Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Составление комплексов упражнений



При подборе упражнений для выполнения в комплексе учиты­ваются возрастные особенности, состояние здоровья и физичес­кая подготовленность занимающихся.

Для детей дошкольного и младшего школьного возраста подбираются простые, образные упражнения. Исполь­зуются основные движения руками, ногами, головой и туловищем. При выполнении поворотов и наклонов руки рекомендуется дер­жать в исходном положении — на пояс, к плечам, за голову, что дает возможность зрительно контролировать основные движения.

В этих возрастных группах силовые упражнения выполняются при фиксированном положении рук и ног, например: прогиба­ние назад, лежа на животе, руки к плечам, ладонями вперед.

Детям дошкольного и младшего школьного возраста нравятся упражнения танцевального характера, бег с различным движени­ем рук, доступные прыжки, основные акробатические элементы. Здесь используются ритмические и народные танцы, пляски, имитирующие движения из различных видов спорта и трудовой деятельности («рубка дров», «стирка» и др.).

При подборе музыки более подходящим является песенный материал, мелодии и ритмы, четко воспринимаемые на слух, танцевальная музыка.

При составлении комплексов упражнений для школьников средней возрастной группы используются всевозможные движения руками, ногами, туловищем, головой и их сочетания.

При подборе танцевальных упражнений, помимо народных танцев, применяются элементы современных и ритмических


танцев, а также упражнения художественной гимнастики, хорео­графии и других нетрадиционных видов гимнастики. Беговые и прыжковые упражнения сочетаются с движениями руками, нога­ми и головой.

Помимо песенного материала используются современные рит­мы, мелодии народных и национальных танцев, музыка герои­ческого характера. Музыкальное сопровождение применяется с четким ритмическим рисунком.

Для старшеклассников комплексы упражнений состав­ляются с учетом их двигательных возможностей. Гимнастические упражнения сочетаются с такими добавочными движениями го­ловой, руками, ногами и туловищем, которые украшают движе­ние в стиле современных бальных или ритмических танцев. Прыж­ковые и беговые упражнения тоже выполняются в танцевальной форме.

При подборе музыкального сопровождения педагог ориенти­руется на современные ритмы, популярные песни, танцевальные мелодии как отечественных, так и зарубежных композиторов.

При составлении комплекса упражнений для школьников лю­бой возрастной группы прежде всего определяют его направлен­ность, например, на развитие двигательных способностей: мы­шечной силы, гибкости, быстроты двигательных действий, коор­динации движений. Через развитие двигательных способностей добиваются повышения функциональных возможностей организ­ма, общей физической подготовленности, развития психических и личностных свойств занимающихся. Специальное внимание уде­ляется танцевальному характеру движений, красоте, грациозно­сти и элегантности их исполнения, воспитанию эстетического чув­ства и нравственных качеств у занимающихся.

Для детей лучше всего составлять комплексы упражнений, об­разующие отдельную композицию. При составлении таких комп­лексов можно придерживаться следующего плана:

1. Определить задачу композиции.

2. Подобрать музыку.

3. Прослушать музыку несколько раз.

4. Определить характер музыкального произведения.

5. Определить структуру музыкального произведения — части, периоды, предложения, такты; обозначить их схематично.

6. Просчитать все части музыкального произведения и нанести счет на его структурную схему.

7. Выделить части музыкального произведения с основной ме­лодией (например, куплеты и припев).

8. Подобрать основные движения для составления упражнения соответственно характеру музыкального произведения и его струк­турным особенностям.

9. Приступить к постановке упражнения под музыку.


 




10. Апробировать составленное упражнение на небольшой группе школьников, внести необходимые поправки. Упражнение можно включить в общий комплекс упражнений, где допускается не­сколько таких композиций.

Другим примером составления комплекса упражнений может служить построение его по частям. Части комплекса состоят из серий упражнений, включающих, в свою очередь, цепочки уп­ражнений. Серии чаще всего различают по внешней форме (в по­ложении стоя; низкие исходные положения: упоры, сидя, лежа; беговая серия; танцевальная серия и др.).

При составлении такого комплекса упражнений необходимо:

1. Составить общую схему комплекса упражнений.

2. Определить число серий, их содержание и задачи.

3. Определить число и направленность упражнений в каждой серии.

4. Подобрать упражнения для каждой серии и приступить к их постановке.

Выделяют подготовительную, основную и заключительную части комплекса упражнений — в соответствии с частями урока. Комплекс упражнений может быть различной продолжительно­сти: от 15 до 20 мин для дошкольников и 45 — 60 мин для более старшего возраста. Продолжительность подготовительной части составляет 5—10% от общего времени занятий, основной — 80 — 85%, заключительной — 5 — 15%.

В подготовительную часть 45-минутного ком­плекса можно включить следующие серии:

1. Серия упражнений в положении стоя, где не требуется боль­шая амплитуда движений:

сгибание и разгибание, приведение и отведение пальцев

рук;

сгибание и разгибание, круговое движение в лучезапястном

суставе;

сгибание и разгибание, круговое движение в локтевом суставе;

поднимание и опускание плеч, выведение их вперед, назад, сгибание и разгибание и круговое движение в плечевых суставах;

наклоны и повороты головы в различных направлениях, кру­говое движение головой;

выведение верхней части туловища вперед-назад, вправо-вле­во, небольшие повороты, сгибание и прогибание туловища;

выведение таза вперед-назад, вправо-влево, повороты, круго­вое движение таза.

Все упражнения этой серии можно выполнить с различными движениями ног: подъемы на носки, полуприседы, выставление ноги на носок и пятку, сгибание ее вперед-назад, а также при движениях на шагах, пружинных движениях ногами, танцевальных шагах.


2. Беговая серия, состоящая из упражнений бегового и прыж­кового характера: бег на месте, в различных направлениях, под­скоки на двух и одной ноге, прыжки с ноги на ногу, шаг с под­скоком и др.

После беговой серии всегда выполняются упражнения в глубо­ком дыхании и на расслабление.

Если позволяет площадка и количество занимающихся рит­мической гимнастикой, серии упражнений подготовительной части урока можно выполнить, передвигаясь в обход за направ­ляющим различными видами ходьбы, бега, прыжков, танцеваль­ных шагов.

Основная часть комплекса упражнений может состоять из пяти серий:

1. Упражнения в положении стоя, выполняемые по большой
амплитуде:

рывковые и круговые движения руками; наклоны, повороты и круговые движения туловищем; полуприседы, приседы и выпады; комбинированные упражнения (из этой серии).

2. Упражнения в низких исходных положениях (упорах, сидя, лежа), в том числе типа шейпинга, направленные на развитие силы различных мышечных групп.

3. Беговые или танцевальные упражнения прыжкового харак­тера.

4. Упражнения для развития подвижности в суставах, эластич­ности мышц типа стретчинга (растягивание мышц и удержание позы в этом положении).

5. Танцевально-беговые упражнения.

В заключительной части комплекса упражнений проводятся:

1. Упражнения в глубоком дыхании и на расслабление.

2. Упражнения для развития плавности, мягкости и волнооб­разного характера движений.

3. Ходьба, танцевальные шаги в спокойном темпе.
Возможны и другие варианты составления комплекса упраж­
нений.

Музыкальное сопровождение к такому комплексу можно по­добрать уже после его составления, но для этого необходимо, чтобы темп и ритм музыки и движений совпадали, новая цепочка дви­жений приходилась бы на новую музыкальную фразу, а серия Упражнений начиналась бы с другой музыкальной темы.

Хорошо изучив схему построения комплекса упражнений, лег­ко импровизировать те или иные цепи упражнений. Способ­ность импровизировать упражнения, сохраняя общую направ­ленность комплекса, — показатель высокой квалификации учи­теля.





©2015 studenchik.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.