Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Экономическая сущность, функции и виды цен на продукцию АПК и сельского хозяйства

Основными видами цен в условиях рынка являются:

- свободные цены, то есть цены, которые формируются исключительно на основе соотношения спроса и предложения;

- регулируемые цены — цены, уровень которых, с учетом монопольного положения производителя на рынке или высокой социальной значимости производимой продукции, регулируется государством.

Кроме того, в зависимости от целей экономического исследования различают следующие виды цен:

- оптовые цены предприятия — цены, по которым предприятие-изготовитель реализует продукцию оптовым перепродавцам в той же отрасли;

- оптовые цены отрасли — цены реализации продукции организациям торговли; в том случае, когда реализация осуществляется непосредственно организациям торговли и в цену не включаются издержки и плановая прибыль оптовых баз или складов, данная цена отсутствует;

- розничные цены — цены, по которым продукция реализуется конечному покупателю;

- закупочные цены — цены, по которым государство закупает продукцию для своих нужд (госрезерв и т.п.); иногда такие цены называют гарантированными, так как уровень цен и объемы реализации устанавливаются заблаговременно и гарантируются государством;

- сопоставимые цены — цены, используемые для измерения динамики физических объемов производства и реализации продукции; в строительстве применяются с 1991 г., в сельском хозяйстве — с 1994 г.

В рыночных условиях используются следующие методы ценообразования:

- установление цены по уровню средних издержек плюс прибыль;

- установление цены по уровню плановой рентабельности продукции (обеспечение безубыточности и получение целевой прибыли);

- установление цены исходя из реальной стоимости продукции;

- установление цены на основе уровня средних цен.

По первому из перечисленных методов цена устанавливается на основе себестоимости продукции и стандартной наценки. Размеры наценки меняются в зависимости от вида товара и объема партии реализации.

Расчет цены на основе планового уровня рентабельности основывается на сопоставлении общих (валовых) издержек и предполагаемой плановой прибыли. Размер прибыли должен быть не менее нормальной и, как правило, колеблется к незначительных пределах в зависимости от вида продукции.

Недостатком этих двух методов является то, что они не учитывают действие рыночных механизмов — соотношение спроса и предложения.

При установлении цены на основе реальной ценности товара оцениваются не реальные издержки производства и обращения, а реакция потенциальных покупателей на изменение цены (эластичность спроса). Большая часть сельскохозяйственной продукции обладает низкой эластичностью, что обусловливает необходимость государственного регулирования уровня цен.

При установлении цен на основе уровня средних текущих цен продавец товара также не учитывает собственные издержки производства и реализации, а ориентируется на уровень цен конкурентов на аналогичную продукцию. Если данная цена определяется на этапе организации нового производства, следует учитывать изменение спроса и предложения (и, соответственно, уровня равновесной цены) после выхода нового товаропроизводителя на рынок.

Принципы определения цены товаров, работ или услуг (правда для целей налогообложения) теперь определены законодательно - статьей 40 Налогового кодекса РФ.

В общем случае в качестве рыночной цены принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки.

На уровень рыночной цены оказывают влияние следующие факторы:

· сезонные и иные колебания потребительского спроса на товары (работы, услуги);

· потеря товарами качества или иных потребительских свойств;

· истечение (приближение даты истечения) сроков годности или реализации товаров;

· маркетинговая политикой, в том числе при продвижении на рынки новых товаров, не имеющих аналогов, а также при продвижении товаров (работ, услуг) на новые рынки;

· реализация опытных моделей и образцов товаров в целях ознакомления с ними потребителей. Последнее справедливо только для товаров перерабатывающей отрасли сельского хозяйства.

 

16. Инвестиции и инновации в сельском хозяйстве: виды, факторы, экономи­ческая и социальная эффективность

Инвестиции - экономические ресурсы, т.е. вложения финансовых и материально-технических средств, а также технологии, права на имущественную и интеллектуальную собственность, переданные хозяйствующим субъектам, как в пределах республики, так и за рубежом с целью получения прибыли (дохода) или социального эффекта.
Инвестирование в АПК — процесс простого или расширенного воспроизводства средств производства, а также осуществление инвестиций в экономические объекты и процессы, виды экономической деятельности в агропромышленном комплексе, непосредственно связанные (и касающиеся образа жизни людей) с потреблением населением материальных и духовных благ, услуг, удовлетворением конечных запросов человека, семьи, коллектива, групп, общества в целом.

Пакет инвестиций и связанные с ним виды деятельности фиксируются в инвестиционном проекте. Необходимость разработки и реализации инвестиционных проектов в АПК обусловливается неудовлетворительным спросом на отдельные виды продукции, недоиспользованием ресурсов, инициативой предпринимателей, ответом на политическое давление, интерес кредиторов.Роль инвестиций в воспроизводстве и социально-экономическом развитии АПК существенно возрастает по мере переходе сельскохозяйственного и агропромышленного производства к значительно расширенной воспроизводящей системе. Это обусловлено вовлечением до 1/6 части сельскохозяйственной продукции в техническую переработку и доработку. Кроме того, доля затрат несельскохозяйственных отраслей в конечном продукте сельского хозяйства постоянно растет и составляет в развитых станах 70—75 %, в Республике Беларусь — 60—65 %

Поэтому субъект хозяйствования в агропромышленной сфере целью обеспечения высокоэффективного функционирования предприятия вынужден специализировать производство под потребности кредиторов и заказчиков, подчиняться диктат цен не только на промышленную, но и на сельскохозяйственную продукцию.

Воспроизводственный кризис во всех сферах агропромышленного комплекса, включая и социальную, вызывает острую необходимость проведения активной инвестиционной политики. Она должна предусматривать реализацию систем целей действий, выбранных определенными сферами управления определенной сфере АПК и реализуемых через программы в проекты, что позволит обеспечить выход из нынешнего экономического кризиса и создаст предпосылки для устойчивого развития агропромышленного комплекса в целом.

Инвестиционная деятельность как основное средство воспроизводства производственных ресурсов АПК представляет собой процесс реализации инвестиций различных фондов и форм.

Основными видами инвестиций в АПК являются:

-капитальные вложения, осуществляемые в виде вложения финансовых и материально-технических ресурсов в воспроизводство основных фондов, почвенного плодородия, водных ресурсов путем нового строительства, расширения технического перевооружения и поддержания действующего производства;

-вложение средств в создание материально-технических запасов;

- финансовые средства в форме акций, облигаций и других ценных бумаг, а также затраты на приобретение сокровищ и банковские депозиты, финансовые активы (документы, подтверждающие права их владельца на часть собственности и прибылей предприятия, выпускавшего эти документы, ценные бумаги, акции, облигации).

Инвестиции осуществляются в национальной, иностранной валюте, а также в натурально-вещественной и смешанной формах.

Инвестиции подразделяются на материальные и нематериальные, государственные и частные, внутренние и внешние, собственные, заемные ипривлеченные реальные финансовые и интеллектуальные. (Совокупность технических, технологических, коммерческих и других знаний, оформленных в виде технической документации, навыков и производственного опыта, необходимых для организации того или иного производства, но не запатентованных).




©2015 studenchik.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.