Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Эластичность спроса по доходу. Перекрестная эластичность

Под эластичностью спроса по доходам понимается изменение спроса на товар в связи с изменением доходов потребителей. Если рост доходов приводит к росту спроса на товар, то данный товар относится к категории «нормальных», при снижении доходов потребителя и росте спроса на товар - товар относится к категории «низших». В основной своей массе потребительские товары относятся к категории нормальных.
Измерения эластичности по доходам показывают, относится ли данный товар к категории «нормальных» или «низших».
Эластичность спроса по доходам равна отношению процентного изменения величины спроса на товар к процентному изменению дохода и может быть выражена в виде следующей формулы:

где E1D — коэффициент эластичности спроса в зависимости от дохода; Q0 и Q1 - величина спроса до и после изменения дохода; I0 и I1 - доход до и после изменения.
На эластичность спроса большое влияние оказывает наличие на рынке товаров, призванных удовлетворить одну и ту же потребность, т. е. товаров-заменителей. Эластичность спроса на товар тем выше, чем больше у покупателя возможностей отказаться от приобретения данного конкретного продукта в случае роста его цены.
С увеличением доходов мы больше покупаем одежды и обуви, высококачественных продуктов питания, бытовой техники. Но существуют товары, спрос на которые обратно пропорционален доходам потребителей: вся продукция «second hand», некоторые виды продовольствия (крупы, сахар, хлеб и т. п.).
На товары первой необходимости, такие, например, как хлеб, спрос относительно неэластичен. В то же время спрос на отдельные сорта хлеба относительно эластичный. Спрос на сигареты, лекарства, мыло и другие подобные продукты относительно неэластичен.
При наличии на рынке значительного количества конкурентов спрос на продукцию фирм, выпускающих аналогичную или близкую по назначению продукцию, будет относительно эластичен. При росте конкурентоспособности фирм, когда много продавцов предлагают одинаковую продукцию, спрос на товар каждой фирмы будет абсолютно эластичным.
Для определения степени влияния изменения цены одного товара на изменение спроса на другой товар используется понятие перекрестной эластичности. Так, подорожание сливочного масла вызоветувеличение спроса на маргарин, снижение цены на бородинский хлеб приведет к сокращению спроса на другие сорта черного хлеба.
Перекрестная эластичность - зависимость спроса от товаров-субститутов и товаров, взаимодополняющих друг друга.
Коэффициент перекрестной эластичности - это отношение процентного изменения спроса на товар А к процентному изменению цены товара Б:

где «с» в индексе означает перекрестную эластичность (от англ. cross).
Значение коэффициента зависит от того, какие товары рассматриваются - взаимозаменяемые или взаимодополняемые. Коэффициент перекрестной эластичности положителен, если товары взаимозаменяемые; отрицателен, если товары взаимодополняемые, как, например, бензин и автомобили, фотоаппараты и фотопленка, величина спроса будет изменяться в направлении, противоположном изменению цен.
Таким образом, определив значение коэффициента перекрестной эластичности, можно узнать, считаются ли выбранные товары взаимодополняемыми или взаимозаменяемыми, и соответственно, как изменение цены на один вид продукции, который производится фирмой, может отразиться на спросе на другие виды продукции той же фирмы. Такие расчеты помогут фирме при принятии решений по ценовой политике на выпускаемую продукцию.
На ценовую эластичность большое влияние оказывает фактор времени. Спрос менее эластичен в коротком промежутке времени и более эластичен в длительном. Такая тенденция изменения эластичности во времени объясняется возможностью потребителя с течением времени изменить свою потребительскую корзину, найти товар-заменитель.
Различия в эластичности спроса объясняются также значимостью того или иного товара для потребителя. Спрос на предметы первой необходимости неэластичен; спрос на товары, не играющие важной роли в жизни потребителя, обычно эластичен.

Эластичность предложения Эластичность предложения — чувствительность величины предложения товаров к изменению цен на эти товары. На эластичность предложения оказывают влияние: наличие или отсутствие резервов производства - если имеются резервы, то в краткосрочном периоде предложение эластично; наличие возможности хранить запасы готовой продукции - предложение эластично. Существуют следующие виды эластичности предложения: 1) эластичное предложение. 1 %-ное увеличение цены вызывает значительное увеличение предложения товаров; 2) предложение единичной эластичности. 1 %-ное увеличение цены ведет к 1 %-ному увеличению предложения товаров на рынке; 3) неэластичное предложение. Увеличение цены не оказывает влияния на количество товаров, предлагаемых к продаже; 4) эластичность предложения в мгновенный период (т. е. период времени малый, и производители не успевают отреагировать на изменения) - предложение фиксировано; 5) эластичность предложения в долгосрочный период (отрезок времени, достаточный для создания новых производственных мощностей) - предложение наиболее эластично. Для того чтобы определить, как производство той или иной продукции влияет на изменение цены, измеряется эластичность предложения по цене. Эластичность предложения измеряется относительным (в процентах или долях) изменением величины предложения при изменении цены на 1 %. Формула коэффициента ценовой эластичности предложения аналогична расчету коэффициента ценовой эластичности спроса. Различие лишь в том, что вместо величины спроса берется величина предложения: где Q0 u Q1 — предложение до и после изменения цены; Р0 и Р1 — цены до и после изменения; s — в индексе означает эластичность предложения. В отличие от спроса, предложение менее связано с изменениями производственного процесса и более адаптируется к изменению цены. На эластичность предложения оказывают влияние: наличие или отсутствие резервов производства - если есть резервы, то в краткосрочном периоде времени предложение эластично; наличие возможности хранить запасы готовой продукции - предложение эластично.

 




©2015 studenchik.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.