Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Структура тренировочного процесса



В структуре тренировочного процесса различают три периода: подготовительный, основной и переходный. Их продолжительность в годичном цикле тренировочной работы зависит от уровня спортивной квалификации занимающихся и от календаря сорев­нований.

Подготовительный период соответствует фазе приоб­ретения спортивной формы. Он делится на два этапа. Первый на­правлен на повышение общей и специальной физической подго­товленности, развитие двигательных и психических способностей, необходимых для овладения учебной программой, воспитание сознательного и активного отношения юных гимнастов к заняти­ям, чувства коллективизма, товарищества, спортивного долга и других личностных свойств.

Для этого применяются общеразвивающие упражнения из гим­настики и других видов спорта, повторяются ранее изученные элементы, связки, комбинации с целью восстановления утрачен­ных двигательных навыков.

Второй этап предусматривает изучение техники исполнения новых, более сложных элементов и усовершенствование ранее изученных связок и комбинаций. Объем упражнений для общей физической подготовки уменьшается, основное внимание уделя­ется специальной физической подготовке. На этом этапе прово­дятся соревнования по общей и специальной физической подго­товке.

Основной период соответствует стабилизации спортив­ной формы. Он также делится на два этапа.

Первый этап — предсоревновательный. Он предусматривает совершенствование техники выполнения основных элементов ком-


 




бинаций, гимнасты добиваются выполнения упражнений с мак­симальной амплитудой.

Второй этап — соревновательный. Основной его задачей явля­ется подведение гимнастов к такому функциональному состоя­нию организма и психологической готовности, чтобы они смогли показать лучший спортивный результат. Для этого организуют при­кидки, матчевые встречи, с тем чтобы гимнасты привыкали к ситуации соревнований. Завершением этапа является участие в со­ревнованиях, на которых проверяется правильность планирова­ния учебно-тренировочного и воспитательного процесса.

Переходный период соответствует фазе временного сни­жения спортивной формы. Его основной задачей является актив­ный отдых. Переходный период, как правило, совпадает с летними каникулами у учащихся и отпусками у учителей, тренеров. Поэто­му для учеников планируются индивидуальные задания для само­стоятельной работы. Содержание таких индивидуальных заданий пре­дусматривает развитие необходимых способностей для овладения более сложными упражнениями в следующем учебном году.

Основными документами планирования (схема 8) являются го­сударственная программа, учебный план, развернутый учебный план, тематизированная рабочая программа и конспект урока.

Учебный план и программа являются государственными доку­ментами, утвержденными вышестоящими организациями (Феде­рация гимнастики, Комитет физической культуры РФ), и обяза­тельны для всех ДЮСШ. Остальные документы планирования раз­рабатываются учителями-тренерами исходя из состояния спортив­но-материальной базы и подготовленности занимающихся.

В программе содержится конкретный материал, ставятся обра­зовательно-воспитательные задачи для каждой возрастной груп­пы занимающихся. В объяснительной записке к программе излага-


ются общие требования, разрядные нормы и возрастные границы занимающихся по разрядам.

В учебном плане перечисляются изучаемые дисциплины, указы­вается количество часов, отводимых для их изучения. В нем пре­дусмотрены теоретические и практические занятия, подготовка судей по гимнастике.

Тематизированная рабочая программа составляется на основе государственной и классификационной программ с учетом уров­ня подготовленности занимающихся. Она представляет собой пе­речень гимнастических упражнений, сгруппированных по темам, для последовательного изучения с учетом преемственности и си­стематичности. Упражнения в темах и темы в рабочей программе располагаются таким образом, чтобы в овладении ими с наиболь­шей полнотой можно было реализовать принципы постепенности и последовательности, заблаговременно и постепенно развить способности, необходимые для овладения наиболее сложными уп­ражнениями, сохранить время на техническую подготовку гимна­стов и сэкономить их силы.

После того как изучаемый материал сгруппирован (на основа­нии личного опыта) по темам, определяется количество повторе­ний для каждой темы. Тема может изучаться на одном, двух, трех и более уроках, причем если какой-то элемент для освоения тре­бует большего числа повторений, он повторяется при изучении следующих тем. Каждой теме присваивается порядковый номер. Количество повторений темы фиксируется следующим образом. Например, если тема 3 изучается 3 раза, то в конспекте это запи­сывается так: тема 3 1/з> т-е- 3-я тема рассчитана для изучения на трех уроках (в знаменателе — 3), а в данном уроке встречается впервые (в числителе — 1).

Технология составления тематизированной рабочей програм­мы такова: сначала определяют элементы, которые предстоит изу­чить, они группируются по темам; затем определяется количе­ство повторений в каждой теме. Например, для изучения акроба­тических упражнений, включенных в вольные упражнения, мож­но предложить следующее планирование:

Тема (Т) 1/2 — Перекаты из различных и. п. в различные ко­нечные положения, кувырок вперед.

Т 2/2 — Перекат назад в стойку на лопатках. Кувырок назад.

Т 3/3 — Стойка на голове и руках. Равновесие на одной ноге.

Т 4/2 — Сед с прямыми ногами. Прыжок с поворотом кругом.

Т 5/2 — Падение в упор лежа, перемах двумя в упор лежа сза­ди.

Т 6/3 — Стойка на руках. Перекидной прыжок.

Т 7/3 — Переворот в сторону.

Таким образом, все элементы, включенные в вольные упраж­нения для юношей, сгруппированы в семь тем и будут изучаться


на 17-ти уроках (этой цифре равна сумма знаменателей). Такая тематическая рабочая программа составляется для всех видов гим­настического многоборья.

Развернутый учебный план удобнее составлять на определенный период учебной работы: в школе, ПТУ — на учебную четверть, в ДЮСШ — на этап тренировочного цикла. Он позволяет тренеру наглядно убедиться в методической правильности распределения учебного материала в запланированном отрезке времени. При со­ставлении развернутого учебного плана учитывается чередование видов упражнений, темп формирования умений и навыков. При­ведем примерный развернутый учебный план для юношей млад­ших классов (табл. 8).

Конспект урока составляется на основании развернутого учеб­ного плана и тематизированной рабочей программы. В нем под­робно раскрываются задачи и содержание занятия.


Технология составления документов планирования предпола­гает умение педагога-тренера анализировать всю систему знаний и умений, которую должен получить гимнаст в процессе учебно-тренировочных занятий.




©2015 studenchik.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.