Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Основы методического мастерства



Учителя физической культуры (педагога-тренера)

В области гимнастики

Методическое мастерство учителя физической культуры (педа­гога-тренера) в области гимнастики является составной частью педагогического мастерства спортивного педагога, которое пред­ставляет собой «синтез развитого психолого-педагогического мыш­ления, профессионально-педагогических знаний, навыков, уме­ний и эмоционально-волевых средств выразительности, которые во взаимосвязи с качествами личности педагога позволяют ему успешно решать многообразные учебные задачи»1.

Специфика педагогического процесса, его структура и содер­жание выступают в качестве побудительных причин появления мастера, реализующего на практике функции развития, обучения и воспитания людей. Педагогическое мастерство представляет со­бой сложную структуру слагаемых (схема 9), содержащую как ми­нимум следующие четыре подсистемы:

1) педагогическую технологию,

2) педагогическое творчество,

3) знание предмета,

4) педагогический стиль.

Методическая подготовленность учителя в области гимнасти­ки характеризуется его умением рационально использовать систе­му средств (слово, гимнастические упражнения, музыка, усло­вия, в которых проводятся занятия), методов и методических при­емов для решения оздоровительных, образовательных, воспита­тельных и спортивных задач в учебно-тренировочном процессе.

1 Пути совершенствования профессионального мастерства преподавателя: Методическое пособие // ВПА. — М., 1975.



Его мастерство характеризуется следующими основными показа­телями:

1. Собственным отношением к своему труду, основанным на чувстве профессионального долга, на хорошей теоретической, методической и практической подготовленности в области гим­настики, на умении формировать у своих учеников глубоко осоз­нанное и активное отношение к занятиям. О степени сформиро-ванности такого отношения судят: по интересу, проявляемому учениками к занятиям, по их взаимоотношениям с учителем, по точности и быстроте выполнения его команд, распоряжений, просьб, по посещаемости занятий и текущей успеваемости, по желанию заниматься в школьной секции гимнастики, по актив­ности участия в спортивных школьных соревнованиях, в их су­действе и в других мероприятиях, проводимым учителем.

2. Умением учителя убеждать учеников в безграничных возмож­ностях средств и методов гимнастики в укреплении здоровья, в повышении физической и умственной работоспособности, в вос­питании личностных свойств, в развитии способностей, необхо­димых в учебе, труде и спорте. Способностью учителя формиро­вать у занимающихся твердое убеждение в необходимости ценить свое здоровье как бесценное личное и общественное достояние, уберегать учеников от вредных привычек и увлечений, прививать им любовь к систематическим занятиям физическими упражне­ниями, формировать у них здоровый образ жизни.

 

3. Умением учителя общаться с родителями своих учеников: делиться с ними своими наблюдениями за склонностями, спо­собностями, обучаемостью и воспитуемостью, интересами и жиз­ненными устремлениями их детей; получать от родителей сведе­ния, необходимые для индивидуализации учебно-воспитательных воздействий на учащихся.

4. Систематическим изучением у своих учеников способностей, необходимых им в учебе, в занятиях избранным видом спорта, в овладении предполагаемой или уже избранной профессией.

Методическое мастерство учителя наиболее отчетливо прояв­ляется при организации и проведении уроков гимнастики.

Перед уроком важное значение имеет бодрый, уверенный на­строй учителя, основанный на тщательной предварительной орга­низации, продуманности методики его проведения. Сюда же вхо­дят: своевременная подготовка спортивного зала (проветривание, влажная уборка и др.); проверка исправности гимнастических сна­рядов; инструктаж помощников, обучение их правилам страхов­ки и помощи при выполнении вновь изучаемых упражнений.

В ходе урока методическое мастерство учителя проявляется: в твер­дом управлении занимающимися от начала и до его окончания (см. гл. 13); в удачном выборе способов размещения учащихся в зале и при их перемещении во время выполнения упражнений в ходьбе и


беге; в выборе собственного места в зале, чтобы можно было хоро­шо видеть всех занимающихся, а они, в свою очередь, видели бы своего учителя; в способности своевременно подмечать ошибки в исполнении упражнений и находить способы их устранения; в пре­дупреждении нарушений дисциплины и порядка; в использовании создающихся в ходе урока благоприятных возможностей для воспи­тательных воздействий на своих учеников; в мобилизации учащихся на преодоление трудностей в процессе овладения вновь изучаемыми упражнениями; в создании условий для расслабления, кратковре­менного отдыха, успокоения от чрезмерных эмоциональных возбуж­дений; в убедительной аргументации требований, предъявляемых к занимающимся, и доведение их до точного исполнения.

При обучении гимнастическим упражнениям методическое мас­терство учителя проявляется: в умении пользоваться гимнасти­ческой терминологией; осуществлять дифференцированный, ин­дивидуальный и личностный подход к занимающимся с учетом их способностей и отношения к уроку, к изучаемому упражне­нию; в умении создавать четкое представление о вновь изучаемом упражнении, опираясь на теорию отражения; в удачном подборе подводящих и подготовительных упражнений, музыкального со­провождения, словесных воздействий на занимающихся; в учете условий, в которых проводятся занятия; в соблюдении принци­пов обучения, воспитания и спортивной тренировки (см. гл. 6).

При решении оздоровительных задач методическое мастерство учителя проявляется в умении подбирать доступные для выполне­ния и в то же время достаточно трудные и эффективные по воз­действию на занимающихся упражнения, методические приемы, музыкальное сопровождение, собственные словесные воздействия на занимающихся с учетом их индивидуальных особенностей в состоянии здоровья и в соответствии с ними дозировать нагрузку на сердечно-сосудистую, дыхательную и другие системы организ­ма (см. разд. 17.3), опорно-двигательный аппарат (формирование осанки); осуществлять постоянный контроль за состоянием здо­ровья, фиксировать его изменения по числу пропущенных уроков по болезни, по жалобам самих учащихся, по заявлениям родите­лей, по сведениям других учителей, школьного врача и учитывать эти изменения в ходе занятий.

В решении образовательных задач методическое мастерство учи­теля определяется его способностью обогащать учащихся систе­мой современных знаний в области гимнастики и смежных с ней дисциплин, формировать у них двигательные умения и навыки, используя передовую методику, добиваться глубокого осмысле­ния учебного материала и на этой основе формировать убеждения. Примерами такого подхода могут быть следующие:

1. Объяснение техники исполнения упражнений, опираясь на за­коны механики, сведения из анатомии, физиологии, психологии.


 




2. Ознакомление с вновь изучаемым упражнением, опираясь на теорию познания.

3. Системно-структурный подход к изучению каждого ученика как личности, его способностей и деятельности.

При решении воспитательных задач методическое мастерство учителя проявляется: в научности обучения гимнастическим уп­ражнениям, в умении использовать их в сочетании с музыкой, словесными воздействиями на занимающихся и условиями, в ко­торых проводятся занятия, с целью воспитания прежде всего со­знательного и активного отношения к занятиям гимнастикой, развития у них воли, чувства собственного достоинства, товари­щества, коллективизма, любви к красоте собственного тела, дви­жений и др., в умении изобретать собственные методы и методи­ческие приемы обучения и воспитания, свою технику воспита­тельных воздействий на учеников.

В развитии способностей у занимающихся гимнастикой мето­дическое мастерство учителя характеризуется умением анализи­ровать технику изучаемых упражнений, определять требования, которые они предъявляют к гимнастам, использовать средства и методы гимнастики при изучении и развитии способностей к это­му виду спорта, изучать особенности взаимосвязей между ними, возможности компенсации слабо развитых способностей за счет хорошо развитых, за счет дополнительных усилий самого занима­ющегося и методического мастерства учителя; умением оценивать тренируемость способностей, обучаемость и воспитуемость каж­дого ученика, прогнозировать способности, осуществлять спортив­ную ориентацию, консультацию и отбор лиц, желающих зани­маться гимнастикой со спортивной направленностью.

После урока методическое мастерство учителя выражается в умении: анализировать и критически оценивать качество прове­денного им урока, объективно соотносить то, что удалось сде­лать, с тем, что было запланировано в конспекте урока; оцени­вать свое поведение, взаимоотношения с учениками, допущен­ные при этом ошибки и находить способы их устранения; давать общую оценку проведенному уроку.

Исходя из изложенных выше критериев методического мастер­ства учителя можно определить качество урока.

Высокое качество урока характеризуется способностью учите­ля: подбирать упражнения, музыкальное сопровождение, словес­ные воздействия на учеников, четко организовывать условия, не­обходимые для успешного решения поставленных задач; твердым, уверенным управлением занимающимися от начала и до оконча­ния урока, его высокой педагогической и моторной плотностью, эмоциональностью и активным, сознательным отношением уче­ников к выполнению заданий учителя; творческим использова­нием принципов дидактики, воспитания и спортивной трениров-


ки; анализом техники исполнения вновь изучаемых упражнений с опорой на законы механики, сведения из анатомии, физиоло­гии, психологии; индивидуальным и личностным подходом при взаимодействии с учениками; тщательным критическим анали­зом качества проведенного урока.

Среднее качество урока проявляется в том, что учебный мате­риал преподносится на уровне готовых, изложенных в учебниках или эмпирических по преимуществу правил и выводов из мето­дических пособий. Обучение упражнениям осуществляется: без достаточной опоры на законы механики, сведения из анатомии, физиологии, психологии; без указаний на основное назначение изучаемого упражнения, на его многофункциональность. Урок проводится по шаблону, выработанному практикой, другими бо­лее опытными педагогами (копирование). Этот уровень качества урока характеризуется недостаточной педагогической и моторной плотностью, пониженной эмоциональностью и активностью уча­щихся, слабой опорой учителя на принципы дидактики, воспи­тания и спортивной тренировки. Здесь преобладают фронтальный и групповой методы проведения урока, а при взаимодействии учи­теля с занимающимися слабо учитываются их индивидуальные особенности.

Низкое качество урока характеризуется тем, что учитель сооб­щает ученикам лишь самые элементарные сведения из устарев­ших методических пособий по гимнастике, устанавливает свои, не всегда достаточно аргументированные правила и порядки. При обучении упражнениям даются лишь операционные сведения о них (см. гл. 6). Уроки проводятся по шаблону, с низкой педагоги­ческой и моторной плотностью, они не эмоциональны, не вызы­вают у занимающихся интереса. Работая с одной группой, учитель упускает из поля зрения другие, что не позволяет упреждать слу­чаи нарушения дисциплины и порядка, халатного выполнения заданий. При взаимодействии с учениками не учитываются их ин­дивидуальные особенности. Отсутствует критический анализ про­веденного урока.



ПРИЛОЖЕНИЕ




©2015 studenchik.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.