Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Техника учета изменения цен в отраслях



Чтобы показать возможность применения предлагаемого подхода к анализу ценообразования, можно оценить влияние цен в от­раслях ТЭК на цены в других отраслях в течение одного года. Транс­портная и энергетическая инфраструктуры народного хозяйства (включая транспортную и энергетическую инфраструктуры ТЭК) са­мым непосредственным образом влияют на рентабельность и конку­рентоспособность отраслей промышленности. При этом различают две формы влияния: прямое участие в формировании себестои­мости продукции отраслей промышленности и косвенное участие в ограничении мощностей отраслей промышленности, вызываемое не­хваткой энергии (в любой форме) для выпуска продукции на сущест­вующих избыточных мощностях отрасли или дефицитом транспорт­ных средств (в любой форме) при реализации готовой продукции. Это вызывает пристальное внимание руководителей корпораций абсолютно всех отраслей к состоянию дел на транспорте и в энергетике. Оценку только прямого влияния отраслей ТЭК и транспорта на другие отрасли рассматривают, используя упрощенные гипотезы и некоторые соот­ношения межотраслевого баланса. Оценка косвенного влияния более трудоемка и требует анализа ситуации в рамках полной модели функ­ционирования народного хозяйства, составленной в категориях меж­отраслевого баланса. Принятие решения об осуществлении крупномасштабных и дол­госрочных инвестиций требует достаточно точного и аргументиро­ванного прогноза цен на рынках сбыта продукции и цен смежных от­раслей, продукция которых используется в промежуточном потребле­нии. Наиболее распространенными методами прогноза рыночных цен являются трендовые, которые используют информацию предшеству­ющих периодов, но они эффективны только на локальных рынках и в краткосрочном периоде (неделя, месяц, год). Для среднесрочного прогноза общих тенденций в поведении цен отраслей промышленно­сти (от одного года до трех лет) необходим иной подход, использую­щий связанное описание общих экономических характеристик круп­ных отраслей и их возможной реакции на изменение цен на транспор­те и в ТЭК. Такой подход может быть реализован только в рамках ка­тегорий межотраслевого баланса. При таком подходе процесс ценово­го «возмущения» рассматривается в виде последовательности не­скольких событий. Сначала формируется некоторый стационарный экономический процесс, где дефляторы цен всех отраслей ведут себя согласно некоторому прогнозу. Траекторию такого экономического развития будем называть опорной.Затем объявляется изменение дефляторов (в нашем случае в отраслях ТЭК и на транспорте) для конкретных отраслей и на конкретную величину. Это приводит к изменению цен в смежных отраслях (в форме реакции на инициирую­щий всплеск цен в конкретных отраслях) и дальнейшему распростра­нению возмущения на все отрасли экономики России. После чего рас­сматривается поведение всей экономической системы при новой (воз­мущенной относительно опорной траектории) системе цен.

Процессы ценообразования и формы реакции «чистых» отраслей на изменение налогов, технологий и цен на используемую продукцию смежных отраслей сложны и разнообразны. Каждая «чистая» отрасль (как совокупность профильных корпораций, предприятий, цехов) в силу особенностей технологии и рыночного поведения реагирует по-своему, и вследствие этого у каждой отрасли своя рентабельность и конкурентоспособность продукции. Тем не менее, в поведении отрас­лей можно выделить следующие особенности:

- отрасль не сразу реагирует на изменение внешних условий. Су­ществует определенное запаздывание (лаг) в принятии решений, вы­званное сбором информации и изучением последствий планируемых решений;

- вычисляемое статистическими органами изменение цен агрегата на самом деле является некоторым обобщением целой системы согла­шений и индивидуальных решений, принимаемых корпорациями от­расли. Суммарная реакция может быть спокойной и взвешенной, но может быть и паническое поведение. Все определяется финансовым состоянием большинства корпораций, конъюнктурой внутренних и внешних рынков и массой других факторов;

- изменение объемов продаж на соответствующих рынках опреде­ляется не только новыми ценами на продукцию при фиксированных бюджетных ограничениях, но и возможностью покупателей изменять структуру потребления.

Традиционно межотраслевой баланс (МОБ) отражает течение эко­номических процессов с периодом в один год. Выбор такой продолжительности времени связан как с цикличностью производст­ва в сельском хозяйстве, так и с трудностью обработки большого ко­личества информации. Но процесс ценообразования и распростране­ния экономической информации имеет более короткий тактовый пе­риод, характерное время которого – неделя. Поэтому при отражении процесса установления новых цен в рамках МОБ мы будем использо­вать идеализированную картину возмущений: сообщения об измене­нии цен в отраслях ТЭК приходят в начале года t и мгновенно распространяются по всем отраслям. Отрасли мгновенно реагируют, что приводит к изменению характеристик всех отраслей и изменению об­щего результата экономической деятельности (например, ВВП). По­добная идеализация процессов ценообразования на начальном этапе изучения проблемы представляется уместной, поскольку позволяет получить хотя бы граничные оценки реальных процессов.

Как уже отмечалось, возможны различные формы реакций отрас­лей на инициативные изменения (повышения) цен на транспорте и в ТЭК. Будем придерживаться гипотезы сдержанной реакции, ког­да смежные отрасли будут повышать свои цены только для компенса­ции потерь плановой прибыли. Реально смежные отрасли (предвидя последствия второй волны повышения цен) стараются компенсиро­вать и эти потери, но возможности компенсационного повышения цен не безграничны, поскольку у покупателей на рынке существуют бюд­жетные ограничения, которые приводят к снижению реальных объе­мов продаж (а следовательно, сокращению выпуска продукции).

Различают монетарные факторы инфляции (влияние валют­ного курса рубля, прирост денежной массы, величин золотовалютных резервов и т. д.) и немонетарные факторы инфляции (инициативное изменение цен предприятиями, составляющими отрасль). Совокуп­ное их влияние и динамика взаимодействия изучены недостаточно, поэтому мы будем придерживаться гипотезы об аддитивном характе­ре их воздействия на конечный результат — индексы-дефляторы выпу­сков и затрат «чистых» отраслей.

Будем считать траекторию экономического процесса, протекаю­щего под воздействием монетарных факторов инфляции и деклара­тивно известных немонетарных факторов, опорной траекторией, а траекторию с учетом влияния неизвестных немонетарных факторов – возмущенной траекторией. Все показатели опорной траектории считаются известными. В начале прогнозного периода (в базисный момент времени) индексы-дефляторы цен всех макроэкономических показателей (по определению) полагаются равными единице.




©2015 studenchik.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.