Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Терминологический словарик. Пиктографическое, идеографическое, слоговое и звуковое пись­мо



Пиктографическое, идеографическое, слоговое и звуковое пись­мо. Графика, графема, буква. Алфавит, азбука. Латиница, кирилли­ца, глаголица. Двузначные и однозначные буквы алфавита. Много­значность букв в слове. Графический слог, буквосочетание. Слого­вой принцип графики. Написания, нарушающие слоговой принцип графики. Графические орфограммы.

Самостоятельная работа

1. Проведите сопоставительный анализ букв кириллицы и гла­-
голицы.

2. Сделайте реферативный обзор реформ русской графики.

РУССКАЯ ОРФОГРАФИЯ

Орфография — фонологически детерминированный прикладной раздел языкознания, регламентирующий соотношение графической единицы речи (письменного текста) и фонологической единицы языка вне позиции ее максимальной дифференциации (слабой, по МФШ).


Основные понятия орфографии: орфограмма, орфографический принцип.

Орфограмма— проблемное написание в ситуации выбора из не­скольких графических единиц (т.е. задача выбора).

Орфографический принцип — лингвистическое основание, крите­рий такого выбора (т.е. ключ к решению задачи).

Морфологический (морфофонематический, по МФШ) принцип: выбор графемы определяется сильной позицией* данной фонемы* в данной морфеме*.

Традиционный принцип; графемой обозначается (в соответствии -с традицией письма) один из компонентов гиперфонемы.

Фонетический принцип: графема отражает некоторые из моди­фикаций фонемы в речевом потоке.

Кроме лингвистической некорректности мотивации выбора буквы в последней группе написаний следует отметить и то, что они проти­воречат основной идее современной русской орфографии: требованию неизменности графического облика морфемы, по­стоянства, единообразия написания, игнорирования при письме со­временных звуковых модификаций материальной оболочки слова.

Правила русской орфографии складывались постепенно, стихий­но, поэтому за тысячелетнюю историю русского письма его изна­чальная основная идея стала едва различимой под более поздними наслоениями.

В XIX в. был предпринят свод этих правил, в XX — осуществле­на первая попытка привести их к единообразию, но реформа орфо­графии в нужном объеме так и не была проведена, хотя необходи­мость в ней давно назрела, осознается подавляющим большинством носителей языка, и, начиная с 1904 г. , выдающимися отечествен­ными учеными готовится лингвистическая база для такой реформы.

В своде современных правил орфографии много противоречи­вых и даже алогичных, из большинства которых имеются еще ис­ключения и даже исключения из исключений (например: в суф­фиксе -ЕНН- отыменных прилагательных надо писать две буквы Н, исключение — ветреный, но: безветренный и т.п.).

Сами формулировки правил зачастую настолько неточны, что просто провоцирует неразличение звука и буквы, значимых частей слова (морфем) и отдельных слов и т.п. Например: «Правописание безударных гласных (звуков, букв?) в корнях» и рядом — «Правопи­сание чередующихся гласных (??) в корнях». «Правописание на стыке (?!) приставки и корня». «Частица НЕ пишется слитно со всеми словами, которые не употребляются без НЕ: нельзя, нелепый... (?!)»


и т.п. Не больше логики и в многочисленных исключениях из пра­вил, создающих иногда почти анекдотические ситуации: *В конце наречий на шипящий пиши Ь, но если уж, замуж, невтерпеж — тогда не надо...».

Из вышесказанного становится понятным, что для изучения ор­фографии как раздела языкознания необходимо, сняв многочислен­ные грубые мазки времени, восстановить ее изначальную главную лингвистическую идею, на основании которой и требуется система­тизировать все орфографические правила.

Для начала нужно еще раз четко определить, чем ведает орфо­графия.

Теория современного русского письма, как известно, состоит из двух разделов: графики* и орфографии. Графика регламентирует передачу на письме звуков, точнее функциональных звукотипов в ус­ловиях их наибольшего различения, по терминологии МФШ — зву­ков сильной позиции. Во всех остальных случаях, т.е. в слабой пози­ции, выбор букв на письме регламентируется уже орфографией, т.е. орфография регламентирует написания в ситуации выбора из не­скольких графических средств (чаще всего из нескольких букв).

Орфография определяет, какую именно букву выбрать для переда­чи звука слабой позиции (I, основной раздел орфографии); как напи­сать части фонетического слова (П раздел: слитно, раздельно, через черточку); какой вариант начертания буквы необходим (III раздел: об употреблении прописных букв); как разделить слово для перено­са (IV раздел); как сократить его при необходимости (V раздел) и как отразить на письме отношения между словами в предложении (пунктуация, которая тоже входит в орфографию как систему пра­вописания в широком смысле слова).

В тот период, когда великие просветители славянства Кирилл и Мефодий создавали свою систему письма, слабых позиций практи­чески не было: слоги в славянских языках той поры были, как пра­вило, открытыми; в безударном положении различалось то же ко­личество гласных, что и под ударением. Писавшие, зная звуковые значения букв, без особых затруднений обозначали ими на письме соответствующие звукотипы. Пунктуационных же проблем и вовсе не возникало, так как не только слова, но и предложения на письме не отделялись друг от друга, а место переноса слова определялось размером листа.

Первыми орфограммами* были, очевидно, т.н. графические ор­фограммы, связанные со слоговым принципом графики и отступле­ниями от него (ча, ща, чу, щу, затем — жи, ши).


Орфограммы в нашем понимании рождаются тогда, когда после падения редуцированных гласных появляется несметное число зак­рытых слогов, когда с изменением характера ударения мы начинаем различать в безударном положении лишь два звука (и, у//ы, у) вме­сто шести (и, э, о, а, у, ы), различаемых под ударением.

Необходимость отделять друг от друга в письменном тексте сло­ва, предложения и разграничить их смысловые разновидности рож­дает систему пунктуации.

Сложившаяся в течение столетий традиция письма приучила писавших к неизменности буквенного облика написанного слова (мор­фемы), игнорирующего пространственные и временные вариации произношения. Так со временем выкристаллизовалась основная идея нашей орфографии — стремление к сохранению незыблемости бук­венного состава морфемы и принципа его определения по сильным позициям звуков в данной морфеме.

В 95% написаний буквенный облик морфемы постоянен, т.е. фонетические чередования* звуков слова в потоке устной речи* не получают отражения на письме.

В 80% случаев мы можем аргументировать свой выбор данной буквы сильной позицией данного звука в данной морфеме (напоми­наем: буквы алфавита создавались для обозначения звуков сильных позиций). Это написания, которые в школе принято называть про­веряемыми (написания по опорным словам).

В 15% таких единообразных написаний выбор буквы в совре­менном письме уже не может быть аргументирован живыми языко­выми отношениями, требуется этимологический анализ слова, его первоначальной структуры, связей. Такие написания в школе назы­ваются беспроверочными или словарными. Написание каждого такого слова нужно заучить, используя для этого различные вспомогатель­ные, мнемонические приемы (по образцу бессмертного «каждый охотник желает знать, где сидит фазан...»).

К отбору таких слов надо подходить утилитарно: запоминать написания слов прежде всего активного* словаря, т.е. тех, которые постоянно используются говорящим при построении высказывания (помня, естественно, о необходимости расширять и активизировать* словарный запас).

И, наконец, есть небольшая группа написаний (~5%), противо­речащих основной идее нашей орфографии: буквенный облик морфе­мы изменяется, пишется то одна, то другая буква, выбор основыва­ется на специальных правилах и исключениях из них.


Необходимо четко обособить группы таких непроверяемых напи­саний, объединить однотипные правила, мнемонически подкрепить их усвоение.

Таким образом, все орфограммы I раздела орфографии (правила выбора буквы для передачи на письме того или иного звука морфе­мы) могут быть объединены в 3 основных блока.




©2015 studenchik.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.