Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Понятие толкования права

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3

Глава 1. Понятие толкования права……………………………………...…6

Глава 2. Виды толкования права……………………………………......…11

Глава 3. Основные способы(приемы)толкования права………….……...18

Заключение……………………………………………………….…….….22

Библиографический список……………………………………………..23

 

Введение

Выяснение духа закона, намерений и целей,

- истинная цель и основная задача всякого толкования

Е. Н. Трубецкой

В любом правовом государстве основным принципом, я думаю,является повиновение человека законамтого общества, в котором он живет.

[1]Реализация закона способствует правильному пониманию смысла и содержания ее всеми государственными органами, органами местного самоуправления, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами. Понятно, что законы создаются для того, чтобы они применялись и реализовывались в жизни общества. Толкование права – одна из важнейших сторон профессиональной деятельности любого юриста. Умение правильно проанализировать закон, нормы права, владеть различными способами (приёмами) толкования - показатель профессионального уровня и культуры юриста. Поэтому правильное толкование законов - это залог их верного и эффективного применения.

Стремительное развитие федерального законодательства, а также законодательства субъектов РФ порождает множество проблем для правоприменителя.

Актуальность данной темы заключается в том, что в современной России в условиях становления правового гражданского общества важным становится проблема формирования правового законодательства, где ключевой проблемой является толкование норм права, как один из элементов механизма правового регулирования, который должен способствовать точному применению закона, а также установлению и поддержанию правопорядка в обществе.

Для настоящего времени законодательство в любом государстве должно быть доступным как по содержанию, так и по направленности любому гражданину и приниматься им однозначно. Зачастую можно все объяснить, но не все можно понять. Например, для того, чтобы реализовать правовые нормы, провести в жизнь юридические законы, их нужно понимать. Следовательно, правовые установления должны быть доступными как по содержанию, так и по направленности любому гражданину и приниматься им однозначно.

Объект исследования: понятие толкования права

Предмет исследования: виды и основные способы толкования права.

Цель курсовой работы состоит в комплексном изучении понятия право и раскрытие основных видов и способов толкования, раскрывающих его сущность.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

- сформулировать понятие толкования правовых норм;

- уточнить признаки и функции толкования;

- определить толкования права;

- исследовать содержание различных видов толкования правовых норм;

- изучить основные способы толкования правовых норм;

- проанализировать основные проблемы толкования правовых норм на современном этапе;

- сделать основные выводы по данной теме.

В своей курсовой работе для решения поставленных целей и задач, буду применять традиционные, общенаучные методы и приемы познания: (методы обработки данных, логический анализ, синтез и классификация и т. д).

В данной работе планирую объяснить смысл, цели, социальное назначение и практическую значимость понятия право, а также раскрыть - виды толкования и основные способы (приемы) толкования права.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы.

В первой главе раскрыла основное определение и характеристику толкования права, существующих способов толкования права. Во второй главе изложила характеристику видов толкования права. В третьей главе раскрыла способы (приемы) толкования права. В заключении изложены выводы по работе. В своей курсовой работе использовала учебную, научную, методическую литературу на тему «Толкование права: понятие, способы, виды».

Понятие толкования права

В процессе толкования устанавливаются смысл нормы права, её основная цель и социальная направленность, возможные последствия действия толкуемого акта, выясняются общественно историческая обстановка его принятия, условия, в которых происходит толкование, и т. д.

Толкование права - это интеллектуально-волевая деятельность, направленная на уяснение и разъяснение смысла и содержания правовых предписаний с целью их наиболее правильного применения. Задача и цель толкования заключается в правильном, точном и однозначном понимании и применении закона. Толкования норм права не вносит и не может вносить поправок дополнений в действующие нормы.

Оно должно только анализировать, изучать и разбирать действующие нормы толкования во многом зависит от уровня правосознания толкующих лиц; их профессиональной подготовки, компетентности, эрудиции. Один и тот же закон можно истолковать по разному.

[2]Необходимость толкования подтверждена многовековым правовым опытом, юридической практикой судьбами конкретных людей.Следовательно, в каждом конкретном случае реализации норм права нужно выяснить, относится ли данный случай к тому виду отношений, который законодатель предусмотрел в правовой норме или нет.

Во-вторых, встречающиеся иногда в правоприменительной практике недостатки законодательной техники порождают юридические коллизии, что также способствует возникновению необходимости в толковании правовых норм.

Толкование необходимо в связи с абстрактностью правовых норм, специальной терминологией, сложностью законодательного процесса и т.д.

[3]Толкование позволяет уяснить смысл нормативного предписания, его социальную направленность, место в системе правового регулирования. Толкование призвано обеспечивать полную и всестороннюю реализацию норм права всеми субъектами правоприменительной деятельности. Тем самым толкование содействует единообразному пониманию и применению норм права на всей территории их действия, обеспечивает законность и стабильный правопорядок во всех сферах общественной жизни. Проблема толкования норм права выходит за рамки реализации права. Толкование имеет самостоятельное значение, но в ходе правотворчества возрастает значение толкования. Без толкования права нельзя создать ни новых норм права, ни систематизировать имеющийся нормативный материал. Разработка новых юридических предписаний также невозможна без толкования, так как в развитой системе законодательства большинство вновь создаваемых юридических норм связано с уже существующими законодательными положениями.

[4]Объектом толкования являются конкретные нормативно-правовые акты, при этом имеют значение не только нормы, зафиксированные в них, но и общие положения, например, преамбулы актов. Предметом толкования является историческая воля законодателя, выраженная в законе (во избежание толкования, которое может привести к изменению содержания самого нормативного акта). Задача толкования состоит в выяснении того смысла нормы, который сформулировал законодатель. Цель толкования состоит в правильном, точном и единообразном понимании и применении закона, в выявлении его сути, выраженной в словесной формулировке. Тем самым толкование призвано противодействовать попыткам отойти от смысла правовых норм, противопоставить «букву» и «дух» закона. Основной идеей толкования является идея охраны и всемерного укрепления законности. В своей интерпретационной деятельности органы государственной власти, должностные лица должны исходить из принципа конституционной законности, который закреплен в ч. 2 ст. 4 Конституции РФ: «Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации». Принцип законности в деятельности органов государственной власти, должностных лиц способствует охране прав и свобод человека и гражданина, укреплению правопорядка. Поскольку речь идет о законодательстве федеративного государства, то при толковании коллизионных норм, регулирующих вертикальные связи, действует принцип единства политического и правового пространства.

Если есть противоречия между федеральными законами и законами субъектов в составе Федерации, то применяются нормы федерального закона. Так, Конституционный Суд Российской Федерации при рассмотрении дела о проверке конституционности ряда положений Устава (Основного закона) Алтайского края установил, что ряд статей Устава Алтайского края не соответствуют Конституции Российской Федерации. Функции толкования раскрывают значение, социально - полезный результат, который достигается с помощью приемов и способов толкования. Принято выделять следующие: познавательную, регламентирующую, правообеспечительную, конкретизационную и др. Толкование не вносит и не может вносить поправок и дополнений в действующее законодательство.

[5]Оно лишь призвано объяснять и уточнять то, что сформулировано в законе. Законы не должны изменяться и приспосабливаться к новым условиям в процессе толкования и применения, для этого существует правотворчество. В результате толкования не создается норма права, а лишь выявляется, устанавливается выраженная в законе воля законодателя.

Толкование не должно подменять правотворчество там, где имеются пробелы в правовом регулировании, где необходимо издание новых нормативных актов. Верховенство закона при толковании проявляется в точном соответствии иных актов закону. Особую роль при толковании норм права имеет специальная юридическая подготовка. Толкование права проявляется в двух основных аспектах: уяснение (для себя), разъяснение (для других), а также интерпретация (выявление смысла нормы на основе анализа соотношения «буквы» и «духа» закона, т.е. объема понимания (толкования) и буквального смысла ее текста).[6]Уяснение характеризует гносеологическую природу толкования, направленного на познание права. Оно выступает как мыслительный процесс, происходящий в сознании субъекта, интерпретирующего норму права.

Уяснение правовых норм имеет место во всех случаях, когда субъекты права раскрывают содержание юридических норм «для себя» с целью их реализации, т. е. устанавливают свои права и обязанности, заключенные в правовой норме, а разъяснение –в тех случаях, когда правоприменитель доводит до всех субъектов права истинное содержание текста закона (нормы), которое хотел выразить законодатель. Уяснение и разъяснение –это две диалектически взаимосвязанные стороны единого процесса толкования (интерпретации), в котором используются различные способы и приемы познания и объяснения юридических норм. Интерпретатор, прежде чем разъяснять содержание правовой нормы другим, должен уяснить ее смысл для себя. Это нужно для того, чтобы содержание нормативно-правового акта было понятно другим субъектам реализации права. [7]Правоприменитель должен четко представить себе, какое правовое содержание было вложено законодателем в юридические термины, а также языковую и логическую конструкцию конкретной правовой нормы. Кроме того, необходимо установить место данной юридической нормы в системе права и, в ряде случаев, исторические, экономические и политические причины издания данной правовой нормы. Такой анализ нормативного предписания закона связан:

- во-первых, с тем, что термины, формулировки и словосочетания, используемые в нормативных предписаниях, не всегда абсолютно четкие, ясные и однозначные;

- во-вторых, с тем, что правоприменителю приходится мысленно прилагать более или менее абстрактную норму к обстоятельствам конкретного случая, которые могут быть индивидуальны и неповторимы. Уяснение смысла правовой нормы происходит путем ее сопоставления с иными нормами права, выявления ее юридической силы, сферы действия, принадлежности к определенной отрасли, институту права.

Разъяснение норм права имеет место в тех случаях, когда оно дается субъектом, который сам не является участником данного правоотношения, в рамках которого разъясняются права и обязанности сторон, с целью объяснения и изложения воли законодателя. Например, законодательные органы дают разъяснения по некоторым правовым нормам, подлежащим применению; судебные органы –по делам, находящимся в их производстве.

Виды толкования права

Толкование – разъяснение может быть классифицировано по различным основаниям:

1.По юридической силе выделяют официальное и неофициальное толкование.

Официальное толкование, в свою очередь, подразделяется на нормативное и казуальное и судебное.

Нормативное толкование так же подразделяется на аутентическое (аутентичное) и легальное (делегированное) толкование.

Неофициальное толкование подразделяется на доктринальное (научное, компетентное, профессиональное) и обыденное.

По объему выделяют три вида толкования: буквальное (адекватное), расширительное (распространительное и ограничительное.

Так же толкование можно подразделить на устное и письменное.

Официальное толкование дается уполномоченными на то органами и должностными лицами. Оно, как правило, документально оформляется в специальных актах (актах толкования) и является юридическим образовательным для всех, кого это касается; вызывает определенные последствия.

В Российской Федерации официальным толкованием права занимаются: высшие представительные органы, Конституционный суд РФ, Правительство РФ, отдельные министерства, государственные комитеты. Верховный Суд РФ, Генеральный прокурор РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, а также соответствующие органы республик в составе России. [8]Право официального толкования-разъяснения избирательного законодательства имеет Центральная избирательная комиссия. В ст. 125 п.5 Конституции РФ сказано, что: «Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной думы, Правительства Российской Федерации, Органов законодательной власти субъектов Российской Федерации дает толкование Конституции Российской Федерации». В ст. 126 и 127 Конституции РФ сказано, сто Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ дают разъяснение по вопросам юридической практики в рамках своей юрисдикции. Толкование актов Правительства РФ осуществляется или самим в рамках его компетенции. Министерства и ведомства могут сами толковать свои акты. Генеральный прокурор РФ дает толкование юридических норм в своих приказах, инструкциях, письмах только для подчиненных ему прокуроров.

Одним из подвидов официального толкования является нормативное толкование. Оно « предназначается для общего руководства в процессе применения права, относится к неограниченному числу случаев и распространяется на обширный круг субъектов»

Нормативное толкование правовых актов дается на основе широкого изучения и обобщения юридической практики. Оно не «привязывается» к одному какому-либо случаю. Оно подается в общей форме, практически в виде новой нормы. Субъект нормативного разъяснения, основываясь на собственном убеждении, учитывая имеющиеся мнения и сложившуюся практику, преследует цель обеспечения в дальнейшем единообразного понимания и применения толкуемой нормы.

Потребность в нормативном толковании возникает в случаях, когда интерпретируемые акты содержат правотворческие ошибки в виде неясных, недостаточно четких формулировок, по-разному понимаются и применяются правоприменительными органами.

[9]Особенностью такого толкования является то, что оно закрепляется в форме тех нормативно- правовых актов, которые может принимать соответствующий государственный орган или должностное лицо. Например, Президент РФ может оформлять акты толкования своих нормативных указов в форме указов, Правительство РФ - в форме постановлений или распоряжений. [10]Поэтому такие интерпретационные акты являются общеобязательными и подлежат применению одновременно с актами, содержание которых они интерпретируют.

Одновременно акты нормативного толкования не обладают свойствами нормативно-правового акта. Оно лишь устанавливает действительный смысл и сферу действия толкуемого акта, условия применения права и обязанности субъектов права.

В нормативных разъяснениях также указывается, как изменение условий, новая практика влияют на применение нормы (в рамках закона), подпадают ли определенные новые факты под действия этой нормы и т.д.

Нормативные разъяснения не имеют самостоятельного значения. Для его отмены не требуется принятия специальных решений. Они утрачивают силу с того момента, как официально признаются недействующими толкуемые нормативно-правовые акты.

В зависимости от органа, который дает разъяснение нормативно-правовых актов, официальное толкование подразделяются на аутентичное и легальное.

[11]Аутентичное(авторское) толкование – это разъяснение смысла правовой нормы тем государственным органом, который ее издал. Слово «аутентичный» в переводе с греческого означает подлинный, действительный, основанный на первоисточнике.

Полномочие на аутентичное толкование вытекает из правотворческого полномочия органа.

Если соответствующий государственный орган наделен правом издавать нормативные акты, то отсюда следует, что он вправе давать разъяснения этим актам.

Необходимость аутентичного толкования вызывается, как правило, тем, что в практике тот или иной нормативный акт вызывает противоречивые мнения, разрешить которые не представляется возможным без обращения к тому органу, который этот акт издал. Нормотворческий орган придает обязательную силу одному из имеющихся или возможных толкований, воспроизводит содержание нормативного акта и тем самым предупреждает разноречивое его применение.

Легальное (делегированное) толкование основывается на законе. В этом случае закон наделяет тот или иной орган правом давать толкования актам, изданным другими органами. Оно может даваться в форме инструкций, разъяснений и должно проводиться в рамках компетенции органа производящего разъяснения. Его обязательная сила распространяется на тех субъектов, которые подпадают под юрисдикцию органа, дающего толкование.

Например, для прокурорско- следственных работников имеют значения в этом плане директивные разъяснения и приказы Генерального прокурора, для работников милиции – приказы и инструкции, исходящие от министра внутренних дел РФ.

Некоторые авторы в отдельный подвид выделяют судебноетолкование, т.к. оно может быть как нормативным так и казуальным. Оно осуществляется судебными органами и прежде всего Верховным Судом РФ, его Пленумом. Подобного рода разъяснения обращены в первую очередь к судебным органам и формально обязательны для них. В то же время они обязательны для всех иных лиц и органов, которые в той или иной форме непосредственно участвуют в судебной деятельности. Такие разъяснения даются по вопросам судебной практики на основании рассматриваемых судами дел, являются результатом их обобщения. В них разъясняются те вопросы, которые вызывают сомнения и неясности у судебных органов, порождают разобщенность в отправлении правосудия, ошибки и неправильные решения.

[12]Среди судебного толкования особое значение имеет толкование права Конституционным Судом Российской Федерации, которому представлена исключительная прерогатива толковать Конституцию РФ и другие основополагающие акты. При этом Конституционный Суд в ходе толкования в отдельных случаях обязательные для всех заинтересованных лиц судебные прецеденты, выступающие уже источником права.

Также подобного рода толкованию можно отнести постановление Высшего Арбитражного Суда РФ по определенной категории дел.

Казуальное толкование - это официальное разъяснение смысла нормы, которое дается судебным или иным компетентным органом по поводу конкретного дела и формально обязательно лишь при его рассмотрении. Его название происходит от слова казус-случай, жизненный факт.

Казуальное толкование имеет место там, где в процессе правоприменения ставится специальная цель разъяснить норму. Казуальное толкование осуществляется как в деятельности судов (судебноетолкование), так и в процессе применения права другими органами (административноетолкование).

[13]Особенностью административного толкования заключается в том, что оно не ограничивается рамками конкретного дела, а содержат указания соответствующим органам, как последние должны решить то или иное дело. Например, такое указание может быть дано в акте об отмене вышестоящим органом незаконного акта, в решение контрольных органов, специальных инспекций и др.

Неофициальноетолкование в отличие от официального, не является юридически обязательным. Акты неофициального толкования не принадлежат к числу юридических фактов, т.к. оно исходит от субъектов, деятельность которых не является официальной, государственной. Такое толкование может быть как устным, так и письменным. Важной его особенностью является то, что оно не связано с властью, принуждением, показаниям. Какие-либо санкции здесь исключены.

Неофициальное толкование подразделяется на обыденное, компетентное и доктринальное.

Обыденное толкование может осуществлять любой субъект права. Это житейский уровень понимания права, его интерпретация рядовыми гражданами. Это толкование отражает правосознание основной массы населения. Как правило, оно сопровождается высказыванием поверхностных и неверных суждений, но и люди без юридического образования проявляют способности правильно ставить вопросы и находить подходы к их решению.

Компетентное(профессиональное) толкование норм права дается юристами практиками: адвокатами, судьями в судебном заседании, прокурором во время приема граждан, следователями и другими специалистами, вообще лицами с высшим юридическим образованием. Такое толкование может бать как устным (в виде консультации, ответов на конкретные вопросы), так и письменным (в форме справки, заключения, выступления в печати). Этот вид толкования выделяется по профессиональному признаку, а не по глубине, научности разъяснения смысла и содержания норм права.

Доктринальное толкование оказывает наиболее заметное влияние на реализацию права. Оно дается учеными, представителями науки. Ценность его- в аргументированности, доказательности, обоснованности. Например, периодически издаваемые комментарии к действующим российским Кодексам.

В этих комментариях, а также в различных статьях, докладах, монографиях специалисты разъясняют, толкуют соответствующие положения, нормы, статьи – как их надо понимать и использовать. Мнения ученых не обязательны для официальных лиц и органов, тем не менее их взгляды и рекомендации могут оказать и действительно оказывают существенную помощь в правоприменительной практике, влияют на нее. Чем выше авторитет ученого, тем выше его мнения.

По объему выделяют три вида толкования: буквальное, расширительное и ограничительное. Буквальное (адекватное) толкование точно соответствует тексту нормы. Это типичный, часто встречающийся вид толкования. При чем действительное содержание нормы права, установленное в ходе использования всех необходимых для данного случая приемов толкования, совпадает с результатом, полученным на основе простого прочтения ее текста (смысл и буква закона совпадают). Этот вид толкования не порождает разногласий и споров.

Расширительное толкование шире[14] текста правовой нормы, поскольку смысл правового предписания выходит за рамки буквальных выражений. Перечень случаев, требующих расширительного толкования, обычно сопровождается использованием выражений «и другие», « и прочее», « и так далее». Например, согласно ст. 1068 Гражданского кодекса РФ предусматривается ответственность за вред, «причиненный гражданину… в результате незаконных действий государственных органов…». Если толковать содержание данной статьи буквально, то лица без гражданства, иностранцы не подпадают под действие данной статьи. Однако это не так, поскольку понятие «гражданин» интерпретируется здесь расширительно как физическое лицо.

Ограничительное толкование права выражается в таком результате интерпретации, когда подлинный смысл нормы права следует понимать ограничено уже, чем это выражено в словесном тексте.

Например, согласно п.3 ст.38 Конституции РФ «трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботится о своих нетрудоспособных родителях». В результате толкования выясняется, что такая обязанность не возлагается на детей, которые сами являются не трудоспособными.

Необходимость в распространительном или ограничительном толковании возникает в случаях несоответствия действительного смысла нормы права ее словесной формулировке либо при наличие других уточняющих или близких по содержанию норм права, которые ограничивают или расширяют понимание толкуемой нормы права по сравнению с буквальным пониманием ее текста.




©2015 studenchik.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.