Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Управление товарными запасами

Причины создания запасов

Запасы – это количество товара по каждой товарной позиции, хранимое на складе для обеспечения бесперебойности производственного процесса или продаж. Различают запасы производственных предприятий, торговых предприятий и домашних хозяйств. При изучении и планировании запасов используется номенклатура или поимённый перечень товарных позиций торгового или промышленного предприятия.

Причины создания запасов в торговле:

непрерывность процесса производства или потребления.Продажи товаров в магазине непрерывны, поэтому в сфере товарного обращения создаются запасы;

сезонность производства. Многие виды продукции производятся сезонно (к примеру, сельскохозяйственная продукция), но требуются потребителям постоянно в течение года;

сезонность спроса. По отдельным видам товаров в периоды года возникает «пиковый спрос», следовательно, к этому моменту необходимо создавать запасы товаров (примеру, кондитерские изделия к праздникам);

длительное время транспортировки. Транспортировка товаров требует определённого времени, поэтому в период между заказом и поступлением товаров предприятию необходимо создавать запас;

партионность производства. Предприятия производят продукцию крупными партиями, а приобретаются товары потребителями штучно. Запас в этом случае сглаживает неравномерность производства, распределения и потребления товаров;

неравномерность спроса. Продавец точно не знает, сколько купят товара по каждой позиции, поэтому вынужден создавать запасы;

колебание сроков поставки товаров. Запасы в этом случае необходимы для удовлетворения спроса при опозданиях в отгрузке товара продавцом или несоблюдении сроков транспортировки;

вероятность увеличения цены на закупаемый товар.

Таким образом, существует три мотива создания запасов: необходимость совершения торговых операций; предосторожность; спекуляции.

 

Классификация запасов

Запасы, присутствуют на всем пути движения товара от источника его возникновения до потребления и утилизации. Выделяют следующие признаки классификации запасов: по месту нахождения; по исполняемым функциям; по времени учета; по объемам и потребности.

Признак 1. Запасы по месту нахождения.

Вид 1. Производственные запасы – это сырьё, полуфабрикаты, запасы незавершённого производства. Являются источником долговременного коммерческого риска для предприятия, особенно в условиях изменяющегося спроса. Размещаются на складах и производственных участках промышленных предприятий.

Вид 2. Товарные запасы – это готовая продукция промышленных предприятий, поступившая в сферу товарного обращения и находящаяся на складах предприятий оптовой и розничной торговли.

Вид 3. Запас в пути. Это товар, который заказан у поставщика и оплачен. То есть с момента оплаты товара до поступления на склад.

Вид 4. Запасы домашних хозяйств. Создаются потребителями для текущих нужд или в виде резервных запасов.

Критерий 2. Запасы по исполняемым функциям.

Вид 1. Текущие запасы – количество товара, которое постоянно находится на складе и обеспечивает возможность непрерывной реализации товаров между поставками. Их величина постоянно меняется в результате расходования при продажах или при поступлении новых партий.

Вид 2. Гарантийные (страховые и резервные) запасы. Страховые запасы предназначены для непрерывной реализации товаров потребителям в случае возникновения непредвиденных ситуаций. К примеру, несвоевременность отгрузки товара поставщиком, задержка в пути товарной партии или непредвиденное увеличение спроса между поставками. При нормальных условиях работы этот запас не используется. Резервные запасы являются стратегическими и создаются на долговременный период, к примеру, государственные резервы.

Вид 3. Подготовительные или буферные запасы создаются в том случае, если товары требуют дополнительного хранения перед использованием. К примеру, некоторые рыбные консервы перед продажей должны пройти период созревания.

Вид 4. Рекламные запасы. Создаются в торговле для быстрой реакции на возникший после рекламы спрос.

Вид 5. Спекулятивные запасы. Создаются с целью защиты от возможного повышения цен или для получения дополнительной прибыли от разницы закупочной цены и цены продажи.

Вид 6. Сезонные запасы. Образуются при сезонном характере производства, потребления или транспортировки товаров. Обеспечивают нормальную работу торгового предприятия в период сезонного спроса.

Критерий 3. Запасы по времени учёта.

Вид 1. Максимально желательный запас – это уровень запаса, экономически целесообразный в магазине.

Вид 2. Пороговый уровень запаса или точка заказа. Используется для определения момента времени очередного заказа.

Вид 3. Неликвидный запас – длительно не используемые товарные запасы. Образуются по причине ухудшения качества товаров во время хранения или из-за морального старения.

Вид 4. Переходящий запас – остатки товара на конец отчетного периода и начало планового периода. Обязательно учитывается при планировании поставок на последующий год.

Критерий 4. Запасы по объёмам и потребности.

Вид 1. Нормативный запас – равен заранее установленному нормативу.

Вид 2. Сверхнормативный запас – превышает установленный норматив.

Вид 3. Излишний запас – потребность в запасе товара полностью отсутствует (создание излишков).

Классификация запасов позволяет осуществлять их контроль и регулирование на предприятии с целью повышения эффективности коммерческой деятельности.

Управление товарными запасами

Наличие товарных запасов позволяет торговому предприятию обеспечивать устойчивость ассортимента товаров, осуществлять определённую ценовую политику, повышать уровень обслуживания потребителей. Всё это требует поддержания на каждом предприятии оптимального уровня запасов по каждой товарной позиции.

Товарные запасы торговых предприятий находятся в постоянном движении и обновлении. Конечной стадией их движения является потребление. Основным назначением материальных запасов в оптовой торговле является обслуживание оптовых покупателей (розничные торговые предприятия), а в розничной торговле – обеспечение устойчивости предложения товаров потребителям.

Для поддержания товарных запасов на оптимальном уровне необходима чётко налаженная система управления запасами. Оптимальный уровень запасов означает такое положение, при котором отсутствуют излишки запасов или их дефицит.

Излишние запасы омертвляют денежные средства торгового предприятия и уменьшают оборачиваемость запасов. Дефицит запасов по товарным позициям приводит к снижению объёма продаж товаров и получаемой прибыли, а также к потере покупателей.

Причины возникновения излишних запасов: непредвиденное снижение спроса; ошибки коммерческих работников при определении размера закупаемой партии товаров; нарушение договорных обязательств поставщиками товаров в отношении объёма поставки.

Дефицит запасов возникает по следующим причинам: резкое увеличение спроса между поставками; ошибки коммерческих работников при определении размера закупаемой партии; нарушение сроков отгрузки товаров поставщиком; недопоставка товаров поставщиками по количеству или поставка бракованной продукции; задержка товаров в пути.

Управление товарными запасами предполагает следующие операции:

Операция 1. Нормирование запасов означает выработку экономически обоснованных нормативов для текущего запаса, страхового запаса, сезонного запаса и т.д.

Операция 2. Оперативный учёт и контроль. Осуществляется с помощью специального программного обеспечения. К примеру: «1С Торговля и склад»; «Склад производства» (midisa.org) и др. Остатки товаров в начале и конце месяца подвергаются анализу и корректировке.

Операция 3. Регулирование запасов. Заключается в поддержании запасов на определённом уровне и изменении их величины в зависимости от спроса и периодов поставки товаров.

Запасы в производственной и торговой деятельности создаются с целью снижения коммерческого риска для продавцов и покупателей. При наличии оптимального уровня запаса товаров на складе есть возможность обеспечить всех потребителей при увеличении спроса и сбоях в поставках и исключить нерациональные затраты.

Контрольные вопросы

1. Причины создания запасов.

2. Понятие запаса в торговле.

3. Классификация запасов по месту нахождения.

4. Признаки классификации товаров.

5. Классификация запасов по исполняемым функциям.

6. Виды запасов по времени учёта.

7. Виды запасов по объёмам и потребности.

 

Литература

1. Гаджинский А.М. Логистика / А.М.Гаджинский. – М., 2001.

2. Терешкина Т. Логистический подход к управлению запасами / Т.Терешкина // Логистика. - №1. – 2002.

3. Хазанова Л.Э. Логистика. Методы и модели управления материальными потоками / Л.Э.Хазанова. – М., 2003. – С. 15-52.

5. Кузьбожев Э.Н. Логистика / Э.Н.Кузьбожев, С.А.Тиньков. – М., 2004. – С. 72-108.

6. Неруш Ю.М. Логистика: учебник для вузов / Ю.М.Неруш. – 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2003.




©2015 studenchik.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.