Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Юридический термин Юридическая Ответственность за Нарушения Законодательства О Выборах И Референдумах



- применение установленных законом санкций к виновным лицам и организациям за нарушение законодательства о выборах и референдумах. Юридическая ответственность за нарушения законодательства о выборах и референдумах является публично-правовым средством обеспечения общественного интереса в правопорядке при реализации гражданами избирательных прав и права на участие в референдуме. Для правонарушителя юридическая ответственность выражается в установленной законом обязанности ответить за совершенное им правонарушение перед государством и претерпеть действие санкций в виде определенных правоограничительных мер, которые применяются к нему соответствующими юрисдикционными органами. За нарушения законодательства о выборах и референдумах федеральными законами предусмотрено несколько видов юридической ответственности. В зависимости от отраслевой принадлежности нормативно-правовой основы различаются три вида ответственности за нарушения законодательства о выборах и референдумах: 1) ответственность по избирательному праву; 2) административная ответственность; 3) уголовная ответственность. Каждый из указанных видов ответственности отличается друг от друга: основаниями (правовыми и фактическими), санкциями, субъектным составом, процессуальной формой реализации. В свою очередь возможна и внутривидовая дифференциация юридической ответственности за нарушения законодательства о выборах и референдумах. Так, в зависимости от субъектного состава, индивидуальных особенностей оснований и правового содержания санкций ответственность по избирательному праву подразделяется на: 1) публично-правовую ответственность избирательных комиссий (комиссий референдума) и 2) публично-правовую ответственность кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков и иных участников избирательного процесса. Административную ответственность за нарушения законодательства о выборах и референдумах можно подразделить на: 1) административную ответственность граждан и 2) административную ответственность специальных субъектов (должностных лиц, членов избирательных комиссий, членов комиссий референдума, председателей этих комиссий и других лиц). Следует отметить одну из важных отличительных особенностей ответственности по избирательному праву от других видов ответственности за нарушения законодательства о выборах и референдумах. По избирательному праву законодательством допускается ответственность как физических лиц (граждан), так и коллективных субъектов (избирательных комиссий, комиссий референдума, избирательных объединений, избирательных блоков). По административному и уголовному праву ответственность за нарушения законодательства о выборах и референдумах всегда является только персональной - привлечение к административной или уголовной ответственности коллективных субъектов исключено. В новом КоАП РФ составы проступков, связанных с нарушением избирательного законодательства, фиксируют 25 статей. С них начинается Особенная часть Кодекса и первая из ее глав - глава 5 "Административные правонарушения, посягающие на права граждан". Это лишний раз говорит о значимости избирательных прав граждан и соответствующих общественных отношений, которым причиняется вред правонарушением. Расположение этих статей имеет достаточно упорядоченный характер - в соответствии с логической последовательностью стадий избирательного процесса: от составления списка избирателей до подсчета итогов голосования и опубликования итогов выборов в средствах массовой информации. Аналогичная последовательность свойственна и регламентации данных общественных отношений в законодательных актах РФ о выборах и референдумах.

Из 25 указанных статей в большинстве случаев субъект ответственности конкретизирован. Специальный субъект может быть назван как в санкции правовой нормы (что встречается чаще), так и в ее диспозиции или же вытекает из ее непосредственного содержания. Среди физических лиц - это должностные лица государственных и муниципальных органов, средств массовой информации, кредитных организаций, председатель или члены избирательной комиссии, кандидаты, зарегистрированные кандидаты, лица, являвшиеся кандидатами, доверенные лица и уполномоченные представители кандидатов, избирательных объединений и блоков и др. Таким образом, среди названных лиц могут быть лица, как непосредственно участвующие в избирательном процессе и заинтересованные в его исходе, так и имеющие косвенное, опосредованное отношение к нему.

Ответственность юридических лиц за нарушение избирательного законодательства наряду с ответственностью физических лиц установлена КоАП РФ в 13 случаях: за неисполнение решения избирательной комиссии; за нарушение установленного порядка опубликования документов, связанных с подготовкой и проведением выборов; за нарушение условий проведения предвыборной агитации через средства массовой информации; за нарушение в ходе избирательной кампании условий рекламы предпринимательской и иной деятельности; за проведение предвыборной агитации в период ее запрещения и в местах, где она запрещена законом; за проведение предвыборной агитации лицами, которым запрещено законом участие в ее проведении; за изготовление или распространение анонимных агитационных материалов; за непредоставление возможности обнародовать опровержение или иное разъяснение в защиту чести, достоинства или деловой репутации зарегистрированного кандидата; за вручение избирателям денежных средств, подарков, бесплатное или льготное оказание услуг; за финансирование избирательной кампании помимо избирательных фондов и оказание иной запрещенной законом материальной поддержки; за изготовление неучтенных тиражей бюллетеней для голосования либо сокрытие остатков бюллетеней и др.

В некоторых случаях прямо установлено, что субъектом ответственности может быть само избирательное объединение или в равных долях избирательные объединения, входящие (входившие) в избирательный блок, -за незаконное использование им (ими) денежных средств; за принятие и использование незаконной материальной поддержки.

Основным видом административного взыскания для юридических лиц по-прежнему является штраф. КоАП РФ в рассматриваемых статьях устанавливает штрафы для юридических лиц в пределах от 100 до 500 минимальных размеров оплаты труда. В двух случаях наряду со штрафом применяется также конфискация непосредственного объекта административного правонарушения.

Таким образом, в настоящее время значительное внимание в законодательстве уделяется административной ответственности как простого гражданина, так и должностных лиц и юридических лиц.

Совершение тех или иных правонарушений в сфере избирательных отношений может повлечь за собой изменение или прекращение правоотношений. Так, например, нарушение правил выдвижения и регистрации кандидатов, нарушение условий проведения предвыборной агитации и финансирования избирательной кампании, вручение избирателям денежных средств и подарков (фактически их подкуп) и другие подобные действия могут повлечь за собой отмену (аннулирование) регистрации кандидатов. Если судом будет установлено, что данные нарушения избранных кандидатов имели место и не позволяют с достоверностью выявить истинное волеизъявление избирателей, он может отменить решение избирательной комиссии о результатах голосования, об итогах выборов. Отмена судом решения о результатах голосования и об итогах выборов может быть связана также и с другими нарушениями принципа законности, допущенными при составлении списков избирателей, проведении голосования, наблюдении за голосованием, подсчете голосов и т.д.

Несмотря на возможность привлечения виновных в совершении административных правонарушений к ответственности, граждане должны помнить, что свои нарушенные избирательные права они могут защитить сами, не дожидаясь применения мер административно-правового принуждения к нарушающим принцип законности лицам. В соответствии со ст.1 Закона РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" и ст.63 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие референдуме граждан Российской Федерации" решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) избирательных комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в суд. В соответствии с альтернативным порядком обжалования, установленным действующим российским законодательством, решения и действия (бездействие) избирательных комиссий могут быть обжалованы как в суд, так и в вышестоящую избирательную комиссию, либо одновременно в обе эти инстанции. В последнем случае решение суда является приоритетным.

Решения по жалобам, поступившим в ходе избирательной кампании, принимаются в пятидневный срок (десять дней при необходимости дополнительной проверки фактов), а в день голосования или в следующий за ним день - немедленно. По жалобе на решение избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов суд должен принять решение не позднее чем в двухмесячный срок со дня подачи жалобы (ст.63 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", ст.234 ГПК РСФСР). Жалобы на неправильности в списках избирателей должны быть рассмотрены в трехдневный срок со дня их подачи, но не позднее дня голосования, а в день голосования - немедленно (ст.234 ГПК РСФСР).




©2015 studenchik.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.