Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ



 

Детское общественное объединение «Лидер» имеет десятилетнюю историю. Возникнув на «переломе эпох» как очно-заочная школа актива старшеклассников области, «Лидер» в определенной степени заполнил нишу, образовавшуюся в результате исчезновения многих детских объединений и организаций, свертывания детских и молодежных социальных инициатив.

Программа очно-заочной школы (ОЗШ) предполагала выявление, стимулирование и подготовку лидеров, то есть тех детей, которые в наибольшей степени пользуются авторитетом среди товарищей и стремятся их вести за собой, вовлекая в различные интересные, социально значимые дела. Она изначально была сориентирована на решение важной педагогической и социальной задачи: оказание персональной помощи участнику программы ОЗШ – члену детского общественного объединения «Лидер», побудить его к активным действиям, самосовершенствованию, программированию своего будущего.

Целью деятельности была подготовка лидеров, эффективно и продуктивно осуществляющих формальное и неформальное руководство (организацию) досуга в группе сверстников, в детском объединении или организации.

Поскольку досуговая деятельность является (может рассматриваться) в качестве основы воспитательного воздействия на личность и зачастую инициирует процессы самовыражения, самоопределения, саморазвития и самореализации взрослеющего ребенка, наиболее целесообразным и эффективным способом (средством) ее организации нами определяется комплексная игра. Кроме того, любая игра, в том числе и комплексная, всегда имеет чётко поставленную игровую задачу, за которой скрывается задача образовательная. В силу этого она с успехом используется для стимулирования учебного процесса, а на игровой модели осуществляется квазипрофессиональная деятельность: программа, являясь игровой по форме, предстаёт образовательной по содержанию.

В научной литературе игра, являющаяся системообразующей жизнедеятельность такого детского объединения как «Лидер», зачастую определяется сюжетно-ролевой (С.А.Шмаков), поскольку, с одной стороны, она имеет предмет игрового изображения (сюжет), последовательность и связь изображаемых событий, их совокупность, способ развертывания темы игры, а, с другой - есть форма моделирования ребенком прежде всего социальных отношений и свободная импровизация (ролевая игра), не подчиненная жестким правилам, неизменным условиям. Однако, вслед за О.С. Газманом, мы определяем ее - комплексной игрой, содержащей в себе одновременно подвижные, ролевые, познавательные, состязательные элементы, объединённые единым сюжетом и темой.

Комплексная игра как коллективная творческая досуговая деятельность – совокупность разнородных творческих занятий, действий, игр, составляющих одно целое, дающих единый педагогический эффект; создающая необходимую и достаточную среду для подражательной, свободной игры и переживания, а тем самым и реальные предпосылки для пробуждающегося индивидуального сознания ребенка, развития его как гармоничной личности. При этом главным условием, оптимизирующим ее подготовку и проведение, является то, что все виды планируемой и организуемой совместной с ребенком деятельности должны быть опредмечены последним в равной степени.

Опираясь в педагогической практике на комплексную игру и игровые технологии содружество детей и взрослых «Лидера» ориентировалось на: включение участников программы в социальную жизнь, социальную практику общества на посильном для них уровне, адаптацию детей к социальной среде, удовлетворение их потребностей, интересов и запросов (включая те, которые слабо удовлетворяются школой), защиту прав, достоинства и интересов в том числе и от негативных влияний окружающей детей социальной среды. Наши наблюдения показывают, что в результате:

n гуманизируется процесс социализации детей (воспитанники включаются в социальную практику, ориентируясь на ценности добра и справедливости);

n создаются необходимые условия для воспитания творческой индивидуальности ребенка, и на этой основе, достигается достаточный уровень его самоактуализации;

n оптимизируется рекреационная активность детей (в том числе в восполнении их творческого потенциала);

n формируются первичные и фронтальные детские коллективы как основа становления (и успешного функционирования в дальнейшем) воспитательной системы их среды жизнедеятельности.

При разработке сюжетов первых комплексных игр мы обратились к опыту известного отечественного педагога И. Н. Жукова, который ещё в 20-е годы нашего столетия, создал педагогически целесообразные (прогрессивные) по сути, и интересные для детей (и взрослых) по содержанию формы работы с детьми - длительные воспитывающие игры. Они учитывали природу ребёнка, отвечали его потребностям, захватывали, организовывали жизнь. Одной из первых была игра в «Экспедиционный корпус», проводимая И.Н. Жуковым в городе Чите. Она объединила учащихся разных школ города и явилась одним из первых опытов воплощения в педагогическую действительность метода длительной воспитывающей игры.

Проанализировав имеющийся в практике опыт по организации подобных игр, он разделил комплексные игры на два основных типа, которые актуальны и востребованы сегодня:

1. Игры, в основу которых положено подражание взрослым, современникам, гражданам в их общественной деятельности (школьные республики, детские клубы). Их цель - практическое ознакомление школьников с тем государственным строем, в котором они живут. Участие в деятельности школьного кабинета министров, органах законодательной и исполнительной власти, осуществление функционала выборной управленческой должности, развивает в воспитанниках чувство ответственности за себя, других а, главное, за то дело, которому они служат; организаторские способности, коммуникативные умения и навыки, необходимые им во взрослой жизни.

2. Сюжеты второго типа основаны на подражательных свойствах юной души, готовой следовать поступкам (поведению) не взрослых и граждан вообще, а любимым героям юношеских книг, а точнее сказать, определенному типу этих героев (Робин Гуд, Рыцари Круглого Стола, смелые и доблестные герои Фенимора Купера).

Опираясь на творческое наследие И. Н. Жукова, мы, с определенной долей условности, предлагаем типологию сюжетов комплексных игр коллективной творческой досуговой деятельности, каждый из которых соответствует потребностям детей и взрослых, существует и развивается в реальной педагогической практике детского движения.

Первый тип сюжета основан на рационально - познавательных ценностях, таких как: познание (учение – подражание, повторение, применение; образование – ознакомление, узнавание, знание), разум (сознание - представление, идея, убеждение; мышление – суждение, умозаключение, понятие), объективность - истина - наука, (пример - комплексная игра «Школа Цветной симметрии»). В сюжетах рационально-познавательной ориентации приоритетным является становление человека в процессе овладения знаниями о мире и способами их приобретения.

Игровые программы второго сюжетного типа базируется на нравственно-гуманитарных ценностях: культура, искусство, красота, духовность, альтруизм, милосердие, добро, отзывчивость, совесть, благородство, интеллигентность. В них основным является процесс освоения и сохранения духовных, культурных человеческих ценностей, целенаправленного включения взрослеющего человека в их гуманное воспроизводство и, дальнейшее развитие им, мира человеческой культуры, (пример - сюжет игры «Картинная галерея им. А.С. Пушкина»).

Третий тип основывается на социально-значимых ценностях: жизнедеятельность (поведение – поступок, привычка, обычай; деятельность – действие, умение, навык), дело (труд – ремесло, профессия, творчество; работа – замысел, подготовка, исполнение), демократия (свобода – ответственность, права человека – законность), гражданственность, общество, отечество, человечество. Задача, решаемая этим типом комплексной игры - социализация, становление человека как субъекта социальной жизни (примеры - сюжеты игр «Лидерград», «Параллельный мир»).

И четвёртый тип сюжета ориентируется на индивидуально-значимые ценности, такие как: счастье, любовь, вера, надежда, честь, достоинство, уникальность и индивидуальность каждого человека. Здесь главным выступает, прежде всего, помощь, поддержка в самоопределении, самореализации, самовоспитании человека (это игры «Институт Прикладного творчества», «Съезд организаторов современности»).

С нашей точки зрения, многообразие типов сюжетов комплексных игр оптимизирует поиск и определение детскими общественными объединениями (в том числе функционирующими на базе и при поддержке государственных образовательных учреждений) базовых ценностей – ориентиров своей жизнедеятельности, и на их основе создавать оригинальные, личностно-ориентированные воспитательные системы.




©2015 studenchik.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.