, когда тело приблизится к поверхности воды, одна рука производит рабочее движение.




©2015 studenchik.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.