Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Воспитательные возможности



Одним из серьезных противоречий сегодняшней социальной и воспитательной практики является невостребованность обществом, государством и значительным числом детей уникального воспитательного потенциала общественных объединений, равно как и детского движения в целом. Оставляя в стороне причины этого, не созидательного, явления, рассмотрим обобщенные (сущностные) специфические характеристики воспитательного потенциала, присущие любому детскому общественному формированию.

1. В соответствии с современной теорией воспитательных систем детское общественное объединение можно рассматривать как особую воспитательную систему, поскольку основа его жизнедеятельности - целенаправленная совместная деятельность детей и взрослых, осуществляемая в конкретной социокультурной среде. Своеобразие такой системы обусловлено в первую очередь тем, что она возникает и функционирует на принципах самоорганизации, самодеятельности и самоуправления. В отличие от других воспитательных систем она не задается и не создается сверху как, например, школьный класс, кружок, студия учреждения дополнительного образования, а является результатом самоорганизации и сотворчества детей и взрослых. Вместе с тем ей присущи и общие системные принципы разнообразия, динамизма, открытости. Целью воспитательной системы подобного рода, как правило, является обеспечение личностно и социально ориентированной деятельности, общения и отношений, основанных на уважении к личности и ее правам, развитии у нее стремления к самопознанию, самосовершенствованию и самореализации. Поэтому педагогические функции детского объединения в своей совокупности направлены на создание условий для: а) формирования опыта самореализации через социальное взаимодействие; б) удовлетворение потребностей, интересов, актуализации возможностей личности, в том числе и невостребованных в должной мере в других сообществах; в) ориентации детей и всего объединения в системе социальных и нравственных ценностей; г) поддержки самодостаточности жизнедеятельности объединения для удовлетворенности ею каждым его членом.

Воспитательные задачи детского общественного объединения в самом общем виде связаны, на наш взгляд, с формированием у ребенка и взрослого положительной «Я - концепции»; общечеловеческих ценностей и прежде всего таких как плюрализм, демократия, уважение к правам личности и закону, терпимость, взаимопонимание, милосердие; опыта межличностного взаимодействия; готовности к социальному (и к другим видам) творчеству; гражданской позиции; социальной активности и ответственности.

Совместная деятельность - системообразующий фактор воспитания личности в общественном объединении. Она свободна от жесткой внешней регламентации ее конкретного содержания, характера, способов, форм, пространства и времени осуществления и какой-либо установленной («свыше») оценочной системы. Она - результат совместного целеполагания, планирования, организации, анализа и оценки членами объединения, что и обусловливает результативность индивидуализации «Я» и интеграции «Мы» личности. Отсюда и ее существенное и никем не заменимое влияние на развитие личностных качеств ребенка.

2. Жизнедеятельность объединения, как социального явления (феномена), есть своеобразный полигон для освоения подростком социальной роли члена общественного формирования (организации), что сопряжено и с проявлением индивидуальных особенностей, и с характером взаимодействия с другими. Освоение этой новой для ребенка роли (отличной от роли сына, дочери, ученика) связано с освоением им системы позиций (или частных ролей) в деятельности объединения. Предоставление возможности ребенку пройти путь от исполнителя-участника до лидера - специфическая особенность влияния детского общественного объединения на развитие личности. Понятно, у каждого будет свой старт и свой финиш, своя траектория между ними, но чувство принадлежности к данному сообществу, отношение к нему как к своему, оценку и самооценку реального вклада в его дела он должен обязательно испытать.

3. Детские общественные объединения по своим возможностям являются гарантом совокупности прав, закрепленных Конвенцией ООН «О правах ребенка». Сам факт вхождения в объединение есть реализация права ребенка на ассоциации, его права как члена объединения делают возможным практическое осуществление им свободы слова, права на творчество, игру, получение интересующей информации, участие в правотворческой деятельности, отстаивание своих прав. Исключительность общественного формирования в этом заключается в обеспечении реальности приближения в нем (как цель - достижение) к гармонизации законных прав ребенка и его прав как члена объединения. Имеющийся сегодня широкий спектр вариативных программ детских организаций и объединений позволяет ребятам стать субъектом права в процессе разнообразной деятельности.

4. Основополагающим принципом организации жизнедеятельности объединения является сотрудничество (и его высшая форма - сотворчество), которое строится на фундаменте равенства прав и уважения, входящих в него детей и взрослых. Иная, к примеру, чем в школе, дружеской компании, система взаимоотношений (деловых и межличностных) не просто сверстников, а людей, объединенных общим интересом, часто и единомышленников, формирует у ребят новую мотивацию участия в деятельности, поведения. Самодеятельный характер детских общественных объединений определяет особый стиль взаимодействия между ребятами и взрослыми членами детского формирования, его друзьями, консультантами, организаторами, которое зиждется на понимании целей и функций детского объединения, уважении к его статусу (прежде всего со стороны взрослых). Участие вместе со взрослыми в организации и осуществлении деятельности и общения способствует удовлетворению потребности подростка в признании и равноправном положении со старшими, формированию у него отношения к себе как к субъекту воспитания и социального творчества.

Открытое сотрудничество детей, взрослых, детей и взрослых ведет к созданию атмосферы общей заинтересованности, поиска, раскрепощенности, установлению взаимодоверия, взаимопонимания и взаимной ответственности.

5. Особенностью воспитательного потенциала детского объединения является способ организации и реализации совместной деятельности.

Практическое решение конкретных задач объединения осуществляется преимущественно в малых группах (звено, патруль, совет, инициативная группа, бригада и т.п.), деятельность и общение в которых учат ребят не мыслям, а мыслить, ведет от практического дела к знаниям. Иначе говоря, привычная школьная логика «от знания к практическому действию» меняется здесь на противоположный вектор познания, объектом которого становится конкретная, чаще предметно-практическая, деятельность, конкретные жизненные ситуации, действия конкретных людей: и детей, и взрослых. Кроме того, наличие малых групп благоприятное условие для выбора ребенком сферы самореализации.

6. Характеризуя воспитательный потенциал детского общественного объединения, следует особо выделить такой источник его силы как собственная микрокультура - ценности, традиции, ритуалы, символы, принятые нормы поведения и правила, регулирующие отношения. К, примеру, законы скаутов (Чести скаута следует доверять. Скаут верен. Долг скаута - быть полезным и помогать другим. Скаут - друг всем и брат любому другому скауту. Скаут вежлив. Скаут - друг животных. Скаут беспрекословно подчиняется приказам своих родителей, руководителя патруля или скаут-мастера. Скаут улыбается и насвистывает при всех трудностях. Скаут бережлив. Скаут чист в мыслях, словах и делах), девиз сегодняшних пионеров («За Родину, добро и справедливость!»), пионерские законы (Единства слова и дела; Дружбы и товарищества; Чести и совести; Заботы и милосердия), созданные и добровольно принятые детьми как нормы жизни их объединения, несут в себе огромный нравственный потенциал, дают ребятам ориентиры в построении своей деятельности и отношений, их оценке и самооценке.

В развитии эмоциональной сферы ребенка велико влияние традиций и ритуалов объединения (приема в члены объединения, выноса и подъема флага, проведения встреч, костров, награждения и других), отличающихся, как правило, особой патетикой способствует формированию у ребят чувства причастности к своему объединению.

7. Самостоятельной и существенно важной педагогической характеристикой потенциала детских объединений является позиция в нем взрослых членов. Статус взрослого предполагает выполнение им таких отличных от детей функций, как защитная (прав и интересов, здоровья и безопасности детей), педагогическая (создание условий для развития личности и объединения), материально финансового обеспечения. Он выступает источником социального опыта детей, их умений и знаний (предметно-практических, коммуникативных, социальных), образцом человека и профессионала, общественника и труженика, гражданина и созидателя, помощника и друга.

От взрослых зависит атмосфера доверия, уважения к личности каждого ребенка, обеспечивающая ему позицию не «пассивного объекта воспитательных влияний», а активную субъектную позицию. Старший, по возрасту, может создать в объединении условия для того, чтобы дети стали подлинными творцами всей коллективной жизнедеятельности, проявляли инициативу и самостоятельность, раскрывали и развивали личностные потенциалы.

В случае, когда руководитель-взрослый является и лидером, происходит удвоение его воспитательного потенциала, так как «значимый» взрослый-лидер имеет весьма высокую степень влияния на формирование у детей тех или иных установок, социальных ценностей, норм поведения.

Опыт взрослого, его уважительное отношение к возможностям детей, к самим ребятам как к развивающимся индивидуальностям, его стремление объединить ребят, сплотить, организовать и в то же время видеть, чувствовать каждого ребенка - вот те ориентиры, которые могут обеспечить реализацию воспитательного потенциала детского объединения.

8. Будучи общественным по способу создания и направленности деятельности, объединение не может функционировать в автономном режиме. Поэтому его широкие социальные связи и по горизонтали, и по вертикали ведут к расширению границ социального пространства личности, способствующего как ее социализации, так и социализации самого объединения.

Таковы, на наш взгляд, объективные характеристики воспитательного потенциала общественного формирования детей. Они общие для всех типов объединений и обусловлены самой природой общественного объединения: принципами создания и функционирования, наличием прав и обязанностей, установленных норм жизни, свободным характером социально ориентированной деятельности.

Но индивидуальность объединений, их непохожесть друг на друга определяется и тем, как и насколько эффективно преломляются, проявляются в нем эти общие слагаемые воспитательного потенциала, и совокупностью внутренних, субъективных характеристик. Это - социальный состав членов объединения, их возраст, потребностно-мотивационная сфера, система ценностных ориентаций; социальное и природное окружение; принципы и методика организации жизнедеятельности; структура объединения; система взаимоотношений; нравственно-психологическая атмосфера.

И только целостность объективных и субъективных характеристик раскрывает всю силу воспитательного потенциала педагогически организованного детского сообщества, способного сделать детское общественное объединение той частью жизненного пространства ребенка (пространства прав, свобод и ответственности), где он может быть тем, кем и каким он есть, и стать тем, кем и каким хочет и может быть.

Эффективная реализация специфического потенциала, конкретных детских объединений, организаций, в целом детского движения, зависит от комплекса объективных и субъективных причин: уровня развития государства, гражданского общества, их стабильности или неустойчивости, форм политических и экономических режимов, господствующих идеологических и общекультурных ценностей, идеалов, национальных традиций, опыта субъектов детского движения, его реальной востребованности самими детьми, обществом и государством.

М.Е.Кульпединова,

Гос.НИИ семьи и воспитания, г.Москва

 




©2015 studenchik.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.