Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Антропономические свойства машин предметный конфликт

Несоответствие технико–эстетических свойств машины возросшим потребностям человека – оператора приводит к предметному конфликту между ними. Существенное отличие более острого предметного конфликта определяется тем, что потребителя не удовлетворяет все или многие структурно – содержательные свойства технического изделия, в том числе и свойства его внешней формы. Через бросающиеся в глаза недостатки внешней формы станет «просвечивать» и некачественное содержание.

Предметный конфликт, обусловлен физическим и моральным старением машины и ростом потребностей человека в ее новых антропономических свойствах.

Изучение предметного конфликта показывает, что основаниями потребности оператора в новых антропономических свойствах техники служит необходимость научного подхода к человеческому фактору, повышения производительности труда, информативности, престижности, эстетической выразительности машины. Тщательное научное обоснование человеческих параметров машины обеспечивают данные ряды атропономическо – технических дисциплин, в первую очередь, эргономики.

Высокая престижность машины, основанная на всестороннем качестве, гарантируете представительность и конкурентоспособность на внешнем и внутренних рынках

Решение предметного конфликта, определяемого его содержанием и величиной, и удовлетворение потребности в новых антропономических свойствах машины осуществляется при художественно – конструкторской модернизации технического изделия и при разработке новых и перспективных моделей машин.

Возможности художественно-конструкторской разработки машины и единичная проектная установка художника-конструктора.

Итоги пред­метного исследования прототипа и аналогов машины (с обязательным первоочередным учетом антропономического фактора), самосознание профессионального потенциала художника-конструктора, цель и задачи, отраженные в технико-эстетическом задании, определяют возможности художественно-конструкторской разработки. Их ограниченность позво­ляет лишь усовершенствовать технико-эстетические параметры, осуще­ствить модернизацию. Возможность принципиально иного (по сравне­нию с аналогами) подхода означает новую или перспективную разработку.

Так как цель художественного конструирования — целостное струк­туро- и смыслообразование отдельного технического изделия массового промышленного производства, проектная установка художника-конструк­тора будет единичной, направленной на проектирование одной машины, но обязательно в связи с человеком-оператором. Такова же и установка потребителя, которого в данном случае интересует только результат ху­дожественно-конструкторской разработки именно этой машины. Однако рассмотрение всех внутренних взаимосвязей машины и ее взаимодействия с оператором и, главное, понимание того, что проектируемая локальная машина все равно будет существовать в системе предметов, людей, процессов, определяют необходимость системного подхода при художест­венно-конструкторских разработках отдельного изделия.

Общие психологические положения творчества имеют принципиальное значение для единичной проектной установки художника-конструктора. В соответствии с направленностью деятельности она включает познава­тельную, коммуникационную (информационную) ценностную (критиче­скую), преобразовательную (проектную) стороны, объединяемые худо­жественно-творческой сущностью установки.

Познавательная сторона установки направляет художника-конструк­тора на изучение проектируемого изделия, социально-культурной ситуа­ции, в которой проявляются его антропономические свойства. Коммуни­кационная сторона ориентирует на овладение информацией, необходимой для осуществления проектного анализа и синтеза. Критическая сторона установки приводит художника-конструктора «к переосмыслению объек­та (ситуации), к выявлению его негативных сторон, она обеспечивает ценностное отношение дизайнера к объекту, задает идеал и способствует формированию проблемы и целей проектирования» (49, с. 96], служит основой «профессиональной идеологии» — взглядов художника-конструк­тора на роль и задачи своей специальности. Преобразовательная сторона активизирует творческий потенциал художника-конструктора, его способность проектирования. Художественная сущность установки раскрывает специфику художественного конструирования. Полнота творческой установки определяет степень развития языка художника- конструктора и успешность общения последнего с инженером и другими специалистами.

От содержания единичной проектной установки художника-конструк­тора зависят сосредоточенность творческого внимания на отдельном тех­ническом изделии при обязательном учете его прямых контактов с оператором и опосредованном представлении связи с другими изделиями и людьми, понимание и внимательный учет главных тенденций структуро- и смыслообразования, предположение о незамедлительном внедрении проекта с возможным включением полученного предложения в «банк идей» для перспективной работы.

Позиция проектировщика определяет ориентацию художественно конструкторской разработки или на решение преимущественно функциональных задач или же на выявление художественно-образного начала машины. С установкой автора связан расчет либо на независимость результата художественно-конструкторской разработки без привязки к конкретной производственной ситуации, либо на связь с определенной буду щей средой. Наконец, от проектной установки зависят степень учета производственно-экономических, технологических, сырьевых возмож­ностей заказчика, и ориентация на требование расширения этих воз­можностей для реализации художественно-конструкторской разработки, а также предложение возможного рынка сбыта. Границы единичной проектной установки определяются целью художественного конструиро­вания и творческим потенциалом художника-конструктора.

Идеальная установка потребности в оптимальных антропономических свойствах машины, взаимосвязь потребителя и художника-конструктора. Отмеченная в п. 2.1.7[2] общность установок проектировщика и потребителя проявляется при художественно-конструкторской разра­ботке в единстве проектной антропономии, исходной для художника- конструктора и результирующей для заказчика. Основной стимулятор творческого поиска (потребления) — максимальный учет человеческого фактора в разрабатываемом контуре «оператор — машина».

Идеальность, т. е. предельно достижимый уровень антропономических свойств машины, с одной стороны, задается объективными норматива­ми, характеризующими человеческий фактор (анатомическими, физио­логическими, психологическими, эргономическими и др.), а с другой — снижается реально существующими возможностями и условиями худо­жественно-конструкторской разработке.

Следует обратить особое внимание на необходимость и плодотвор­ность предложения такого заведомо труднодостижимого отправного уровня проектирования. Это чисто эвристический прием, позволяющий, как показывает практика, почти безотказно добиваться более высоких результатов, нежели в тех случаях, когда точкой отсчета служат вполне достижимые, «усредненные» человеческие параметры.

Конечно, такой подход потребует преодоления определенного внут­реннего стереотипа, когда художник-конструктор заведомо не хочет, а потребитель не верит в возможность подобного решения. Однако правиль­ный подход способствует их взаимопониманию и получению оптимально­го результата художественно-конструкторской разработки.

Концептуальный стержень и цель художественно-конструкторской разработки. В отличие от свернутой до ассоциации идеи формы суть концепции художественно-конструкторской разработки должна быть показана более обстоятельно, поскольку проектируется предмет в целом, да еще в непосредственной связи с человеком. Следовательно, необхо­димо сформировать такой концептуальный стержень, который сможет пра­вильно ориентировать будущую разработку в художественно-проектном отношении. С этой целью концепция должна включать структурную композиционную тему и содержательное образное начало.

Композиционная тема задает характер эстетического построения технического изделия, «предлагая» такую структуру, которая может наиболее полно выразить его идею, назначение. Одновременно композиционный мотив становится носителем специфических признаков худо­жественно-содержательной, образной стороны машины. Известно, что художник В. И. Суриков нашел композиционный мотив и образные исто­ки картины «Боярыня Морозова», увидев ворону, распластанную на снегу. И в художественном конструировании наличие ясного и вырази­тельного композиционного замысла, геометрического мотива, характер­ной объемно-пространственной структуры предопределит гармоничность построения машины и наглядно выразит ее назначение. При этом полу­ченная композиционная структура станет носителем смысла, воплощен­ного в образной предпосылке — составном элементе диалектического ряда художественно-содержательных категорий «простая ассоциация — образная предпосылка — полный художественный образ». Посредством ассоциации строятся концепции рациональной стилизации (см. п. 2.1.8, [2]), посредством художественного образа — концепции дизайна систем (см. п. 4.1.8, [2]).

В произведении искусства образ выражает в художественной форме содержание произведения и его функцию — идею. Содержание худо­жественно-конструкторской разработки — это механизм и его функция — назначение (см. п. 1.2.3, [2]). В силу такого подобия их выявления было бы достаточно для воплощения образа технического изделия. Тем более, что основанием этого может служить прямая ассоциация. Так, кажется, стоит добиться прямого сходства самолета с птицей, и «образ полета» сформирован. Однако этот эстетический знак, основанный на внешней аналогии, может служить не более чем ассоциативным основанием идеи стилизации формы машины (см. п. 2.1.8[2]).

Художественно-конструкторская разработка мощного портального крана или тяжелого автосамосвала наглядно выражает их основное назначение — перемещение грузов, воплощенное в функции силы. Анало­гичная функция может быть присуща героям произведений искусства, например, скульптуры «Самсон, разрывающий пасть льва» М. И. Козлов­ского или картины «Богатыри» В. М. Васнецова. Но одно только свойст­во силы не формирует художественных образов витязей. Структура их неизмеримо сложней и многогранней. Она включает многие емкие со­циальные и психологические черты: патриотизм, героизм, народность, выраженные в художественной форме. Эстетически выразительная «функция силы» в этих произведениях — только необходимое условие становления художественного образа, своего рода образная предпосылка. Подобная предпосылка как опосредованное эстетическое выражение функции и может явиться следствием реализации формальной компози­ционной темы. Образная предпосылка и составит смысл концептуального стержня отдельного технического предмета, разработанного на основе методики художественного конструирования.

Основная литература: [2] (стр. 99-111; 94 – 98; 19 – 33).

Контрольные вопросы:

1. Рассказать о художественном конструировании, как методике дизайнерской деятельности.

2. Рассказать об антропономических свойствах машин.

Тема лекции 15. Методика и процесс художественного конструирования машин. Факторы и средства художественного конструирования. Композиционные принципы: повторяемость, равновесие. Технико-эстетические (антропономические) свойства машины.

К основным принципам художественно – конструкторской разработки машины относятся: 1) деятельностные, 2) конструктивные, 3) технологические, 4) материаловедческие, 5) информационные, 6) художественно – проектные.

Деятельностные принципы определяют строение проектируемого изделия в его взаимосвязи с человеком.

1) деятельностные принципы рассматриваются как с механических, так и с этологических позиций. Обязательно учитываются кинематика машины и рабочие приемы ее регулирования.

2) конструктивные принципы обуславливают организацию структурыпроектируемого изделия в его зависимости от человека.

3) технологические принципы определяют материализацию структуры и действия проектируемого технического изделия. В художественном конструировании технология опосредует проектные решения своими возможностями и ограничениями и обеспечивает материализацию проектных идей.

4) материаловедческие принципы определяют непосредственное овеществление структуры, а через нее – назначение и действия проектируемой машины. В производстве и художественном конструировании материал обуславливает саму возможность воплощения и выбор технологии изготовления машины.

5) информационные принципы обуславливают выражение антропономического содержания проектируемого изделия. Структурные характеристики информационных принципов двуедины и проявляются в содержательноми формальном отношениях. Содержательная сторона заключаются в четком раскрытии существа технического действия изделия и способов контакта и общения человека с ним. Формальная сторона состоит в необходимом обеспечении информационной выразительности машины.

6) художественно – проектные принципы обеспечивают собственно целостную организацию проектируемого технического изделия. Художественное моделирование является основным профессиональным способом гармонического построения машины, эстетической организации формы и стиля.

Методика художественного конструирования предусматривает тактическое и стратегическое приложение. Тактический подход необходим при решении текущих художественно - конструкторских задач, стратегический – при определении магистрального направления дизайна в отрасли или фирме путем перспективного проектирования и проектного прогнозирования.




©2015 studenchik.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.