Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ТЕМА 2. Взаимодействие звуков в речевом потоке



Задание 7. Определите количество букв и количество звуков: 1) в парах слов; 2) в словах.

1) Быть – быт, брат – брать, ест – есть. Жест – жесть, нов – новь, дал – даль, стал – сталь, ел – ель, мел – мель, цел – цель.

2) Рожь, молодёжь, ложь, дрожь; багаж, пейзаж, экипаж, морж; карандаш, шалаш, ковш, реванш, ландыш; наотмашь, гуашь; помочь, дочь, стричь.

 

ТЕСТ

В каком ряду все слова состоят из 7 звуков?

1) воробьи, перешьют, поставь

2) объедки, уязвить, обжечься

3) увлечься, мальчонка, съешьте

4) маячить, разрежьте, бурьян

В каком ряду все слова состоят из 9 звуков?

1) взъерошить, настольная, сверхчутье

2) бельевая, сафьяновый, льстивость

3) объемность, Приамурье, въездная

4) разъемный, льющийся, соловьиные

В каком ряду все слова состоят из 12 звуков?

1) несъедобная, сверхъёмкий, фельетонист

2) Прибайкалье, безъядерный, сильнейшая

3) разъяснение, межъязыковой, интервьюировать

4) объединение, компьютерный, субъективизм

В каком ряду все слова имеют только мягкие согласные звуки?

1) безмятежность, утешение, комментарий

2) бюллетень, часики, десятилетие

3) съешьте, по-щучьему, отличаёшься

4) режьте, серебряный, прищемит

В каком ряду все слова имеют только твердые согласные звуки?

1) ошибочный, пособие, структурный, оформление, организация

2) обращаться, готовиться, государственный, возможность, решение

3) зарплата, малыши, программа, заживо, шоколадка

4) качество, солидарность, нормативы, образцовый, допущенный

В каком ряду во всех словах количество звуков и букв совпадает?

1)страстное, бьющаяся, подстричь

2) июльский, маячить, прелестное

3)создаешь, поющие, местность

4) тростниковые, вскользь, разъярившийся

В каком ряду во всех словах звуков больше, чем букв?

1) непреложные, алюминиевый, грустный

2) юридический, вьетнамская, предыдущим

3) предъявление, яростный, вальсировать

4) Япония, воюющий, юбиляр

В каком ряду во всех словах букв больше, чем звуков?

1) просьба, въедливый, свадебное

2) дружелюбие, старьевщик, компенсация

3) разъяриться, повсеместный, скользко

4) окрестность, въехавший, моющаяся

В каком ряду расположены слова, в которых все согласные звуки глухие?

1) станица, предки, письмецо

2) посадка, тапки, вместе

3) все, птица, текст

4) пехота, вкусно, кашевар

В каком ряду расположены слова, в которых все согласные звуки звонкие?

1) сбросил, ежевика, чемодан

2) южный, мороз, резвый

3) деревня, царица, небесный

4) ножны, сделали, вьюжная

11. В каком ряду во всех словах на месте пропуска в квадратных скобках произносится [о]?

1) гренад[ ]р, оп[ ]ка, ж[ ]лоб

2) аф[ ]ра, одноим[ ]нный, соврем[ ]нный

3) ж[ ]лоб, никч[ ]мный, остри[ ]

4) жити[ ], ж[ ]рнов, ж[ ]зл

12. В каком ряду во всех словах есть ударный гласный [о]?

1) щелкнуть, спасем, манера

2) ломота, желтый, елочный

3) зашьешь, холщовый, подняв

4) весла, донизу, лечо

13. В каком ряду во всех словах есть звук [з’]?

1) зимующий, разгибаться, перевозчик

2) дерзить, зеркальный, приземление

3)скользить, необозримый, сговориться

4) гвоздь, развивая, сдерживаться

14. В каком ряду во всех словах нет звука [з]?

1) заранее, разжиться, визжать

2) безрадостный, изжарил, езжу

3) разместиться, землемер, близкий

4) зеленеющий, брызжет, синтез

15. В каком ряду во всех словах есть звук [j]?

1) яд, прекрасный, познакомьте

2) переехал, простоял, восемьдесят

3) йогурт, пояснительного, съемки

4) почтальон, мое, примять

16. В каком ряду во всех словах есть звук [д’]?

1) дисгармония, десять, академия

2) гвоздь, сладко, подпись

3) делегат, лошадь, грядка

4) дистанционный, ходьба, лодка

17. В каком ряду во всех словах есть звук [д’]?

1) домоуправление, впроголодь, сядьте

2) детализация, продырявить, автопоезд

3) диковатый, молотьба, свадьба

4) подъезд, куда-нибудь, вкладчик

18. В каком ряду во всех словах есть звук [ф’]?

1) бенефис, суфле, вход

2) кафе, фальшивый, всходы

3) фиаско, эффект, завтрак

4) федерация, дефект, поставь

19. В каком ряду во всех словах есть звук [г]?

1) разогревать, согнутый, рейтинг

2) педагог, экзамен, простого

3) метеорология, гитарист, каталог

4) также, анекдот, вокзал

 

ТЕМА 2. Взаимодействие звуков в речевом потоке

Цель занятия: рассмотреть изменения гласных и согласных звуков в речевом потоке, вызванные их позицией и обусловленные действующими в языке фонетическими законами, изучить различные виды позиционных и комбинаторных изменений звуков русского языка; овладеть навыками фонетического письма.

План занятия:

 

1) Проверка теоретических знаний:

– фонетический закон в области гласных звуков – редукция;

– позиционная мена гласных звуков перекрестного и параллельного типов;

– фонетические законы в области согласных звуков; ассимиляция;

– комбинаторные изменения звуков русского языка (аккомодация, ассимиляция, диссимиляция, диэреза, эпентеза, протеза, метатеза, гаплология);

– фонетическая транскрипция.

 

2) Практические задания по овладению навыками фонетического письма,

закрепление знаний и умений полного фонетического разбора слова.

Задание 1. Определите в словах позиции, где наблюдается редукция гласных. Определите ее тип.

1) [а]: рука, задание, ананас, книга; ряд, вязать;

2) [о]: очи, дорого, уголь, колокол, облака; нес, ковер, самолет;

3) [э]: небесный, невезение, вечер, человек; эхо, экран, эксперимент;

4) |и]: линия, линкор, линовать;

5) [ы]: сын, сыны, сыновья;

6) [у]: друг, друзья, дружелюбный, вытянуть.

Задание 2. Какиегласные не могут быть в абсолютном начале слова? [а, о, у, и, ы, ъ, ь, иэ, л, э].

Задание 3. Укажите «третье лишнее». Мотивируйте свой ответ.

[а, о, ъ]; [и, иэ, э]; [ь, иэ, э]; [ъ, л, о]; [иэ, л, ъ]; [л, ъ, э]; [э, и, ь]; [ъ, ь, иэ]; ['о, 'а, ъ]; ['а, о, ь]; ['о, иэ, и];[ъ, л, 'а].

Задание 4.Определите тип позиционной мены выделенных гласных.

1) Ряд - ряды - рядовой - вырядить; лёгкий - легка – легковерный - вылететь; метод - методика - методист - вымести.

2) Старый - старье - старожил - выбрать; новый - нова, новизна; косы - косить - косари - выкосить; жена - жених - женолюбивый - выжечь.

3) Обдумать - обдурить - прыгнуть - выпрыгнуть; быть - бывалый - бытописатель - выбыть; луг - луга - луговина - вылущить; мыло - мыла – мыловар - вымысел.

Задание 5.Определите, в сильной или слабой позиции находятся выделенные согласные.

Близкий, мягкий, глупый, крепкий, ковш, душ, сторож, еж, доска, зыбкий, тяжкий, яд, повод, сапог, пирог, багаж, грабеж, таз, глаз, том, дом, сад.

Задание 6.Определите позиционные изменения выделенных гласных и согласных звуков.

1) Дал - даль, сад - садик, дом - домик, ком - комья, крутой - крутить, крупа - крупинка; лава - лавина - ляпис, молва - молить - (о) мёде, нудный - нудить - нюня; иволга - именно, икры - иней, этот - эти, экая - экий; вид - видеть, бит­ва - бить, белка - беличий, гиблый - гибель;

2) Безземельный, безликий, безлюдье, вздернуть, вздеть, здесь, излить, измять беспечный, бессильный, иссечь, истец, вакансия, вентилятор; движок, двинуть двигать, твердый, звякнуть, сбить, сбежать, испечь, исписать, избить, развезти; бадья, дядья.

Задание 7. Затранскрибируйте. Какие фонетические процессы здесь наблюда­ются? Дайте их полное описание (Например, ассимиляция, каких звуков, регрессивная/прогрессивная, контактная/дистактная, пол­ная/частичная, по какому признаку и т.д.). Охарактеризуйте все зву­ки в выделенных словах: а) гласные по ряду, подъёму, участию губ и наличию ударения; б) согласные по участия голоса и шума как шум­ные и сонорные, для шумных - звонкие или глухие; по месту и спо­собу образования, по наличию - отсутствию дополнительной пала­тальной артикуляции;.

1. И каждый вздох - как радости глоток. Дуд. 2. В шелестенье раскрывшихся почек ты послушай, не балуясь там, как нам снова про «Синий платочек» чуть нашёптывает фонтан. Евт. 3. Я родилась в стране, где воздух крепок от поздних яблок и от первых слёз... Т.Куз. 4. По западу России залегла Смолен­щина - еловая смола. Карп. 5. Снится Устюг, ласковый Олонец и соцветья рубленых церквей. Тряп.

Задание 8. Укажите фонетические и исторические чередования гласных.

Равный - ровный, пять - пятью, плетень - плетня, поесть - яства, город - пригород, замереть - замирать - замри, струж­ка - строгать, лить - лью, простой - простаивать, протест - протестовать, загореть - загар, стынуть - застудиться, шесть - шестой, неотложный - безотлагательный.

Задание 9. Укажите фонетические и исторические чередования согласных.

Возок - вожу, трава - траве, скорбь - скорбный, брат - бра­тья, всерьёз - серьёзный, осветить - свеча - освещать, пират - пиратский, радость - радостный, смех - рассмешу, варежка -варежек, косит - скашивает - косьба, круг - кругом - кружка - кружат, положить - полагать, горсть - горсточка, мрак - мрачный, тромб - тромбы.

Задание 10. Определите комбинаторные изменения звуков.

Бонба (бомба), таксист, скорпиён (скорпион), вострый (острый), праздник, дядя, Флор (Фрол), смоленский, мармор (мрамор), песня, яблоко (аблоко), честный, павиян (павиан), пролубь (прорубь), Родивон (Родион), дохтор (доктор), феврарь (февраль), страм (срам), ишла (шла), шпиён (шпион).

Задание 11. Затранскрибируйте. Укажите позиционные мены (фонетические чередования) гласных фонем в слабых позициях.

1. В его поэтической душе была какая-то детская ясность, со­общавшая собеседникам безмятежное чувство счастия, кото­рым проникнут был сам поэт. Этой особенностью Дельвига восхищался Пушкин. Керн.

2. Когда в младенчестве я шёл в дремучий лес,

Я пропадал весь день, до самого заката,

И на опушке ждал, чтоб крайний луч исчез,

Чтоб был вдвойне, втройне желанным миг возврата. Бальм.

Задание 12. Затранскрибируйте текст.

Бьется в тесной печурке огонь.

На поленьях смола, как слеза,

И поет мне в землянке гармонь

Про улыбку твою и глаза.

Про тебя мне шептали кусты

В белоснежных полях под Москвой.

Я хочу, чтобы слышала ты,

Как тоскует мой голос живой (Сурк.).

 

ТЕМА 3. СЛОГ

Цель занятия: рассмотреть слоговую структуру русского слова; описать современные теории слога и правила слогораздела; овладеть практическими навыками по определению слоговой структуры слова.

План занятия:

1) Проверка теоретических знаний:

– понятие слога; типы слогов в русском языке;

– современные теории слога: эспираторная, сонорная, динамическая теории слога, слог –волна эксплозии-имплозии);

– слогораздел в русском языке; критерии определения места слоговой границы;

– правила переноса.

2) Практические задания по определению слоговой структуры слова.

 

Задание 1. Затранскрибируйте слова; разделите их на слоги, учитывая особен­ности слогораздела. Определите количество звуков в каждом слоге, их состав, указывая степень звучности с помощью индексов (глас­ный - 4, сонорный - 3, шумный звонкий - 2, шумный глухой - 1).

Образец: икра [и-кра]: 4-134; 1 слог [и] - 1 звук (Г4); 2 слог [кра] - 3 звука (С1С3Г4).

Актив, ансамбль, бревно, вейтесь, верста, возраст, кентавр, линия, марка, отрывок, пассажир, проспект, развитие, тройст­венный, ястреб.

Задание 2. Разделите слова на слоги.

Дорога, пальто, отбежать, лестница, оговориться, меткий, лавка, конфликт, интуиция, подъезд, затишье, держаться, деревня, брусчатка, артиллерия, аван­гард, корреспондент, пластилин, талисман.

 

Задание 3. Выделенные слова разделите на фонетические слоги (в транскрип­ции) и для переноса. Проанализируйте, в каких случаях это деление окажется неодинаковым.

1. Над алыми цветами пахучего шиповника кружились золо­тые жуки; в липах жужжали пчелы; в траве трещали кузне­чики; из-за кустов красной смородины большие подсолнечни­ки подымали широкие головы и, казалось, нежились на полу­денном солнце.

2. Ты нашла кусочек янтаря,

Он тебе дороже был червонца,

И вскричала, радостно горя:

«Я нашла, смотри, кусочек солнца» Бальм.

Задание 4. Проанализируйте слоги в данных словах в отношении соблюдения
принципа восходящей звучности или отступления от него.

Аэропорт, бывшего, диез, житейский, зяблик, изгородь, ка­дастр, клевер, лейтесь, маэстро, мираж, монтажник, мрамор, ноябрь, октаэдр, окунь, передатчик, таежный, усвойте, фейер­верк, эмоция, яблочный, ямщик.

 

Задание 5. Прочитайте, наблюдая над фонетическим членением речевого пото­ка. Выделенные слова затранскрибируйте и разделите на фонетиче­ские слоги. Объясните принцип слогоделения. Охарактеризуйте сло­ги по месту в слове (начальный, конечный, внутренний); по нали­чию ударения; по количеству входящих в слог звуков; по началу и концу (прикрытый - неприкрытый, открытый - закрытый); по ха­рактеру звучности (восходящая, нисходящая, восходяще-нисходя­щая, нисходяще-восходящая, ровная).

Тут в очень стесненной группе скал была одна такая, которая с первого взгляда ничем не отличалась от прочих, но на са­мом деле она имела существенную разницу по странной игре природы, устроившей на этой скале одну под другой три террасы, обращенные к полдню, и на средней из них - об­ширную расщелину, за которою на поляне, поросшей куста­ми, были две пещеры, одна внизу, а другая на значительной высоте, так что в нее можно было взойти, только приставляя длинную суковатую жердь, заменявшую лестницу. Н. Лесков




©2015 studenchik.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.