Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Философская основа декаданса



Линия «Шопенгауэр – Вагнер – Ницше» - постоянный цитатный фон европейской культуры рубежа веков, в том числе и русского символизма.

В 1872 г. был опубликован философский трактат немецкого философаФридриха Ницше «Рождение трагедии из духа музыки» с посвящением немецкому композитору Рихарду Вагнеру. В ХХ в. – культ «бога Рихарда Вагнера» (Клод Леви-Стросс). В своем трактате Ницше теоретически развивает, а Рихард Вагнер практически реализует «концепцию музыки» немецкого философа-идеалиста Артура Шопенгауэра. Рихард Вагнер. Тетралогия «Кольцо Нибелунга» (1874) (Золото Рейна, Валькирия, Зигфрид, Гибель богов) – музыкально-мифологическая драма. Мифологическую концепцию времени и движения мира «вечное возвращение» Вагнер закрепляет в системе лейтмотивов.

С именем Артура Шопенгауэра (1788-1860), которого называли «великим пессимистом», связана новая философская ориентация – пессимистическая идеалистическая концепция мира как производного бессознательной «мировой воли». Концепция «мировой воли» разработана Шопенгауэром в его основном труде «Мир как воля и представление» (1818)[14]. В основе мира лежит бессознательная воля, которая, по преимуществу, проявляет себя по отношению к человеку как злая сила. Музыка и только музыка может наиболее полно выразить мировую волю. Шопенгауэр понимал музыку как чистую иррациональность. Она дает человеку наслаждение, потому что освобождает его от любого воздействия, в том числе и от воздействия самой мировой воли, погружает человека в чистый мир интеллекта[15]. Дионис построен на мировой воле Шопенгауэра Искусство, по Шопенгауэру, основывается на интуитивном познании мира и прозрении.

Фридрих Ницше. Символическая поэма «Так говорил Заратустра[16]» (1883-84). Идеи Ницше:

1) «Воля к власти»;

2) «Сверхчеловек» - свобода от морали и для новой морали. Разрушение в человеке твари и создание творца;

3) «Вечное возвращение» («Так говорил Заратустра»);

4) идея «смерти Бога» и вытекающая из нее «идея вседозволенности»: «Все боги умерли – остался человек»[17];

5) дихотомия «аполлинизм – дионисийство» («мир искусства – «мир сна»).

Ф. Ницше: «Воспитание страдания, великого страдания – разве вы не знаете, что только это воспитание во всем возвышало до сих пор человека?.. В человеке тварь и творец соединены воедино: в человеке есть материал, обломок, избыток, глина, грязь, бессмыслица, хаос; но в человеке есть творец, ваятель, твердость молота, божественный зритель и седьмой день – понимаете ли вы это противоречие?..» («По ту сторону добра и зла»).Здесь: разрушение твари и самовоссоздание творца, т.е. Сверхчеловека. Сверхчеловек – это свехличность, свободная от морали и для новой морали. Метафизическое, художественное, социально-политическое освобождение человека посредством изменения его сознания. Эксперимент по созданию «Сверхчеловека» закончился неудачно, и Первая мировая война была первым катастрофическим испытанием сверхчеловека на деле. Так в литературу ХХ в. вводятся темы смерти и абсурда. Пессимизм, кризис веры и идея абсурдности реального мира – ключевые понятия литературы 1-ой половины ХХ в. и модернизма как ее основополагающего философско-эстетического движения. Манифесты различных течений и направлений литературы ХХ в. определяются именно этими понятиями (ключевые слова, темы, сигналы: «человек, вера, грех, отчаяние, выбор, кризис, возможность, одиночество, любовь и ненависть, всечеловечность, …»).

Датский философ Серен Кьеркегор. «Страх и трепет», «Или – или».

Французский философ, нобелевский лауреатАнри Бергсон(1859-1941) в трактате «Интуитивизм» – идея постижения мира с помощью интуиции. «Творческая эволюция» (1907) Анри Бергсона.

Психоанализ. Некоторые модернистские направления и школы рубежа веков и особенно 1-ой половины ХХ века испытали влияние теории психоанализа Фрейда. Австрийский врач-психиатрЗигмунд Фрейд(Z. Freud) в работе «Толкование сновидений» (1900) приходит к выводу, что бессознательное символизирует естественный язык, и сообщения бессознательного требуют дешифровки: за символикой сновидения скрывается истинное содержание – сексуально вытесненное бессознательное, которое может быть выявлено с помощью метода свободных ассоциаций. «Эдипов комплекс». В рамках теории психоанализа Фрейд окончательно закрепил разделение психики на сознательное и бессознательное, после чего сознательный элемент стал восприниматься как только одно из возможных качеств души человека. Идеи Фрейда о бессознательном как «другойреальности», символизме сна и «Эдиповом комплексе» были близко восприняты художниками-современниками (О. Уайльд, Д.Г. Лоуренс, А. Бретон, А. Арто). Однако стоит заметить, что зачастую положения теории Фрейда были ими вольно интерпретированы.

Альберт Эйнштейн – частная теория относительности в 1905 г.

В 1905 г. появилась теперь всемирно знаменитая статья тогда никому не известного эксперта патентного бюро Альберта Эйнштейна. Теория относительности связана с изменением пространственно-временных характеристик предметов при скоростях, приближающихся к скорости света. Теория относительности -- одна из тех теорий, которая вышла за пределы физики и стала "достоянием масс". Теория относительности говорит об устройстве мира, который, как выясняется, устроен иначе, чем мы думали. Время и пространство оказываются не тем, что даны нам в повседневном опыте, прошлое и будущее не располагаются более на одной оси, настоящее из мгновения превращается в интервал неопределенной величины, и, наконец, мир не описывается через одну-единственную, универсальную систему координат, а в нем существует множество равноправных систем, находящихся в постоянном движении относительно друг друга. В результате: мир -- не то, что дано нам в представлении. В теории относительности с максимальной четкостью проявились некоторые принципы, которые стали для ХХ века базовыми: введение такого пространства-времени, которое формирует саму фигуру наблюдателя, изменение отношения к идее бесконечности, потеря субъектом универсального места ("я"), которое раньше связывалось именно с физическим пространством, в то время как теперь приближение к "физической реальности" заставляет нас отказываться от "я", и, наконец, выведение содержания тех или иных явлений не из их уникальности, а из их соотносимости друг с другом.

 

Модели мира




©2015 studenchik.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.