Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Выявление умений подбирать антонимы и синонимы



К словам

Определение умений подбирать антонимы к изолированным словам.

Воспитатель: Давай поиграем в игру «Скажи наоборот».

Ф правда — ...

Ф труд - ...

Ф строить — ...

Ф веселиться — ...

Ф помогать— ...

Ф кричать — ...

Ф здоровый — ...

Ф огромный — ...

Ф вместе — ...

Ф зажигать — ...

 

Определение умений подбирать синонимы к изолированным словам.

Воспитатель: Давай поиграем в игру «Скажи по-другому».

Ф работа - ... (Труд, дело);

Ф собака — ... (Пес);

Ф рукодельница — ... (Мастерица, труженица);

Ф ненастный — ... (Пасмурный, непогожий);

Ф храбрый — ... (Бесстрашный, мужественный);

Ф разговаривать — ... (Беседовать);

Ф бежать — ... (Мчаться, нестись).

 

Результаты, полученные в ходе выполнения заданий, фиксиру­ются в таблицах №6, №7, Буквенные обозначения предъявляемого речевого материала и графы таблиц совпадают.

Таблица № 6

Антонимы, названные детьми

Имя ребёнка а б в г д е ж з и к
Данила Т.                    
Дима М.                    

Таблица № 7

Синонимы, названные детьми

Имя ребёнка а б в г д е ж
Арсений Б.              
Оля К.              

За каждый правильный ответ ребенок получает 1 балл, за непра­вильный — 0 баллов. В сумме высшая оценка составляет 17 баллов.

 

Высокий уровень

Ребенок набирает 13 — 17 баллов.

Средний уровень

Ребенок набирает 8—12 баллов.

Низкий уровень

Ребенок набирает 0 — 7 баллов.

 

 

Задание 6

Изучение особенностей понимания многозначности слов

Воспитатель: «Что бывает» или «О чем можно сказать»?

Ф бежит — ... (Мальчик, вода, время, ручей);

Ф растет — ... (Цветок, дом, мальчик);

Ф острый — ... (Соус, суп, кинжал);

Ф кисть — ... (Для рисования, руки, винограда);

Ф золотой (-ые, -ая, -ое) — ... (Серьги, руки, сердце).

 

Результаты, полученные в ходе выполнения задания, фиксиру­ются в таблицах №8. Буквенные обозначения предъявляемого рече­вого материала и графы таблицы совпадают.

Таблица № 8

Понимание многозначности слов

Имя ребёнка а б в г д
Андрей П.          
Марина Е.          

При анализе ответов детей учитываются следующие показатели:

# адекватность подобранных слов;

# количество подобранных слов.

 

Критерии оценки

2 балла — ребенок адекватно подбирает слова, количество подо­бранных слов к слову-стимулу не менее 3-х.

1 балл — ребенок подбирает к слову-стимулу 1-2 адекватных слова.

0 баллов — ребенок неадекватно подбирает слова.

 

В сумме высшая оценка составляет 10 баллов.

 

Высокий уровень

Ребенок набирает 7—10 баллов.

Средний уровень

Ребенок набирает 4 — 6 баллов.

Низкий уровень

Ребенок набирает 0 — 3 балла.

 

Задание 7

Выявление умений использования образных средств в повседневном общении

Воспитатель наблюдает за речью детей в повседневном общении.

Вопросы для анализа речи детей

? Какие синтаксические конструкции использует ребенок в речи (простые распространенные, сложносочиненные, сложнопод­чиненные предложения).

? Использует ли в речи образные средства? Какие? Как часто? В каких видах деятельности (на занятиях, в общении со взрослыми, со сверстниками)?

 

Высокий уровень

Ребенок использует разнообразные синтаксические конструкции' в речи (простые распространенные, сложносочиненные, сложно­подчиненные предложения); употребляет образные средства языка, как заимствованные из художественной литературы и речи взрос­лых, так и самостоятельно придуманные по аналогии с известны­ми, делает это охотно и часто в разных видах деятельности (на заня­тиях, в общении со взрослыми, со сверстниками).

 

Средний уровень

Ребенок использует в речи как простые, так и сложные предло­жения, при употреблении сложных иногда допускает ошибки, ко­торые может самостоятельно исправить, если взрослый указывает на них; образные средства языка употребляет редко, в основном, в ситуациях учебной деятельности по просьбе взрослого.

 

Низкий уровень

Ребенок использует в речи как простые, так и сложные предло­жения, при употреблении сложных допускает ошибки, которые ис­правляет при помощи взрослого; образные средства языка не упот­ребляет.

 

Задание 8

Выявление умений выражать одну и ту же мысль разными предложениями

Воспитатель: Как можно сказать по-другому? Например: «Мы не пошли на прогулку из-за дождя (Мы не пошли на прогулку, потому что шел дождь)».

? В лесу мы увидели расцветшую черемуху.

? На светофоре загорелся красный свет, и машины остановились.

? Грачи прилетели, потому что пришла весна.

? Соловей, сидевший на ветке, запел.

? Машина, заправившись — бензином, уехала.

? Когда загорелся зеленый свет, машины поехали.

 

Высокий уровень

Ребенок умеет выразить одну и ту же мысль разными предложениями.

 

Средний уровень

Ребенок умеет выразить одну и ту же мысль разными предложе­ниями с помощью взрослого.

 

Низкий уровень

Ребенок не умеет выразить одну и ту же мысль разными предло­жениями.

 

 

Задание 9

Определение умений придумывать новые слова

Воспитатель читает ребенку стихотворение Н.Кончаяовской «Про овощи». Затем предлагает ребенку придумать самому названия ска­зочных овощей.

Воспитатель читает фрагмент стихотворения Г. Сатира «Смеянцы».

Воспитатель: Кто такие «смеянцы»? Почему их так назвали? При­думайте название страны, где все грустят, страны, где все любят конфеты.

 

Высокий уровень

Ребенок:

# самостоятельно придумывает новые слова с использованием различных словообразовательных средств;

# правильно понимает и может объяснить этимологию предлага­емых слов.

 

Средний уровень

Ребенок:

# придумывает новые слова с помощью взрослого;

# объясняет этимологию предлагаемых слов с подсказкой взрос­лого.

 

Низкий уровень

Ребенок:

# не может придумать новые слова, отказывается выполнять задание;

# не может объяснить происхождение слова даже с подсказкой взрослого.

 

Задание 10

Выявление особенностей понимания пословиц

Воспитатель предлагает каждому ребенку (индивидуально) по­слушать пословицу, повторить ее, затем ответить на вопросы.

? Как понимаешь эту пословицу? Когда говорят эту пословицу? Когда можно сказать эту пословицу? Как можно сказать об этом по-другому?

Каждому ребенку последовательно предъявляется 3 пословицы, например:

Как аукнется, так и откликнется.

Тише едешь — дальше будешь.

Не рой другому яму — сам в нее попадешь.

 

Высокий уровень

Ребенок правильно понимает значение пословиц, улавливает как единичный, так и обобщенный смысл.

 

Средний уровень

Ребенок понимает единичный смысл пословиц, не понимает обобщенный, переносный смысл выражения, трактует пословицу буквально.

 

Низкий уровень

Ребенок демонстрирует неверное понимание смысла пословицы или отказывается отвечать на вопросы.

 

 




©2015 studenchik.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.