Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Ориентация и отбор детей для занятий гимнастикой со спортивной направленностью



Ориентация детей на занятия гимнастикой со спортивной на­правленностью представляет собой систему научно обоснованных рекомендаций, советов педагога в целесообразности занятий этим видом спорта. При ориентации учитываются: устойчивость интере­са ребенка к занятиям гимнастикой, его склонности, способно­сти, условия жизни в семье, школьная успеваемость, обучаемость, воспитуемость и другие индивидуальные особенности, необходи­мые для успешного овладения этим видом спорта. В формировании осознанного и активного отношения к занятиям гимнастикой боль­шое значение имеет убеждение детей в пользе занятий для здоро­вья, для обогащения опытом — двигательным, эстетическим, эмо­циональным, волевым, общения, нравственным, спортивным, — необходимым для будущей успешной трудовой деятельности.

При спортивной ориентации ребенка родителям и педагогам приходится учитывать и такие факторы, как удаленность спортив­ной базы от места жительства, ее состояние, условия для заня­тий, состав педагогов-тренеров и др.

Ориентация школьников на занятия спортивной гимнастикой включает в себя просвещение и консультацию в области этого вида спорта.

Просвещение — это обогащение детей разносторонними зна­ниями в области гимнастики, чтобы они более осознанно и ак­тивно относились к спортивным занятиям.

Консультация представляет собой научно обоснованные и про­веренные на практике ответы на вопросы лиц, обратившихся за консультацией, или совет в целесообразности выбора гимнастики для спортивных занятий. Консультация носит индивидуальный ха­рактер. При консультировании педагог прежде всего должен узнать, чем вызван интерес консультируемого лица к гимнастике: чувствен­ными, эмоциональными побуждениями или осознанным отноше­нием. Для этого надо обязательно побеседовать с родителями ре­бенка, обратившегося к педагогу за советом, узнать их отношение к его решению заниматься спортивной гимнастикой, поинтересо­ваться, какова их собственная роль в формировании такого выбора. В беседе уточняются зарождение и устойчивость интереса, склон­ностей и способностей их ребенка к занятиям гимнастикой.

Спортивный отбор — это выявление лиц, наиболее одаренных для занятий спортивной гимнастикой.

Достижение высоких спортивных результатов на уровне совре­менных требований в гимнастике доступно не каждому ребенку,


желающему заниматься этим видом спорта. Выдающиеся гимнас­ты, как правило, еще с детства отличались от своих сверстников двигательной активностью, стремлением к соперничеству в раз­личных видах физических упражнений, в проявлении способно­стей, необходимых для успешного овладения гимнастическими упражнениями, трудолюбием, дисциплинированностью, само­организованностью.

Как бы рано ни проявлялись склонности, способности, инте­ресы детей к спортивной гимнастике, официально занятия разре­шены с 7-летнего возраста. К этому возрастному периоду в доста­точной мере созревают функции органов и систем организма, формируются психические и личностные свойства, необходимые для осознанного овладения движениями. Одаренные дети прохо­дят путь от новичка до мастера спорта за 5 —7 лет. Сведения о мотивах, интересах, склонностях к занятиям гимнастикой педа­гог-тренер может получить в беседе с учениками и их родителями.

В беседе с учеником можно задать следующие вопросы:

1. Почему для спортивных занятий ты избрал именно гимнас­тику, какую пользу для себя хочешь извлечь из спортивных заня­тий: укрепить здоровье, стать более сильным, выносливым, лов­ким, добиться звания мастера спорта, стать чемпионом?

2. Знаешь ли ты, какие требования к тебе будут предъявлены условиями спортивных занятий? Соответствуют ли твои способ­ности на сегодня предъявляемым требованиям?

(Ученик может не знать о требованиях, которые ему будут предъявлены в ходе спортивных занятий. Тогда о них надо будет рассказать в доходчивой форме.)

3. Занятия спортом потребуют много сил и времени, хватит ли
их у тебя, чтобы хорошо учиться в школе и тренироваться?

В беседе с родителями можно получить сведения об ученике, задавая следующие вопросы:

1. Каково ваше отношение к намерениям сына (дочери) серь­езно заняться гимнастикой как видом спорта?

2. Каковы бытовые условия у вас дома и ваши возможности помогать ребенку в школьной учебе и в спортивных занятиях?

3. Сколько времени ваш ребенок тратит на выполнение домаш­них заданий? Какие предметы даются ему лучше, а какие хуже? Какова его физическая и умственная работоспособность? Насколь­ко он целеустремлен и настойчив в достижении поставленных перед ним целей или целей, которые ставит перед собой сам? Ваше мнение о возможностях вашего ребенка успешно сочетать учебу в школе и занятия спортом?

Школьная успеваемость определяется по итоговым оценкам и по заключениям учителей (главным образом, классного руково­дителя) о том, какими усилиями со стороны ученика она дости­гается с учетом уровня его обучаемости и воспитуемости.


 




Уровень знаний, двигательных умений и навыков в области гимнастики оценивает учитель физической культуры.

Состояние здоровья определяется на основании результатов медицинских обследований школьным врачом или заключения врачебно-спортивного диспансера. Для педагога-тренера представ­ляет интерес соответствие строения тела ученика и функциональ­ных возможностей его организма требованиям гимнастики, а так­же противопоказания для занятий этим видом спорта.

О способностях ученика к занятиям спортивной гимнастикой можно судить по уровню общей специальной физической подго­товленности, по развитию двигательных и психических способ­ностей, личностных свойств, которые более всего необходимы в этом виде спорта. Важно знать податливость этих способностей к развитию. Учитывается активность ученика на уроках по физичес­кой культуре и его интерес к спортивным занятиям. Такие сведе­ния можно получить у учителя физической культуры. Его прогноз спортивной успешности имеет важное значение в определении спортивной пригодности ученика.

По каждому из перечисленных выше видов отбора могут быть выставлены оценки: вполне соответствует требованиям гимнасти­ки — «5», соответствует — «4», скорее всего соответствует (есть некоторые недостатки) — «3», не соответствует — «2». Ребенок по своим способностям и возможностям в их совокупном проявле­нии вполне соответствует требованиям гимнастики, если сумма набранных баллов по всем видам отбора будет в пределах от 23 до 25; соответствует — 18 — 22 балла; соответствует с ограничения­ми — 15 — 18 баллов и не соответствует — ниже 15 баллов. При вынесении окончательного заключения о пригодности и непри­годности к занятиям гимнастикой со спортивной направленно­стью основное внимание обращается на здоровье и способности. Они должны вполне соответствовать требованиям гимнастики.

Отбор для занятий спортивной гимнастикой представляет со­бой очень сложный и длительный процесс. Условно его разделяют на три этапа.

Первый этап включает в себя начальный и основной виды отбора. Начальный отбор имеет целью установление общей при­годности ребенка к занятиям гимнастикой. Она определяется по результатам оценок по всем пяти видам отбора. При начальном отборе оценивают склонности, способности, интересы, здоровье, особенности строения тела, школьную успеваемость, отношение родителей к увлечению ребенка гимнастикой, итоги беседы с са­мим учеником. На основании полученных данных делают предва­рительное заключение о пригодности ученика к занятиям спортив­ной гимнастикой. Результаты изучения в этот период используют­ся главным образом для осуществления индивидуального и лич­ностного подхода в учебно-тренировочном процессе, для возбуж-


дения у ученика более активного и осознанного отношения к спортивным занятиям и развития воли.

При основном виде отбора из числа занимающихся выделяют­ся лица, наиболее успешно усваивающие программный материал начальной специализированной подготовки. Уточняются склон­ности, способности, интересы и их устойчивость, отношение к занятиям и другие индивидуальные особенности личности учени­ка. В ходе занятий более глубоко и разносторонне изучаются спортивные способности, взаимосвязи между ними, возможно-' сти компенсации недостаточно развитых способностей за счет бо­лее развитых, за счет дополнительных усилий самого гимнаста и методического мастерства педагога-тренера.

Второй этап предусматривает более детальное изучение юного гимнаста и прогнозирование его возможности справиться с программой углубленной спортивной подготовки, достичь выс­ших спортивных результатов. Наряду с этим выявляются лица, не перспективные в данном виде спорта.

Третий этап отбора направлен на выявление спортсме­нов, достойных включения в сборную команду для участия в ответственных соревнованиях. Это делается на основе обобще­ния результатов углубленного изучения личности гимнаста, его способностей, физической (общей и специальной) подготовлен­ности, наличия технической, тактической, теоретической, пси­хологической готовности достойно защитить спортивную честь города, области, республики, Российской Федерации на сорев­нованиях, вплоть до международных. Большое значение прида­ется психическим и личностным свойствам спортсменов. Обоб­щение всех имеющихся данных о гимнасте позволяет с большой долей объективности предугадывать возможный спортивный ре­зультат каждого члена команды.

При отборе лиц для занятий спортивной гимнастикой в расчет принимаются только объективные данные о наиболее значимых для гимнастики свойствах (способностях) личности и изучаются они объективными методами как в статике, так и в динамике.




©2015 studenchik.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.