Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Учебная программа по сценическому движению



в Народном театре миниатюр «Зеркало».

Возраст обучающихся: 10-18 лет

Срок реализации программы: 6 лет.

Количество часов в год:

первый уровень обучения —36 часов

второй уровень обучения —36 часов

третий уровень обучения —36 часов

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Настоящая программа имеет художественно-эстетическую направленность.

Предмет «Сценическое движение», входящий в учебную программу театрального коллектива, должен быть органически связан со всей системой эстетического воспитанияи преподаваться в тесном контакте с такими практическими дисциплинами, как «Актерское мастерство», «Сценическая речь».

В основу обучения искусству сценического движения положены методические разработки К.С. Станиславского и В.И. Немировича–Данченко, а также теоретические и практические работы советских и российских физиологов, психологов, преподавателей сценического движения, хореографов, специалистов физического театра и различных движенческих практик.

На занятиях по сценическому движению в коллективе воспитываются навыки правильного владения телом, дыханием, творческое отношение к движению, жесту, выразительность и эмоциональность пластики актера, закладываются основы хореографического искусства.

Занятия по программе делятся на 3 этапа-уровня, по два года каждый.

Программа составлена из расчета общей нагрузки –36 часов в год для каждого уровня обучения.

Всем знаниям, умениям и навыкам может найтись место и время в подготовке актера при значительной степени комбинаторности упражнений, когда одно задание нацелено на достижение сразу нескольких целей. Однако, по настоящему эффективным, занятие по сценическому движению будет при условии, что одно задание логично вытекает из другого, изучение нового идѐт постепенно, по нарастающей и в плотной связи с изучаемым материалом, предложенным режиссером для постановки. Дети вообще любят играть, но учить что-то новое, и, конечно, большинство навыков и умений и в сфере сценического движения также развивается у них через игру, игровые задания и ситуации. Однако, при необходимости отрабатывать, закреплять определенные моменты пластики, мало одного трудолюбия. Мотивировать современных детей к творческим и физическим усилиям лучше через представление видения конкретной цели. А конкретной целью работы театрального коллектива является постановка и показ спектакля. И важно, чтобы участники коллектива осознавали связь того, чем они занимаются, с тем, как им это пригодится и на сцене, и в жизни.

Грамотное построение занятий предполагает тщательную разминку для физического разогрева участников и во избежание возможных травм. Работа над развитием индивидуальных пластических навыков и качеств, работа в дуэте и в группе, задания на творческую фантазию и пластическую выразительность, а также отработку конкретных задач для будущей постановки (бой, танец, контактное взаимодействие — в зависимости от задачи режиссера).

Поскольку сам предмет ― сценическое движение (как и предмет, сценическая речь) носит по большей части прикладной характер и во многом является составляющей общего предмета актерское мастерство, то программа по направлению сценического движения не должна ограничиваться только общим театральным базисом и сводиться к изучению законов сцены и мизансцены. Именно в силу прикладного характера изучение сценического движение может идти по пути полезных заимствований и переноса знаний и опыта из других областей искусства. Поэтому учебная программа обучения сценическому движению включает в себя многие виды искусств, которые редко пересекаются в обычной жизни. Но, поскольку все они направлены на развитие и совершенствование, творческое и физическое, личности, то их соседство и партнерство в единой программе становится логичным и даже необходимым.

 

 

ПЛАН РАБОТЫ ПО ПРОГРАММЕ «СЦЕНИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ»

в Народном театре миниатюр «Зеркало».

 

ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ (два года обучения).

Доминантными в программе являются развитие физической фантазии, освобождение тела от зажимов, раскрепощение, общая физическая подготовка, усвоение базовых знаний и методов, знакомство с возможностями собственного тела.

 

Содержание занятий.

Физическая подготовка.

Изучение правильных и оптимальных способов исполнения знакомых элементов: наклоны, прыжки, падения, повороты, выпады, прогибы. Знакомство с понятием баланса, веса, центра, фокуса внимания, изоляции. Все элементы должны изучаться под пристальным вниманием руководителя при проверке свободного дыхания после предварительного разогрева. Следует помнить о необходимости бережного отношения к организму и не злоупотреблять нагрузкой.

 

Хореография.

Знакомство с позициями ног и рук, основными видами шагов, базовыми элементами стиля:

русский танец, бальный танец, вальс (историко-бытовой) и эстрадный танец. Ритмика.

Занятия хореографией в рамках сценического движения переоценить довольно сложно. Ведь само слово ―Хореография, переводится, как наука о движении. С одной стороны, занятия хореографией развивают физические возможности организма, с другой, учат интеллектуальной фантазии и самовыражению. Такие занятия расширяют кругозор, а также позволяют украсить любой спектакль или театрализованное действо так называемым вставным номером, органично вписывающимся в контекст всего представления.

 

Дополнительные знания, краткие экскурсы в различные направления искусства.

На первых двух годах обучения предпочтение отдается музыке, как базовому искусству, сопровождающему пластическую грамотность актера. Ребята учатся слышать музыку, понимать и различать разные музыкальные ритмы и рисунки, узнают основные жанры музыки, учатся соотносить характер музыки и характер движений под данную музыку.

 

Основы искусства сценического боя.

В данном разделе обучения участники коллектива знакомится лишь с имитацией ударов, учатся правильному и безопасному падению, тренируют ловкость и быстроту реакции (переброс мяча или других предметов). А также знакомятся (визуально) с различными видами боевых искусств, отмечая характерные особенности в пластике спортсменов каждого жанра, и работают над подражанием им.

 

Пластическая выразительность актера.

Первые два года обучения участники коллектива знакомятся с пластической выразительностью актера по средствам игр, развивающих фантазию и актерскую смелость детей. Получая различные игровые задания по импровизации, ориентации в пространстве, совместному действию или сольному чувствованию, ребята постепенно развивают и обогащают свой пластический мир, снимают телесные зажимы, учатся придумывать жесты и движения, находить разные краски и смыслы для одного и того же жеста, позы, движения. Осваивая базовые движенческие понятия (ПФД, ПФО, ПФП, пластический этюд, темпо ритм и т.д.) они всё более погружаются в освоение уникального искусства театра, не переставая при этом играть, оставаясь естественными.

 

 

ВТОРОЙ УРОВЕНЬ (два года обучения).

 

Занятия с участниками, как правило, уже прошедшими определенную подготовку.

Доминантными являются творческая реализация и техническое совершенствование учащихся с учетом дозировки нагрузки и специфики физиологии и психологии подростков.

Содержание занятий:

Физическая подготовка.

После успешного изучения правильных и оптимальных способов исполнения различных элементов на первых двух годах обучения, можно включать дополнительные параметры их исполнения — скорость, музыкальность, динамичность, добавлять образность и эмоциональность.

Простые элементы и игры с балансом и контрбалансом связаны с определенной степенью уверенности в собственном теле и доверием к партнеру, поэтому физическому взаимодействию, партнерингу отводится отдельная роль в этом периоде обучения. Также более активное и динамичное продвижение в пространстве, сложные сочетания прыжков, бегов, перекатов и кувырков позволяет открыть в теле студийцев новые степени свободы и уверенности. В целом этому направлению уделяется уже меньше внимания и времени, так как определенная подготовка уже выработана двумя предыдущими годами.

 

Хореография.

На втором этапе обучения проходит знакомство с базовыми элементами стиля — модерн, джаз, полонез (историко-бытовой) и рок-н-ролл. Сложные ритмические рисунки. Участники коллектива придумывают и показывают танцевальные миниатюры или этюда с элементами танцевального мастерства.

Дополнительные знания, краткие экскурсы в различные направления искусства.

На вторых двух годах обучения предпочтение отдается изобразительному искусству, как искусству, вдохновляющему на пластическое разнообразие актера. Ребята учатся видеть, понимать и различать разные жанры изобразительного искусства, черпать в них отправные точки для развития собственной фантазии, изучать цвет, форму, настроение и характер рисунка, использовать их в выстраивании своего пластического образа или импровизационной структуре.

Основы искусства сценического боя.

В данном разделе обучения участники продолжают изучать имитацию ударов и бросков, а также уходов от нападения, изучают различные варианты безопасных падений с небольшой высоты, приземления на различные точки опоры, тренируют ловкость и быстроту реакции в работе с предметами различной формы, изучают разные виды оружия и характерные повадки, жесты, позы, присущие пользователям данного вида оружия. Как «правильно» сыграть стрельбу из различных видов оружия, его ношение, прицеливание и т.д.

 

Пластическая выразительность актера.

Участники коллектива продолжают своё знакомство с пластической выразительностью актера со множеством этюдов, игровых ситуаций, развивающих творческое воображение и физическую свободу. Получая различные игровые задания по импровизации, ориентации в пространстве, совместному действию или сольному чувствованию, ребята учатся не только придумывать, но и развивать придуманное, трансформировать его, насыщать богатым внутренним миром и предысторией. В задачи второго этапа входит выражать пластически не только образ или персонаж, но то, что с ним происходит, событие, реакцию, оценку. Эмоциональная раскачка на актерском мастерстве поддерживается всё более богатым пластическим багажом.

ТРЕТИЙ УРОВЕНЬ (два года обучения).

Доминантными являются творческая реализация и техническое совершенствование учащихся.

Содержание программы.

Физическая подготовка.

Количество времени отведенного на общую физическую подготовку не сокращается, так как в жизни недостаточно двигательной нагрузки, и общая выносливость без постоянного тренажа существенно падает с возрастом. А выдержать целый спектакль без достаточной физической подготовки бывает непросто. После появления определенной уверенности в собственном теле и доверия к партнеру можно изучать элементы трюкового взаимодействия, «пролетов над» и «проскальзывания под» партнером. Поэтому на данном этапе физической подготовки кроме задач укрепление организма, увеличения физической силы, выносливости, гибкости и т.д., ставится также задача силового взаимодействия, когда при небольших усилиях используя энергию движения можно воздействовать на партнера.

 

Хореография.

На третьем этапе обучения проходит знакомство с базовыми элементами стилей — техника релиз, хип-хоп. Сложные рисунки и перестроения, основы композиции. На данном этапе обучения ребята также пробуют свои силы в самостоятельном сочетании элементов танца в комбинации и танцевальные этюды.

 

Дополнительные знания, краткие экскурсы в различные направления искусства .

На третьем этапе обучения предпочтение отдается архитектуре, скульптуре, дизайну. Изучение данных видов искусства помогает ребятам, начинающим делать собственные шаги в искусстве, лучше разбираться в процессе построения мизансцен, не просто копировать, но и самим

составлять те или иные этюды, улавливая законы композиции, акцентируя внимание на самом важном. Учатся видеть, понимать и различать разные способы организации пространства и переносить эти знания на сцену, они уже не просто занимают указанное им место в мизансцене, а могут сами предложить своё решение и аргументировать, почему так. Полученные знания, ребята используют при выстраивании своего пластического образа или в импровизационной структуре, они помогают им более органично существовать в заданном пространстве.

Основы искусства сценического боя.

В данном разделе обучения можно приступать к точно выверенным и высоко скоростным вариантам взаимодействия, в которые вовлекаются и различного вида предметы — как бытовые (имитация удара книгой по голове), так и имитирующие различные виды оружия (меч, шпага, дубина, нунчаки и т.д.) Отдельным элементом идет освоение принципов красочного имитирующего владения боевыми искусствами.

 

Пластическая выразительность актера.

На этом этапе занятий идёт обогащение пластической выразительность путем многочисленных тренинговых моментов, развиваясь в две стороны — чувство ансамблевости, единства с партнерами и синхронности и уникальность и индивидуальность каждого, поиски неповторимых жестов и движений, свобода существования и перевоплощения, отраженная в мельчайших деталях физического существования. Для закрепления и поверки приобретенных знаний и умений необходимы как спонтанные задания, так и отточенная репетициям работа над спектаклем и показ его на публике.

 

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ.

Важнейшим принципом обучения в Народном театре миниатюр «Зеркало» является доступность и бес конкурсная основа приема. Вся система обучения по данной программе строится на убеждении, что освоить данный курс может любой учащийся, независимо от его индивидуальных особенностей и характеристик, но с обязательным их учетом. Раскрыть творческий потенциал каждого участника коллектива и продемонстрировать ему возможности активного использования всего богатства театрального искусства - вот главная цель обучения.

Исходя из этих принципов, а также из целей и задач программы обучения сценическому движению, для каждого этапа обучения, придумываются игры, этюды, игровые ситуации и задания, собираются материалы для движенческих миниатюр.

Во время занятий постоянно вводятся элементы игры и импровизации, для того чтобы дети могли раскрепоститься, проявить себя, творчески реализовать свое настроение и ощущения момента.

Принцип последовательности является одним из основных в обучении сценическому движению. Обучение строится "от простого к сложному", "от отдельных элементов к комбинациям и схемам". По ходу усвоения ребятами простых двигательных навыков, в процессе занятий вводятся комбинации, состоящие из элементов различных уровней сложности с постепенным увеличением скорости их выполнения.

Системность преподавания, использование разнообразных форм работы с детьми, является важным компонентом педагогического процесса.

При освоении нового материала, педагог постоянно опирается на уже полученные и закрепленные движенческие навыки и знания.

Важным моментом методики обучения по программе сценического движения является упор на активное взаимодействие и совместную деятельность. Взаимодействие в процессе обучения может осуществляться на занятиях и на выступлениях на уровне групповой работы, партнерской парной работы, на уровне "педагог-ученик", на уровне "выступающие-зрители". При этом, совместная деятельность может быть, как творческой (придумывание, поиск материала, обсуждение вариантов сценического воплощения идеи), так и пластической, и игровой. Подобный акцент позволяет, как достичь лучших результатов в рамках индивидуальной творческой деятельности, так и является неотъемлемой частью общих коммуникативных способностей, обеспечивающих социальную адаптацию в социуме.

На начальном этапе обучения принципиальное внимание уделяется игровой деятельности, что позволит в непринужденной форме усвоить материал, данный на уроке, снять напряжение, создать благоприятный психологический климат в группе.

К организации игровой деятельности предъявляются особые требования: доброжелательное отношения к играм; исключение всякого принуждения в руководстве игрой; знание основных приемов, руководство игрой и умение их применять в зависимости от возраста и игровой обстановки.

Опираясь на представления о том, что основой плодотворной работы руководителя является создание благоприятного психологического климата в группе, необходимо назвать специфические педагогические требования, предъявляемые к схеме построения занятия по сценическому движению в театральном коллективе и его содержанию:

1. занятия проводятся энергично, в четком ритме, поддерживается позитивный эмоциональный настрой;

2. объяснение движений делается в ясной и доступной форме, однако, с употреблением принятой терминологии;

3. руководитель не только объясняет то или иное упражнение, фразу (текстовую или танцевальную), или принцип движения тела или голоса, но и комментирует его составные элементы, а также показывает, иллюстрируя принципы его выполнения;

4. пластические комбинации составляются с учетом возрастных характеристик и уровня способностей участников процесса, чтобы не перегружать их чересчур сложными заданиями и, в то же время, не облегчать доступные упражнения;

5. внимательно наблюдая за исполнением того или иного задания, руководитель предупреждает и исправляет ошибки не только всей группы, но и каждого участника в отдельности.

 

На каждом уровне обучения вводятся творческие задания. Участники коллектива придумывают как отдельные движения и комбинации, так и способы взаимодействия внутри предлагаемых обстоятельств. Руководитель помогает и подсказывает, как сделать результат лучше, отмечая хорошие находки и фантазию. Это способствует раскрытию творческого потенциала и самореализации ребят.

Пройдя первый этап обучения, ребята готовы в полной мере приступить к театральной деятельности и участвовать в творческом процессе, в придумывании и исполнении пластических постановок на основе изученных элементов и принципов движения, танца и танцевальной импровизации.

На занятиях используются следующие методические приемы, позволяющие эффективно реализовывать цели и задачи программы:

- Метод беседы, когда педагог словами объясняет принципы и критерии правильного исполнения.

- Метод обсуждения, когда в процессе диалога участники коллектива приходят к единому мнению.

- Метод психологического воздействия, основой которого является тактика одобрения и похвалы.

- Метод физического воздействия. Исправление специфических ошибок руководителем, оказывая мягкое физическое воздействие на тело (ставит в правильное положение неверно открытую ногу или руку и т. д.).

- Метод обращения к личному примеру. Руководитель показывает, как нужно исправить тот или иной недочет, правильно выполнив это упражнение и указав на характерные ошибки.

Так же, при работе используются следующие методы: сообщение, объяснение, стимулирование, поощрение, внушение, убеждение, метод самостоятельной работы. Важно активно использовать в процессе занятия и метод шутки, утрирования, который позволяет не только разрядить обстановку, снять напряжение, развеселить, но и акцентирует их внимание на правильности или ошибочности выполнения того или иного элемента. Применение этого метода, однако, должно быть исключительно без личностным, чтобы не нанести психологического вреда никому из ребят.

Формами постоянной воспитательной работы являются беседы на нравственно-этические, культурные и творческие темы. Большое внимание уделяется формированию дружеских отношений и взаимовыручки в коллективе. Постоянно осуществляется индивидуально-личностный подход. Руководитель постоянно общается с каждым участником коллектива, отмечая его успехи и поддерживая его интерес к театру.

Кроме собственно обучающих занятий, к формам обучающей деятельности относятся так же, проводимые в течение года, открытые занятия, репетиционная деятельность, концертная деятельность, показательные выступления, участие в фестивалях и конкурсах.

 

 

Рекомендуемая литература к учебной программе




©2015 studenchik.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.