Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Терминологический словарик. Слог. Теории слога: античная, экспираторная, мускульного на­пряжения



Слог. Теории слога: античная, экспираторная, мускульного на­пряжения, сонорная и др. Сильноначальные, сильноконечные и двухвершинные согласные. Шкала сонорности, закон восходящей звучности. Слогоделение. Интервокальная группа согласных. От­крытые, закрытые и неприкрытые слоги. Ударные и безударные слоги. Слогоделение и правила переноса слов.

Самостоятельная работа

Разделить текст на минимальные отрезки: а) согласно теориям слога; б) согласно правилам переноса слов.

Ударение и интонация

Ударение*— суперсегментная единица языка, фонетическое сред­ство смысловой организации речевого потока, выделения в нем номи­нативных и коммуникативных языковых единиц. Для каждого языка характерно свое соотношение составляющих цементирующего раст­вора, соединяющего кирпичики звуковых сегментов в смысловые блоки.

Для определения специфики русского ударения необходима со­поставительная характеристика всех физических параметров удар­ных и безударных слогов: их соотношение по длительности, часто­те, интенсивности, формантной структуре, слоговым контрастам, что способствует осознанию самого феномена ударения вообще.

Носителем фонетических, материальных характеристик словес­ного ударения выступает прежде всего гласный элемент слога (в связи с большими фонетическими возможностями по сравнению с согласным), хотя противопоставлены в речи обычно ударные/безу­дарные слоги, а не звуки.

Для разграничения ударных/безударных гласных в русском язы­ке наиболее значимы их длительность и качество. Самая яркая ха­рактеристика русского ударения — квантитативность (количествен-ность, длительность)1.

Безударный гласный с точки зрения артикуляции — звук, при произношении которого нет времени на выполнение артикуляцион-

1 «Традиционное обозначение ударения как динамического не отражает его акустической природы, однако при восприятии ударный слог при любом способе его выделения (курсив мой. — А С.) оценивается как более сильный, и поэтому тер­мин "динамическое ударение" может быть оправдан с перцептивной точки зре­ния» (Бондарко Л. В. и др. Основы общей фонетики... С. 90).


ных работ в нужном объеме, артикуляция «смазана», нарушена «трех-фазовость» звука, он превращается в невыразительный «рторазмыка-тель», необходимый для завершения полной артикуляции согласных» несущих основную информативную нагрузку в речевом потоке.

Акустически безударный гласный — очень краткий, нечеткий, невыразительный, «сомнительный» звук, лишенный, как правило, стационарного, характерного участка, не имеющий четкой форман­тной структуры.

Все виды «несловесного»* ударения получают свое выражение через те же физические характеристики ударного слоги слова, за счет все той же интенсивности, длительности, частоты, формантной струк­туры и движения основного тона слогообразующего элемента.

Можно сказать, что если словесное ударение — способ объедине­ния сегментных материальных единиц в номинативную, то синтаг-менное — способ трансформации номинативных единиц в коммуни­кативную.

При этом на смену оппозиции ударный слог//безударные слоги слова приходит оппозиция ударный слог центрального слова//утр-ные слоги других слов синтагмы. Выделение центрального слова синтагмы (в нейтральном контексте — это последнее слово), сопро­вождается изменением движения основного тона*.

Средством «формирования высказывания и выявления его смыс­ла»1 является интонация*, представляющая единство компонентов: мелодики*, интенсивности*, длительности*, темпа* я тембра* произ­несения.

Суперсегментная фонологическая единица — интонема' (фоне­ма тона*, интонационная конструкция*) выполняет в русском языке кульминативную* и делимитативную* функции, выступая так же, как и фонема, смыслоразличителем, обеспечивая дифференциацию функциональных и эмоциональных типов предложения и их акту­альное членение.

Анализ оппозиций позволяет констатировать, что в русском языке имеется 7 основных типов интонационных конструкций (ИК), ко­торые представлены различными модификациями основных оттен­ков в зависимости от смысловых и экспрессивно-стилистических нюансов. В речи они, как и другие фонетические единицы, значи­тельно варьируются на уровне их акустических составляющих.

В ИК выделяются три компонента: предцентр, центр и постцентр. Различительными (дифференциальными) признаками ИК являются:

1 Торсуева Ш. Т. Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990. С.197.


— направление движения основного тона на гласном центра:

— соотношение уровней основного тона предцентра и постцентра.
Отсутствие данных различий компенсируется модификациями

центра1.

Система фонем русского языка (фонемный инвентарь*) устанав­ливается по позициям максимальной дифференциации, с использо­ванием метода квазиомонимов*. Система ИК может быть установле­на таким же методом, обеспечивающим перемещение интонации «в светлый пункт сознания», делающим ее единственным смыслораз-личителем. Методом «квазиомонимов» в данном случае станет со­поставление высказываний, различающихся лишь типами ИК, т.е. имеющих одинаковую лексико-грамматическую структуру, один и тот же интонационный центр (Напр: Какой у нее голос / Какая там погода/ и т.п.).

Перемещение центра ИК, по Брызгуновой Е. А., это и есть тради­ционное «.логическое» ударение с фонетической точки зрения, а эм­фатическое, очевидно, будет репрезентировать (представлять) эмо-тивные варианты ИК в отличие от нейтральных.

«Произнесение отдельного слова — явление не столь частое в ситуации речевого общения»2. Употребляясь как вопросно-ответная реплика в диалогической речи, слово трансформируется во фразу, т.е. слрвесное ударение становится фразовым ударением конечной, наиболее однозначно оформленной синтагмы. (Неконечным син­тагмам, по Е.А. Брызгуновой, свойственна значительная синони­мия ИК.)

Интонема (фонема тона, ИК) является, таким образом, основ­ной супрасегментной единицей языка, обязательным условием функ­ционирования его сегментных единиц (фонем), непременным при­знаком звучащей речи.

Терминологический словарик

Ударение, интонация, мелодика, основной тон, обертоны, тембр, темп, пауза. Словесное ударение; разноместнос, подвижное, побоч­ное ударение, Энклитики и проклитики. Ударение тактовое, фразо­вое, синтагменное. Ударение «несловесное», «логическое», «эмфа­тическое». ИК: центр, предцентр, постцентр, перемещение центра. Нейтральные-и эмотивные ИК. ИК и «выразительное» чтение.





©2015 studenchik.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.