Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Цветовые системы и модели

Огромное разнообразие световых излучений в
природе от светящихся тел и несветящихся пред-
метов, вызывающих у человека цветовые ощуще-
ния, может привести к мысли, что во всех этих из-
лучениях и ощущениях нет никакой системы и по-
рядка. Но это не так. Со времени Ньютона ученые
пытаются найти закономерности, определить при-
чины и следствия, построить модели. Первую си-
стематизацию цветов еще в 1680 г. провел Ньютон.
Он расположил цвета в том порядке, в котором они
находятся в спектре или радуге, но расположил их
по кругу. Так возникла первая цветовая модель —
цветовой круг Ньютона.

Профессор Е. Б. Рабкин в книге «Атлас цветов»
(М., 1956) приводит рисунки цветовых кругов,
предложенных разными авторами на протяжении
последних двух столетий. Все эти круги как цвето-
вые модели имели определенное значение для об-
щего понимания цветовых закономерностей. Уже
Делакруа пользовался цветовым кругом при под-
боре и гармонизации цветов. В его мастерской на-
ходилась картонка, на которой по кругу, как на ци-
ферблате часов, были нанесены краски всех цве-
тов. Против красных по диаметру находились
зеленые, против синих — желтые и т. д.

Но ни один из известных цветовых кругов на
24, 36 и более цветов не может соперничать по
практическому значению в работе живописца с цве-
товым кругом В. М. Шугаева на 16 цветов. Его
цветовой круг является цветовой моделью высокой
практичности. Этот круг является равноступенным,
математизированным и симметричным кругом,
очень удобным при обучении учащихся и в работе
живописца. При построении круга В. М. Шугаев
исходил из четырех основных цветов: желтого,
красного, синего и зеленого. Каждый из этих цве-
тов является самостоятельным, ничем не похожим
на другой. Дальнейшее построение производилось
следующим образом: к желтому прибавлена
1/4 часть красного—получился желто-оранжевый
(желтый покрасневший); к желтому прибавлена
половина красного — получился оранжевый, а ко-
гда к желтому прибавили 3/4 красного — получили
красно-оранжевый. Далее в круге стоит чисто крас-
ный цвет. В том же порядке к красному прибавля-


ется синий, к синему — зеленый, к зеленому —
желтый. В. М. Шугаев предупреждает, что все цве-
та круга должны быть равной светлоты. Свой круг
он разрабатывал на материалах решения цветовых
задач орнаментального характера (текстильное
производство). Но этот круг оказался пригодным
и даже незаменимым при решении цветовых задач
любого характера: в живописи пейзажа, натюрмор-
та, портрета, сюжетной картины, настенной роспи-
си, т. е. везде, где художник применяет цвет.

С целью большего удобства в практическом при-
мении цветового круга В. М. Шугаева мною произ-
ведена некоторая его модернизация: цвета не
уравновешивались по светлоте, а бралась краска в
чистом виде, как она есть в тубе: кадмий желтый
светлый, средний, оранжевый, оранжево-красный,
красный светлый. Некоторые краски высветлялись:
кадмий пурпурный, кобальт синий, изумрудная зе-
леная. Зеленая и желто-зеленая составлялись, так
как в чистом виде их нет. Вокруг каждого кружка,
в котором показано образование цвета, мною поме-
щено цветовое кольцо с результативным цветом.
Цветовой круг В. М. Шугаева приобрел вид, пока-
занный на рис. 84.

Кроме понятий о цветах родственных и контра-
стных, В. М. Шугаев вводит понятие о цветах род-
ственно-контрастных. Строение круга позволяет
легко объяснить это понятие. Для удобства объ-
яснения цвета пронумерованы. Третий цвет по кру-
гу— оранжевый — состоит из красного и желтого;
седьмой цвет — фиолетовый — из красного и сине-
го. Оранжевый и фиолетовый по красному цвету —
родственные, а по желтому и синему — контраст-
ные. В целом они — родственно-контрастные. Таки-
ми являются пары цветов 2—8, 3—7, 4—6, 16—10,
15—11, 14—12, 16—2, 15—3, 14—4, 12—6, 11—7
и 10—8. Эти пары цветов наиболее гармоничны,
что обеспечивается природой их образования.

При создании пейзажа «Луг летом. Сенокос»
(рис. 85) мною использованы четыре краски: для
желто-зеленого луга—16-я, для голубого неба —
10-я, для сине-фиолетового леса — 8-я и для пес-
чаных дорожек — 2-я. Эти четыре краски, положен-
ные на холст почти аппликативно, с использова-
нием разбелов в облаках, дают ощущение солнеч-
ного света, знойного дня лета самим своим сопо-
ставлением. Что представляют собой эти четыре
цвета? 2-й и 8-й, 2-й и 16-й, 16-й и 10-й, 10-й и
8-й — родственно-контрастные. В то же время 2-й
и 10-й, 16-й и 8-й —контрастные.

 


Как музыкант знает, какие звуки в сочетании
дадут мажорный аккорд, а какие — минорный, так
и живописец заранее предполагает, сочетание каких
цветов даст необходимое ему «настроение».




©2015 studenchik.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.