Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ТЕМА 4. УДАРЕНИЕ. ИНТОНАЦИЯ



Цель занятия: рассмотреть фонетическую природу, функции и типы русского ударения; описать средства и конструкции русской интонации.

План занятия:

 

1) Проверка теоретических знаний:

– фонетическая природа и функции русского ударения;

– место ударения в слове; клитики, слабое и побочное ударение;

– фразовое, тактовое и логическое ударение;

– интонационные конструкции, их структура и типы;

– интонационные средства (тон, интенсивность звучания, темп, тембр).

 

2) Практические задания по определению акцентных характеристик слов русского языка и отработке использования интонационных средств.

Задание 1. Поставьте в словах ударение. На примере первых пяти слов докажите, что оно разноместное и подвижное. Выделите энклитики и проклитики. При выполнении задания пользуй­тесь орфоэпическим словарем и словарем трудностей.

Язык, небо, воробей, весна, борозда, ведомость, повесть, стерлядь, автомо­толотерея, веломотогонки, великовозрастный, вполсилы, вырезать, высококало­рийный, гомеопатия, гостеприимный, гражданство, диспансер, до завтра, до за­резу, до смерти, за глаза, какой бы ни был, кое-что, куда-нибудь, кухонный, лу­бочный, логопедия, на лету, на смех, паралич, полуостров, правнучка, коклюш.

Задание 2. Измените данные слова, подобрав по 2-3 словоформы. Расставьте в
полученных рядах словесное ударение. Найдите слова: 1) с неподвижным ударением: а) на основе, б) на окончании; 2) с подвижным ударением: а) перемещается с основы на окончание; б) перемещается с окончания на основу.

Бровь, величина, весна, выговор, десять, допоить, карман, кишка, маляр, местный, носить, опротиветь, патруль, позво­нить, припаять, проспект, ревень, резкий, сварить, тяжкий, упакованный, цапля, цедра, щуриться, юность, ярлык.

Задание 3. Укажите «третье лишнее», учитывая место ударения в словах. Для
справок обращайтесь к «Орфоэпическому словарю русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы» Н.С. Боруновой, В.Л. Воронцовой, Н.А. Еськовой; под ред. Р.И. Аванесова.

1. Звонишь,кормишь, роешь. 2. Зеленеть, краснеть, ржаветь. 3. Вагонный, кухонный, телефонный. 4. Жалюзи, новости, такси. 5. Выговор, договор, приговор. 6. Обеспечение, ограни­чение, увлечение. 7. Некролог, полог, пролог. 8. Избалован­ный, квалифицированный, тонированный. 9. Белить, вклю­чить, клеить.

Задание 4. С помощью толковых словарей, словарей омонимов русского языка подберите по 3 пары слов, которые в зависимости от места ударения различаются грамматическими или лексическими значениями; как варианты общеупотребительный и профессиональный, устарелый и т.п.

Задание 5. Затранскрибируйте. Расставьте ударение. Укажите слабоударяемые слова и слова с побочным ударением.

Высокотехнологичный; фотомодель; северо-восток; восемь строчек; тридцать два; как будто гром; если прикажут; около подъезда; змеелов; авиакатастрофа; быть может, не забуду; послеоперационный; древнерусский; народно-поэтический; забыл, мол; Росювелирторг; уж поздно; сверхизысканный; уронил было; так себе фильм; книгопродавец; коммивояжёр; три раза.

Задание 6.Затранскрибируйте. Укажите проклитики и энклитики. Охарактеризуйте ударение в выделенных словах. Определите место логическо­го, тактового и фразового ударения.

1. Это ведь не скоро разберёшь, где старое кончается, где но­вое начинается. Иное будто вчера делано, а думка от дедов-прадедов пришла. Не разделишь концы-то. Баж. 2. А там Байкал, за тою далью, – В полсуток обогнуть едва ль, – А за Бай­калом – Забайкалье. А там ещё другая даль, Что обернётся далью новой. Тв. 3. Опять я подумал о родине, Где стынет в росе лебеда, Где в старой замшелой колодине С утра холоде­ет звезда. Жиг. 4. Да, есть слова, что жгут, как пламя, что све­тят вдаль и вглубь – до дна, Но их подмена словесами Измене может быть равна. Тв.

Задание 7. Проанализируйте интонационный рисунок отрывка. Какие интонаци­онные конструкции (ИК) представляют фразы? Укажите место так­тового, фразового и логического ударения, повышение или пониже­ние тона, центр, предцентровую и постцентровую части в тактах.

1. Маркелычу этот разговор не по нраву. Сердито отвечает:

– Нет по нашим местам такой птицы! Неоткуда и перо брать.

– Неправильно, – говорит, – твое слово. Орлиное перо вез­де есть, да только искать-то его надо под высоким светом.

– Мудришь ты! Над стариком, гляжу, посмеяться надумал Баж.

 

2. Не то чтоб это окрик зычный,
Нет, но особый жесткий тон,
С каким начальники обычно
Отказ роняют в телефон.

– Не выйдет, – протянул вторично.

– Но кто вы там, над головой?

– Ты это знаешь сам отлично...

– А все же?

– Я – редактор твой. Тв.

 

 




©2015 studenchik.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.