Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Урок №51 Обобщение и систематизация знаний по главе «Клетка – структурная и функциональная единица живых организмов»

Задача:дать ответы на поставленные вопросы.

1.Назовите особенности строения бактериальной, грибной, растительной, животной клеток и клетки гетеротрофной клетки амёбы и автотрофного вальвокса.

2. В чём заключается сходство между клетками представителей различных царств?

3. Докажите, что клетка является структурной и функциональной единицей всего живого?

4. Какие открытия в области биологии предшествовали современной клеточной теории. Что вы знаете о учёных, чьё имя связано с клеточной теорией?

5. Сформулируйте основные положения современной клеточной теории.

6. Как вы думаете, почему третье положение клеточной теории по временным рамкам самое позднее?

7. С какими именами связано открытие деления клетки?

8. В чём заключается биологический смысл митоза и мейоза?

9. Какие процессы предшествуют делению клетки?

10. К какому мировоззрению (материалистическому или идеалистическому) склоняются положения клеточной теории?

1.Расскажите строение светового микроскопа.

2. Расскажите правила пользования световым микроскопом.

3.Какие размеры клеток для изучения их в световой микроскоп?

4.Какие размеры клеток для изучения в электронный микроскоп.

5.Чем световой микроскоп отличается от электронного?

6.Назовите методы исследования клетки.

7. На каких закономерностях основаны эти методы.

1.Какой принцип строения клетки?

2. Чем отличаются и чем схожи между собой клетки прокариот и эукариот? 3.Охарактеризуйте внешнее строение и процессы жизнедеятельности сенной палочки? 4. Какое значение имеет сенная палочка в жизни человека? 5. На чём основан принцип применения сенной палочки? 6. К какой группе органических веществ относятся антибиотики?

7.Что общего в строении бактерии и человека? 8.Назовите пример симбиоза между бактерией и человеком 9.Назовите пример болезнетворных бактерий? 10. Какие заболевания они вызывают? 1.Что относится к поверхностному аппарату клетки?

2. Что входит в состав цитоплазмы? 3.Какую функцию выполняет цитоскелет? 4. Что вы понимаете под гиалоплазмой? Какую функцию она выполняет? 5.Назовите органоиды растительной клетки

6.Какие функции выполняет каждый органоид?

7.Назовите отличительные признаки между растительной и животной клеткой? 8. Назовите органоид, который является постоянным в бактериальной клетке?

9.Найдите общее в строении растительной, грибной и бактериальной клетке, клетке протист.

10. Сделайте вывод о едином принципе организации клеток, молекулы ДНК и ядра.

11. Как вы считаете, где данные знания могут вам пригадиться в жизни?

1.Для чего нам необходимы данные знания?

2.Как можно, используя знания о строении цитоплазматической мембраны, поступлении веществ в клетку, создавать лекарственные препараты.

 

 

3. Создайте условия плазмолиза : поместите кусочек растительной ткани в гипертонический раствор, одновременно извлекая излишк воды с помощью фильтровальной бумаги. Понаблюдайте за явлениями происходящими на предметном стекле. Какие стадии плазмолиза вы пронаблюдали? Зарисуйте стадии плазмолиза в тетрадь и укажите стрелками направление движения воды в данном случае.

4.Попробуйте проделать такой же опыт только с другой солью. Что получилось?

Вопрос практического значения. Один хозяин решил забетонировать свой подвал, где должен был храниться картофель. Чтобы приготовить цементный раствор ему необходим был песок. Тогда он решил его взять из кучи песка, которую высыпали коммунальщики, чтобы посыпать зимой дороги. Какую ошибку сделал хозяин? Что он не учёл? Будет ли в его подвале храниться картофель?

5. Чтобы наблюдать противоположное явление (т.е. деплазмолиз) необходимо промыть проточной водой препарат, а затем поместить препарат в каплю чистой воды. Понаблюдайте некоторое время за вакуолью. Что наблюдаете?

 

6.Вопрос практического значения. Кушали ли вы мочёные яблоки? Поверхность мочёного яблока сморщенная, а сырого яблока – гладкая. Ни зря говорят: «Что ты выглядишь как мочёное яблоко?» Чего больше в клетках мочёного яблока солей или воды? Какое явление мы в этом случае наблюдаем? Что произойдёт с яблоками, если их из бочки с рассолом поместить в полиэтиленовый мешок? ( А именно в такой таре чаще всего продают мочёные яблоки?)

7. Подумайте и приведите как можно больше примеров, где применяются знания по данной теме. Ну, например, процесс бальзамирования … и т.д.

 

Сделайте вывод по лабораторной работе. Какое значение плазмолиза и деплазмолиза в жизни растений, животных и человека(в форме схемы).

Вывод:

. 1.Изобразите микротрубочки и микрофиламенты. Что напомнило вам эти изображения? (Ассоциации будут связаны с видами верёвок и тросов. Верёвка более прочная по сравнению с ниткой, а значит и данные образования более прочные, чем белковая молекула первичной структуры.).

2.Изобразите цитоскелет клетки . Определите местонахождения микротрубочек, микрофиламентов, микротрабекул.(Микрофиламенты граничат с цитоплазматической мембраной, располагаются вдоль неё. Микротрубочки располагаются по всей клетке, параллельно относительно мембраны. Микротрабекулы связывают между собой микротрубочки.

3.Поскольку, о микротрабекулах в школьном учебнике ничего не сказано,одному из учащихся можно предложить подготовить сообщение «Микротрабекулы, их отличительные особенности.»В отличие от микротрубочек, микрофиламентов эти структуры представляют собой гетерогенные, варьирующие как по длине, так и по диаметру отростки и связки, прикрепленные обычно к уплотнениям на различных компонентах клетки. В состав микротрабекул может входить белок спазмин.

3.Какой химический состав микротрубочек и микрофиламентов?

4.Вспомните и запишите образование пептидной связи между двумя остатками аминокислот. 5.Какие структуры могут приобретать белки? 6.Как можно объяснить движение органоидов и цитоплазмы, зная свойства белков и их пространственные структуры. 7.Что представляет собой по химическому составу жидкая часть цитоплазмы- гиалоплазма? 8.Что нового мы узнали о составе цитоплазмы по сравнению с тем, что мы знали в 7,8,9 классах? 9. Как математическим языком можно сказать из чего состоит цитоплазма?(Цитоплазма= цитоскелет+ гиалоплазма). Цитоскелет= микротрубочки + микрофиламенты+микротрабекулы. Гиалоплазма= вода+ белки, углеводы, липиды, аминокислоты, нуклеотиды, промежуточные продукты синтеза и распада веществ, неорганические вещества10.В каких состояниях может находиться гиалоплазма? Что для них характерно?С чем это связано? 1.Что нового мы узнали о строении клеточного центра и рибосом?

2. Что нового мы узнали о функциях клеточного центра и рибосом?

3. Заполните таблицу «Строение и функции немембранных органоидов».

№п,п Название органоида Строение органоида Функции органоида В клетках каких организмов имеется?
Клеточный центр      
Рибосомы      

4.Какой белок входит в состав микротрубочек и центриолей?

5.Какую функцию клеточный центр выполняет в промежутках между делениями?

6. Как вы представляете себе процесс расхождения хромосом по полюсам?

7.Сколько центриолей содержится в клетке, которая только что образовалась?

8. Сколько клеточных центров содержится в делящейся клетке?

9.Как образуется веретено деления в растительной клетке в которой отсутствует клеточный центр?(Информацию необходимо заимствовать с дополнительный источников)

10.Какой постоянный органоид присутствует в бактериальной клетке?

11. Если сравнить органоиды по количеству их в клетке, то какой органоид будет лидером в этом списке?

12.Рибосома – это минизавод, где происходит сборка механизма (белка) из комплектующих (аминокислот). А кто является «снабженцем» комплектующих деталей в этом процессе?

13. Что вы помните о разновидностях молекулы РНК? Какие функции они выполняют?

14.Отличаются ли рибосомы по выполняемым функциям?

15. Как вы думаете, почему на эндоплазматической сети в рибосомах синтезируются белки, которые в последующем будут выводиться из клетки? С чем это связано? 1. Чем отличаются между собой фагоцитарный пузырёк, первичная и вторичная лизосомы?2. С чем связан процесс аутофагии? Какие природные явления основаны на процессе аутофагия?

1. Что общего в строении изученных органоидов?

2. Какие вы знаете разновидности ЭПС?

3. Какие функции они выполняют?

4. Железистые клетки находятся в ротовой полости и в желудке. Какие из железистых клеток содержат в своём составе больше гладкой , а какие шероховатой ЭПС? Ответ поясните.

5.Зарисуйте диктиосому. Обозначьте все её составляющие: цистерну, трубочку, пузырёк(первичную лизосому).

6. Перечислите 5 функций комплекса Гольджи.

7. Чем отличаются между собой фагоцитарный пузырёк, первичная и вторичная лизосомы?

8. С чем связан процесс аутофагии? Какие природные явления основаны на процессе аутофагия? 1.Расскажите, пожалуйста, какая информация для вас показалась уже не новой, а вам известной.

2. Что нового вы узнали о строении и функциях митохонрий и пластид.

3.Зарисуйте данные органоиды и обозначьте все необходимые структуры данных органоидов.4.Как взаимосвязано строение данных органоидов с выполняемыми функциями?5. Объясните происхождение пластид. Каким фактом это можно подтвердить?

6.В чём заключается автономность митохондрий и пластид?

1.Изобразите строение ядра.

2. Объясните какую роль играют поры в ядре.

3.Покажите на схеме транспорт веществ:и-РНК, т-РНК, белки, ферменты, нуклеотиды, молекулы АТФ, неорганические ионы..4. Объясните с чем связаны данные виды транспорта? Какие виды транспорта веществ здесь присутствуют?5. Какой химический состав матрикса. Чем он напоминает химический состав гиалоплазмы? 6. Почему ядрышко нельзя назвать органоидом клетки? 7.Из чего состоит ядрышко? Какую функцию оно выполняет? 8.Как вы думаете, что произойдёт с клеткой, если извлечь из неё ядрышко? 9.А что произойдёт с клеткой, если в клетку пересадить чужое ядрышко? 10.Как человечество может применить данные знания?

1.Дайте определение следующим терминам: хроматин, молекула ДНК, хромосома, кариотип.

2.Зарисуйте хромосому и расскажите о её строении.

3.Для чего удобно классифицировать хромосомы?

4.Что в хромосоме является ядрышковым организатором?

5. При определении вида, важно учитывать только количество хромосом, или также их форму и размер? Подтвердите примерами с дополнительной литературы.

6.Чем можно объяснить целесообразность гаплоидного набора хромосом у половой клетки? 7.Если в соматической клетке двойной набор хромосом, то соответственно какой набор хромосом у клетки, которая подготовилась к делению?

8.У каких организмов (К какому царству они принадлежат?)увеличение наборов хромосом влияет на качественные характеристики?

9.Сравните строение клеток растений, животных, грибов, протистов.

10. Сравните строение клеток прокариотических и эукариотических клеток.Соотнесите отличительные признаки и типы деления клетки:

Отличительные признаки « Типы деления клеток»

1. Происходит одно деление А) митоз
2. Гомологичные удвоенные хромосомы выстраиваются по экватору парами (бивалентами). В) мейоз
3. Нет конъюгации  
4. Поддерживает постоянное число хромосом вида из поколения в поколение  
5. Два последовательных деления.  
6. Удвоение молекул ДНК происходит в интерфазе, разделяющий два деления  
7. Образуются четыре гаплоидные клетки (половые клетки).  
8. Между первым и вторым делением нет интерфазы и не происходит удвоения молекул ДНК.  
9. Есть конъюгация  
10. Образуются две диплоидные клетки (соматические клетки)  
11. В метафазе по экватору выстраиваются все удвоенные хромосомы раздельно 12. Обеспечивает бесполое размножение, регенерацию утраченных частей, замещение клеток у многоклеточных организмов  
13. Обеспечивает стабильность кариотипа соматических клеток в течение всей жизни  
14.Является одним из механизмов возникновения наследственной изменчивости (комбинативной изменчивости;  



©2015 studenchik.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.