Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ ЗВУКОВ РЕЧИ. ФОНОЛОГИЯ. ЗВУК РЕЧИ (ФОН) И ФОНЕМА



На ранних этапах развития речи ребенок произносит разнообразные звуки, которые не зависят от того, на каком языке говорят его родители (встречаются гортанные, щелкающие звуки, сложные аффрикаты и др.). Со временем ребенок теряет природную способность произносить любые звуки, определяет, какие звуковые элементы являются важными, а какие – неважными, и усваивает те звуки, которые имеют функциональную нагрузку в системе его родного языка (фонемы). Более того, человек может потерять способность различать фонемы: японцы часто не различают русские фонемы <р> и <л>, потому что в их языке нет такого противопоставления звуков.

ð Фонология – это раздел языкознания, который изучает элементы звуковой системы языка в функциональном аспекте.

Понятие «фонема» ввел Иван Александрович Бодуэн де Куртенэ (1845–1929).

Функции фонем:

· смыслоразличительная (сигнификативная) – фонемы не имеют значения, но помогают различать значения значимых единиц языка (наиболее важная для фонологии функция), была выделена Львом Владимировичем Щербой (1880–1944);

· перцептивная –фонемы позволяют опознавать морфемы и слова (мы способны воспринять слова вне зависимости от особенностей произношения).

ð В любом языке фонем меньше, чем звуков.

Количество звуков бесконечно. Это связано в первую очередь с индивидуальными особенностями речевого аппарата разных людей. Но и один человек произносит звуки по-разному (немного не так работают голосовые связки и другие органы). Это можно доказать при помощи акустического анализа речи.

Область практического применения фонологии – разработка алфавитов для народов, не имеющих письменность (необходимо выбрать наиболее важные единицы звукового строя языка, которые будут отражены на письме).

Фонема – единица языка. Звук (фон) – единица речи.

Аналогичные соответствия: морфема – морф (морфа), лексема – лекс (лекса), предложение – высказывание.

ð В отличие от звука, фонема нематериальна и абстрактна: ее нельзя услышать или произнести, она существует в системе языка.

Фонема реализуется в речи в виде аллофонов (звуков, которые можно услышать). Аллофоны варьируются в зависимости от позиции.

КРИТЕРИИ ФОНЕМАТИЧНОСТИ

Как определить, сколько в языке (например, в русском или в английском) фонем и какие они? Ответ на этот вопрос зависит от того, как понимается фонема той или иной научной школой (в разных работах разное количество фонем).

Чтобы доказать наличие в языке двух разных фонем, представители большинства фонологических школ подбирают минимальные пары – два слова или две морфемы, которые имеют разное значение и различаются одним звуком в той же позиции:

· ложка – кошка: < > – < >;

· мал – мял: < > – < >;

· grin – green: < > – < >;

· rice – rise: < > – < >.

Являются ли следующие слова минимальными парами?

· bought– boat;

· [ч’]еловек – [ ч]еловек;

· калоши – галоши.

Применение этого критерия привело к исключению Ы из числа фонем русского языка (Московская фонологическая школа): [ы] и [и] – варианты фонемы <и> (спорный вопрос).

Причина отсутствия минимальных пар – фонемы не встречаются в одинаковых произносительных условиях:

· [ы] – только после твердых согласных;

· [и] – когда угодно (в начале слова, после гласных, после мягких согласных), но только не после твердых согласных.




©2015 studenchik.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.