Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Общеразвивающие упражнения



К общеразвивающим упражнениям относятся любые технически несложные упражнения, составленные из одиночных или совме­щенных движений головой, туловищем, руками и ногами, вы­полняемые индивидуально или с использованием действий парт­нера, гимнастических снарядов и различных предметов. Они мо-


гут выполняться по различным направлениям, с различной амп­литудой, быстротой, степенью мышечного напряжения и расслаб­ления, резко и плавно, с различным согласованием движений звеньями тела, кратковременно и продолжительно и т.д.

Количество общеразвивающих упражнений огромно. Двигатель­ная структура их разнообразна. Любое из упражнений многофунк­ционально и располагает возможностями избирательного и регла­ментированного воздействия на функции разных органов и сис­тем организма, двигательные и психические способности и др. Аналитический характер многих из этих упражнений удобно ис­пользовать для целенаправленного воздействия на отдельные груп­пы мышц, сердечно-сосудистую, дыхательную, сенсорные систе­мы, психические и личностные свойства занимающихся. Упраж­нения подбираются с учетом возраста, пола, состояния здоро­вья, уровня физической подготовленности обучаемых по педаго­гическому принципу: для развития силы, быстроты, координа­ции движений, гибкости, памяти на движения, свойств внима­ния и др. При подборе упражнений учитываются условия прове­дения урока, его задачи и состав занимающихся (см. гл. 6). Воз­можности упражнений сильно расширяются за счет варьирования способов их выполнения. В силу этого каждое из них становится многофункциональным. Так, например, приседание можно ис­пользовать как отдельное упражнение для воздействия на мышцы ног с целью разминки; при увеличении количества приседаний в активную работу вовлекаются сердечно-сосудистая и дыхательная системы организма, а при предельных количествах повторений — волевые качества человека.

Для целенаправленного применения общеразвивающие упраж­нения можно разделить (классифицировать) на несколько групп.

1. По анатомическому признаку подбора упражнений в зави­симости от работы тех или иных мышечных групп: для рук и пле­чевого пояса; шеи, ног, туловища и всего тела.

2. По признаку подбора упражнений преимущественного воз­действия или работы мышц в определенном режиме: на силу, ра­стягивание (гибкость), скоростно-силового характера, с преиму­щественной быстротой движений, на выносливость и другие дви­гательные способности человека.

3. По признаку методологической значимости упражнений: на координацию движений, осанку, дыхательные упражнения.

4. По признаку использования упражнений: без предмета, с предметами (палка, гантели, набивные и резиновые мячи, ска­калки и др.); на гимнастических снарядах и со снарядами (гимна­стическая стенка, скамейка и др.); на тренажерах.

5. По признаку организации группы. Общеразвивающие упраж­нения, выполняемые одним, вдвоем, втроем, в кругу, в сцепле­нии, в сомкнутых колоннах и шеренгах, в движении.


 




6. По признаку исходных положений, из которых выполняют­ся упражнения: из стоек, приседов, упоров, положения сидя и лежа, висов и др.

Общеразвивающие упражнения могут выполняться с исполь­зованием всех классификационных групп.

Общеразвивающие упражнения вдвоем (в парах) по характеру движений подразделяются на: а) упражнения с отягощением — партнер своим весом или усилием участвует в выполнении уп­ражнения; б) упражнения в сопротивлении — партнеры пооче­редно оказывают уступающее сопротивление друг другу в выпол­нении упражнения; в) упражнения в перетягивании — усилия партнеров направлены в противоположные стороны; г) упражне­ния в сталкивании (на двух или одной ноге, без помощи рук, соприкасаясь одними плечами) — партнеры стараются вытолк­нуть друг друга из ограниченной зоны.

Для выполнения этих упражнений занимающиеся объединяют­ся в пары путем предварительного расчета их на «первый» и «вто­рой», с учетом их роста, массы, физической подготовленности. Задание объясняется сначала первым, а потом вторым номерам.

Упражнения вдвоем, как правило, не требуют специального разучивания. Тем не менее для избежания неточности выполне­ния они нуждаются в четком назывании, показе и кратком объяс­нении смысла и характера действий партнеров.

Упражнения с отягощением и в сопротивлении выполняются дважды: после выполнения упражнения первыми номерами парт­неры меняются местами и заданием. Для того чтобы партнеры получили одинаковую нагрузку, необходимо внимательно следить за количеством повторений.

Упражнения в перетягивании и в сталкивании выполняются с непродолжительным, но максимальным напряжением. Поэтому они чередуются с кратковременным отдыхом, во время которого разбираются ошибки в действиях партнеров или выполняются упражнения на расслабление.

Упражнения с отягощением и в сопротивлении проводятся под счет или музыкальное сопровождение, а упражнения в перетяги­вании и в сталкивании — без музыкального сопровождения, на­чинаются по команде «Упражнение начи-най!» и заканчиваются по команде «Стой!»

Упражнения вдвоем, как правило, применяются в подготови­тельной части урока, хотя с их помощью можно решать и задачи других его частей.

Упражнения на гимнастической стенке способствуют решению задачи всех частей урока. Конструктивные особенности этого сна­ряда при выполнении упражнений позволяют точно фиксировать исходные и конечные положения тела или его отдельных звеньев, а, следовательно, дозировать нагрузку в соответствии с индиви-


дуальными возможностями занимающихся. Упражнения могут выполняться в простых и смешанных висах, в смешанных упорах индивидуально и с партнером, в одну или в несколько смен. При работе в несколько смен в качестве дополнительного вида заня­тий для «отдыхающей» смены могут быть предложены: упражне­ния без предмета, акробатические упражнения, упражнения на гимнастической скамейке, с палками, набивными мячами и др. Причем «отдыхающая» смена свои упражнения должна выпол­нять в том же темпе, что и на стенке.

Для быстрого и организованного перестроения занимающихся вдоль гимнастической стенки подается команда: «Группа, для выполнения упражнений к гимнастической стенке — марш!» (или «шагом — марш!»). По этой команде направляющий располагает­ся против первого пролета лицом к стенке, обозначает шаг на месте, идущий за ним вслед останавливается против второго про­лета и т.д. При выполнении упражнений вдвоем занимающиеся располагаются попарно в затылок друг другу лицом к стенке и обозначают шаг на месте до команды: «Группа — стой!» После объяснения задания первым и вторым номерам подаются коман­ды: «Первые номера, исходное положение при-нять!»; «Вторые номера, занять свои места». Начало упражнения определяется ко­мандой: «Упражнение начи-най!», окончание — «Стой!» После окончания упражнения подается команда: «Сойти со стенки!» По этой команде первые номера сходят со стенки и встают в затылок вторым, которые готовятся занять исходное положение на стенке.

Упражнения на гимнастической стенке применяются в виде комплексов, в которых упражнения в висах чередуются с упраж­нениями в упорах и смешанных висах, чтобы дать отдых мышцам кистей рук и избежать травмы.

Гимнастическая скамейка применяется не только для удобного расположения занимающихся у гимнастического снаряда, но и для выполнения общеразвивающих упражнений, которые можно выполнять у скамейки, на скамейке, со скамейкой. При выполне­нии упражнений у скамейки и на скамейке последняя играет роль небольшого возвышения для увеличения амплитуды движений. В упражнениях со скамейкой она является отягощением и снаря­дом, который можно поднимать и опускать, подбрасывать, пере­брасывать и ловить. При проведении упражнений с использова­нием гимнастической скамейки занимающиеся делятся на груп­пы по 8—12 человек, располагаются по обе ее стороны в шахмат­ном порядке или через одного лицом в разные стороны, чтобы исключить опрокидывание скамейки или ее непредусмотренные движения. При выполнении упражнения со скамейкой занимаю­щиеся располагаются, как правило, по одну сторону от нее.

Упражнения с гимнастическими палками позволяют оказывать разностороннее воздействие на занимающихся. Для составления


 




комплексов упражнении применяются как деревянные, так и же­лезные гимнастические палки. При выполнении упражнения с деревянной палкой легко контролировать точность положений и перемещений ее в пространстве. Применение железных палок по­вышает нагрузочность упражнений и их значение для развития мышечной силы.

При выполнении упражнений с гимнастической палкой при­меняются следующие термины и строевые приемы.

Строевая стойка — палка удерживается вертикально правой рукой так, что ее нижний конец упирается в пол у наружной части правой стопы. Такое положение палки называется «к ноге». При выполнении поворотов и перестроений палка слегка при­поднимается от пола.

Стойка «вольно» в сомкнутом строю. По команде «Вольно!» слег­ка ослабить одну ногу, стоять свободно, положение палки такое же, как при строевой стойке.

Стойка «вольно» в разомкнутом строю. По команде «Вольно!» правую ногу отставить на шаг в сторону, левую руку на пояс, палка в правой руке наклонно, свободный конец касается пола у носка левой ноги.

Гимнастическая стойка принимается в разомкнутом строю при объяснении задания. По команде «Гимнастическую стойку при­нять!» занимающиеся отставляют правую ногу на шаг в сторону, кратчайшим путем переводят палку горизонтально вниз, удержи­вая ее хватом сверху за оба конца. Применяется при объяснении очередного задания учителя.

При передвижениях палка может находиться в положениях «на плечо» или «в руку». Если занимающиеся находятся в строевой стойке, то по команде «На пле-чо!» на счет «раз» правой рукой поднимают палку к левому плечу и обхватывают нижний конец палки большим и указательным пальцами левой руки, остальны­ми поддерживают палку снизу. На счет «два» опускают правую руку. Для перевода в строевую стойку подается команда: «Палку к но-ге!» На счет «раз» взять палку за верхний конец правой рукой, на счет «два» опустить палку в вертикальное положение до каса­ния пола у наружной части правой стопы.

Положение палки «в руку» применяется при передвижениях прыжками или бегом. Палка удерживается вертикально правой согнутой рукой хватом за середину. Принимается это положение по команде: «Палку в руку!»

Выполняя упражнение, палку держат одной или двумя руками всеми существующими в гимнастике хватами: сверху, снизу, од­ной сверху, другой снизу; всевозможными скрестными хватами: обе хватами сверху, обе хватами снизу, одна хватом сверху, дру­гая хватом снизу; обратным хватом; одной сверху или снизу, дру­гой рукой обратным хватом. Перемена хватов производится пере-


хватом кистей, скользящим перехватом, переворотом палки, вкру­чиванием и выкручиванием.

Перемещение палки из одного положения в другое произво­дится: подниманием или опусканием прямыми руками кратчай­шим путем; сгибанием или разгибанием рук; дугообразным или круговым движением двумя руками или отпусканием одного кон­ца палки; переворачиванием на 180° вокруг середины (центра мас­сы) палки; выкручиванием и вкручиванием одной рукой или двумя одновременно, при этом происходит перемена хвата без отпуска­ния палки.

В пространстве палка может занимать горизонтальное, верти­кальное и наклонное положения. Если угол наклона не указыва­ется, то палка располагается под углом 45° к горизонту.

По отношению к телу палка может располагаться симметрич­но и несимметрично (односторонние положения).

Если палка удерживается за один конец, то, называя упражне­ние, указывают направление движения ее свободного конца. Если палка удерживается за оба конца, то в симметричных вертикаль­ных положениях необходимо указать, какая рука сверху. В одно­сторонних положениях к определяемым точкам тела занимающе­гося палка приставляется рукой, противоположной стороне, на которой расположена точка тела, а направление одноименной руки определяет положение палки в пространстве. Например: палка горизонтально к левому плечу, левая рука вперед, или: палка на­клонно к левому плечу, левая рука в сторону-книзу. В приведен­ных примерах палка приставляется к левому плечу (точка тела) правой рукой, а левая рука указывает на положение палки в про­странстве (вперед, в сторону-книзу).

Упражнения с набивным мячом оказывают разностороннее воз­действие на занимающихся. Они доступны и эмоциональны, с их помощью развивают мышечную силу, ловкость, координа­цию движений, глазомер, умение переходить от максимального мышечного напряжения при бросках или толчках мяча к мгно­венному расслаблению при его ловле. В различных движениях руками, ногами, туловищем мяч используется как отягощение, но может использоваться и в качестве опоры. Мяч можно подни­мать и опускать, выполнять с ним маховые движения прямыми или согнутыми руками, перекладывать из руки в руку,' переда­вать его партнеру, подбрасывать, перебрасывать и ловить одной или двумя руками. При ловле навстречу летящему мячу выстав­ляются прямые ненапряженные руки с расставленными пальца-Ми. Как только пальцы почувствуют прикосновение мяча, руки Должны упруго согнуться в локтевых суставах, чтобы ослабить силу летящего мяча. Прижимать мяч к туловищу следует лишь в том случае, когда невозможно удержать его без дополнительной опоры.


 




Начинать выполнение упражнений желательно с мячом мас­сой в 1 — 2 кг, постепенно увеличивая массу мяча в мужских груп­пах до 4 — 5 кг, а в женских — до 3 кг.

При бросках и ловле возможны ушибы мячом или поврежде­ния суставов пальцев, поэтому необходимо следить за дисципли­ной и с первых занятий учить правильно бросать и ловить мяч.

Упражнения с гантелями являются эффективным средством для развития мышечной силы, выносливости к мышечной работе, повышения функциональных возможностей сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Они доступны людям различного возраста и физической подготовленности. Детям и взрослым, имеющим слабую физическую подготовленность, рекомендуется применять гантели весом до 1 кг, молодым здоровым людям — до 2 — 3 кг. В исключительных случаях для людей, обладающих большим соб­ственным весом и хорошей физической подготовленностью, вес гантелей может быть доведен до 5 — 6 кг на каждую руку. Упраж­нения с гантелями проводятся в подготовительной части урока после ходьбы и бега. Для их выполнения группа выстраивается с несколько увеличенным интервалом и дистанцией.

На первых занятиях каждое упражнение проделывается не бо­лее 10—12 раз, в дальнейшем по мере повышения физической подготовленности занимающихся количество повторений увели­чивается до 20 — 30 раз и более. Упражнения с малой амплитудой (сгибание и разгибание рук) выполняются в темпе 50 — 60 раз в минуту, упражнения с большой амплитудой (наклоны туловища по всем направлениям, движения прямыми руками) — 25 — 30 раз в минуту. Все упражнения выполняются по полной амплитуде, в заданном темпе, могут проводиться под музыкальное сопровож­дение, а без него — под счет.

После выполнения каждого упражнения дается отдых (10 — 20 с) или предлагаются упражнения в глубоком дыхании и на расслаб­ление. Во время пауз для отдыха гантели кладутся на пол кресто­образно одна на другую, чтобы не раскатывались.

Общеразвивающие упражнения с предметами располагают боль­шими возможностями в развитии мышечной силы, координации движений и ручной ловкости, что играет первостепенную роль в овладении спортивными, профессиональными и бытовыми дви­гательными навыками.

Прикладные упражнения

Вгруппу прикладных упражнений входят ходьба и бег, упраж­нения в равновесии, лазание и перелезание, упражнения в мета­нии и ловле, поднимании и переноске груза, переползании, пре­одолении препятствий и простые прыжки. Их прикладной харак­тер заключается в том, что многие из них находят применение в


повседневной жизни, в спортивной, профессиональной и воен­ной деятельности. С их помощью можно развивать силу, быстро­ту, выносливость, ловкость, координацию движений, внимание, память на движения, волю и др. Они применяются главным обра­зом в основной и прикладных видах гимнастики. Простота обору­дования, возможность выполнять прикладные упражнения в ес­тественных условиях с использованием особенностей рельефа местности ставит их на одно из ведущих мест в общей системе средств гимнастики.

Ходьба — сложное по координации движений упражнение, вовлекающее в работу не только мышцы ног, но и большое коли­чество мышц туловища, плечевого пояса и рук.

На уроках гимнастики применяются следующие виды ходьбы:

а) обычным (походным) и строевым шагом; б) на носках, пятках, наружных и внутренних сводах стопы; в) перекатом с пятки на носок и наоборот; г) приставными, скрестными шага­ми; д) в приседе, полуприседе, высоко поднимая колено согну­той ноги; е) выпадами,

Необходимо научить занимающихся правильно и экономно ходить походным шагом, без вертикальных и боковых колебаний. Ходьба на слегка согнутых ногах устраняет вертикальные колеба­ния, а хороший полный свободный мах руками от плеча умень­шает боковые колебания во время ходьбы.

Бег — более динамичное упражнение, его влияние на сердеч­но-сосудистую и дыхательную системы гораздо значительнее, чем при ходьбе. В уроках гимнастики применяются следующие виды бега: обычный бег, бег с высоким подниманием колена, бег с захлестыванием голени назад, бег с подниманием прямых ног вперед, в сторону и назад, бег скрестным шагом вперед и в сто­рону и др.

При обучении ходьбе и бегу внимание обращается на правиль­ную постановку стоп: при ходьбе стопы слегка развернуты нару­жу, а при беге они ставятся более параллельно, чтобы в отталки­вании участвовали мышцы всех пальцев стопы.

Упражнения в равновесии имеют большое прикладное значение. С необходимостью сохранять равновесие человек постоянно стал­кивается в повседневной жизни. Удержание равновесия осуществ­ляется рефлекторно за счет согласованной работы сенсорных си­стем. Их функциональные возможности могут быть развиты с по­мощью специальных упражнений в равновесии, выполняемых на месте и в движении.

К упражнениям на месте относятся: все виды стоек от обыч­ной на двух ногах до самой необычной на одном колене; поворо­ты, наклоны, приседания с различными положениями рук и го­ловы, с открытыми или закрытыми глазами; переходы из высо­кого положения в более низкое, в положение лежа и наоборот.


 




К упражнениям в движении относятся: все разновидности ходь­бы и бега, танцевальных шагов с различными движениями рука­ми, головой и туловищем, с остановками, поворотами, наклона­ми, преодолением препятствий, подбрасыванием и ловлей пред­метов и т. п. В качестве препятствий могут служить различные пред­меты, набивные мячи, обручи, гимнастические палки, булавы, скакалки и др. Способами преодоления препятствий могут быть пе­решагивания, перепрыгивания, переползания и пролезания и т. п.

Наиболее ценным в прикладном отношении является расхож­дение вдвоем на узкой площади опоры (рис. 142, а, б). Существу­ют два способа расхождения: а) один из занимающихся прини­мает упор присев или ложится на живот поперек бревна или иной повышенной опоры, а другой перешагивает через него; б) захва­том за плечи — встречаясь, партнеры обхватывают плечи друг друга, выставляют вперед одноименные ноги до касания пятками и по команде одного, поднимаясь на носки и поддерживая друг друга, выполняют поворот кругом, после чего расходятся, рас­цепляя захват и делая по шагу назад.

Всем упражнениям в равновесии обучают на полу, применяя целостный метод, а потом на повышенной и ограниченной по ширине опоре. Усложнение упражнений достигается путем изме­нения ширины, площади опоры и высоты снаряда, скорости вы­полнения, введения дополнительных заданий во время передви­жения.

Упражнения в лазании представляют собой передвижение по гимнастическому снаряду в простых или смешанных висах и упо­рах. Они являются эффективным средством для развития силы мышц рук и плечевого пояса, выносливости к мышечным напря­жениям, ловкости и координации движений; с их помощью вос­питывают смелость, настойчивость, дисциплинированность и другие личностные свойства. Для лазания можно использовать по-


чти все гимнастические снаряды, но наиболее удобными являют­ся гимнастическая стенка и скамейка, канат, шест, деревянная и веревочная лестницы.

Лазание на одних руках (простой вис) наиболее нагрузочно, особенно трудно лазать в простом висе по вертикальному канату или шесту. При лазании по ним значительно затруднено дыхание вследствие сильного стягивания плеч вперед, фиксированной груд- • ной клетки, растягивания и напряжения мышц брюшного пресса.

Упражнения в лазании классифицируются следующим обра­зом:

а) лазание в смешанных висах или упорах; б) лазание в про­стых висах или упорах; в) лазание с остановками (завязывания на канате); г) лазание с грузом или партнером на плечах, групповое лазание; д) перелезания. Лазание выполняется в вертикальном, горизонтальном и наклонном направлениях.

На гимнастической стенке лазание можно выполнять одноимен­ным и разноименным способами, одновременными и поочеред­ными перехватами и переступаниями, прыжками, с поворотами, спиной и лицом к стенке, с использованием размахивания телом в стороны для выполнения перехватов руками.

На гимнастической скамейке лазание выполняется в приседе, в упоре присев, в упоре стоя согнувшись, в упоре стоя на коле­нях, с опорой на предплечья, в упоре лежа, в положении лежа лицом или спиной к скамейке и др. Усложнение лазания достига­ется за счет изменения направления передвижения и угла накло­на скамейки.

По канату (шесту) лазают в три или два приема.

Лазание в три приема начинается из виса стоя хватом прямыми руками повыше над головой. Первый прием: сгибая ноги вперед, захватить ими канат и прийти в вис присев. Второй прием: разги­бая ноги вперед и подтягиваясь на руках, прийти в вис стоя на согнутых руках. Третий прием: поочередно перехватить руки, прий­ти в вис стоя (рис. 143).

Лазание в два приема начинается из виса стоя хватом прямой рукой над головой, другой — согнутой на уровне подбородка или груди. Первый прием: сгибая ноги вперед, захватить ими канат и прийти в вис присев. Второй прием: разгибая ноги вперед и под­тягиваясь на прямой руке, одновременно перехватить согнутую руку возможно выше (рис. 144).

В обоих видах лазания при слезании движения выполняются в обратном порядке.

Изучать оба способа рекомендуется с овладения техникой зах­вата каната (шеста) ногами. Для обучения захвату используют гим­настическую палку или какое-нибудь возвышение (конь, козел для прыжков), поставленное около висящего каната: сидя на воз­вышении, занимающиеся захватывают канат или шест ногами.







 


 


Существуют три способа захвата: а) скрестный захват — канат зажимается подъемом одной стопы и пяткой другой; б) захват петлей — канат располагают снаружи одной ноги, подъемом дру­гой прижимают к подошве (иногда этот способ называют насту-панием); в) захват внутренними сводами стоп.

Технику лазания в три и в два приема рекомендуется изучать на гимнастической стенке или на комбинированном снаряде: ру­ками держатся за канат, а ногами опираются на стенку.

Лазание в простом висе можно выполнять по канату или шесту, подвешенному за оба конца горизонтально или наклонно, по на­клонной лестнице. При лазании на одних руках перехваты выпол­няются согнутыми руками. При лазании по канату с остановками существуют три способа завязывания: стоя, петлей и восьмеркой.

Завязывание стоя: на высоте 2 — 3 м повиснуть на прямых ру­ках, расположив канат с какой-нибудь стороны, обычно со сто­роны руки, которая выполняет захват каната выше. После этого круговым движением ноги вперед и наружу обвить канат вокруг нее и плотно прижать к ступне подъемом другой ноги, перехва­тить одноименную руку в хват на уровне пояса и завести канат за другую руку; можно отпустить канат и дать отдых рукам (рис. 145).

Завязывание петлей: повиснув на прямых руках, поднять ноги вперед и, зажав канат бедрами, опустить одну руку и взять ею канат внизу, соединив его с канатом на уровне подбородка, от­пустить другую руку для отдыха. Можно выполнять завязывание петлей, проведя канат под обе ноги (рис. 146).

Завязывание восьмеркой: повиснув на прямых руках, поднять ноги вперед и зажать ими канат, освободив одну руку, взять ею канат снизу и, перекинув его через бедро, опустить вниз, пере­хватить руки и взять канат снизу другой рукой, перекинуть его через бедро другой ноги и опустить вниз между ногами. Сидя в петлях на бедрах, одну руку можно опустить (рис. 147).


Способы завязывания изучают целостным методом, в качестве подводящих упражнений применяются завязывания в висе стоя или в висе на возвышении.


Лазание с грузом или партнером проводится с группами уча­щихся, имеющих хорошую физическую подготовленность. Этот вид лазания применяется на гимнастической стенке, канате, ше­сте и лестнице в вертикальном и наклонном положениях. Лазание сочетается с переноской груза (или товарища) и с перелезанием. В качестве груза могут быть любые предметы, уложенные в рюк­зак. При переноске товарища (по наклонному снаряду) партнер сидит на спине или на плечах, обхватив спину носками ног. Оба держатся руками за снаряд: канат, шест, стенку или лестницу, причем верхний слегка подтягивается на руках, облегчая работу нижнему. Одновременность выполнения приемов лазания дости­гается командами нижнего партнера (рис. 148 — 150).


Упражнения в перелезании и в преодолении препятствий широко применяются со всеми возрастными группами. Преодолевать пре­пятствия можно различными способами: прыжками, перелезани-ем, подлезанием и пролезанием. Все они с успехом применяются при проведении подвижных игр и эстафет. Прыжками преодоле­вают невысокие преграды. Подлезают под гимнастические снаря­ды: конь, козел для прыжков, под гимнастическую скамейку, поднятую над полом, и др. Пролезают в обруч или между рейками гимнастической лестницы, поставленной горизонтально или на­клонно. Перелезание выполняется в висе, из виса в упор и обрат­но. Перелезают через забор высотой 1,5 — 3 м.

Существует несколько способов преодоления таких препятствий: а) наступанием — учащиеся с разбега, оттолкнувшись одной но­гой, другой наступают на препятствие и спрыгивают на противо­положную сторону; б) опорой на грудь — навалившись телом на забор и держась руками, одной за верхний край, другой как мож­но ниже на другой стороне забора, ноги и тело перекидывают на противоположную сторону забора; в) зацепом — взявшись рука­ми за верхний край забора, зацепиться ногой, выйти в упор и соскочить на другую сторону; г) силой — подтянувшись на руках повыше, рывком поставить одну руку в упор, потом другую, вый­ти в упор и соскочить на другую сторону; д) с помощью — с по­мощью партнера достать верхний край забора, далее применять любой из вышеперечисленных способов, кроме наступания.

Упражнения в метании и ловле способствуют развитию силы, быстроты, ловкости, координации движений, глазомера и других двигательных способностей. Метание предмета значительно легче по координации, чем ловля. При ловле в короткий момент време­ни необходимо определить направление и скорость летящего пред­мета, его объем и массу, особенности полета (планирование (па­дающий лист), вращение или переворачивание) и в зависимости от этого выбрать способ.

Большое значение упражнениям в метании и ловле придавал П.Ф.Лесгафт. Он создал «школу мяча», в которой расположил упражнения следующим образом:

1. Бросить мяч в пол и поймать;

2. Бросить мяч вверх и поймать;

3. Бросить мяч вверх, дать упасть на пол и поймать;

4. Бросить мяч в стену, дать упасть на пол и поймать;

5. Бросить мяч в стену и поймать его, не дав упасть на пол;

6. Бросить мяч под углом в пол, дать ему удариться в стену, отскочить, упасть на пол, после чего поймать его;

7. То же, но поймать мяч, не давая ему упасть на пол;

8. Встать спиной вплотную к стене, бросить мяч в стену над головой, дать ему удариться о пол и затем поймать его;

9. То же, но поймать мяч, не давая ему упасть на пол;


 

10. Стоя спиной к стене (на небольшом расстоянии) бросить мяч назад-вверх в стену, дать ему упасть на пол и с поворотом лицом к стене поймать мяч, когда он отскочит от пола;

11. То же, но не давая ему упасть на пол;

12. Поймать правой рукой мяч, брошенный под левую руку, опирающуюся о стену;

13. То же левой рукой под правую;

14. Поймать мяч, брошенный из-под ноги, опирающейся о стену;

15. То же, но нога поднята без опоры.

Данные упражнения можно усложнить, изменяя условия лов­ли, вводя дополнительные движения телом или руками, выпол­няя упражнения вдвоем, изменяя темп и т.д.

Упражнения в метании и ловле классифицируются на метание на дальность, метание в цель и по движущемуся предмету, под­брасывание и ловлю, перебрасывание, жонглирование.

На дальность на уроках гимнастики метают очень редко, так как это вид легкой атлетики.

Метание в цель применяется чаще, особенно в младших клас­сах. В качестве цели используются набивные мячи, булавы, кегли, обручи, различные мишени, нарисованные на стенах или специ­альных щитах.

Большое значение имеет метание по движущейся или внезапно появляющейся цели. Для этого необходимы два щита, за которыми могли бы расположиться учащиеся. Они перекатывают, перебра­сывают или выставляют на время предметы. Остальные ученики малыми мячами должны в них попасть. Усложнение происходит за счет скорости передвижения появляющихся предметов, их разме­ров и длительности их пребывания в поле зрения занимающихся.

Подбрасывание и ловля выполняются с мячами (малыми, средни­ми, большими, набивными), гимнастическими палками, обруча­ми и др. Наиболее характерными упражнениями в подбрасывании и ловле мячей являются броски снизу, из-за головы, от груди, под рукой, под ногой, от плеча, из-за спины одной и двумя руками, через голову, стоя спиной к направлению метания, между ногами наклоном вперед, зажав мяч стопами ног в различных исходных положениях и др. Подбрасывание и ловлю гимнастических палок и обручей можно выполнять одной и двумя руками, различными хватами, в различных плоскостях, с вращением и без вращения.

Перебрасывание и ловля выполняются с малыми и большими резиновыми мячами, набивными мячами, обручами, гимнасти­ческими палками, скакалками и др. Перебрасывание можно про­изводить двумя руками и одной, ногами, зажимая мяч между сто­пами, в положении лежа и сидя.

Жонглирование — наиболее трудный вид метания и ловли. Оно осуществляется индивидуально и с партнером двумя и более пред-Метами.


 




Обучать метанию и ловле следует как правой, так и левой ру­кой. Усложнять упражнения можно путем: а) изменения массы, объема, формы предметов; б) увеличения количества одновре­менно бросаемых предметов; в) метания и ловли одной рукой; г) изменения исходных положений (сидя, лежа и др.); д) совме­щения метания и ловли с другими действиями, движениями ру­ками, ногами, кувырками, упражнениями в равновесии.

Упражнения в поднимании и переноске груза выполняются с раз­личными предметами и с самими занимающимися. С помощью этих упражнений развивают силу, выносливость к мышечным напряжениям, координацию движений, ловкость, находчивость, умение экономно расходовать свои силы, общительность и др.

В качестве упражнений применяются:

1. Передача набивных мячей: а) в шеренге, принимая мяч и передавая его дальше; б) в колонне, передавая мяч сбоку, над головой или под ногами в стойке ноги врозь.

2. Переноска набивных мячей: а) в руках перед собой; б) сбо­ку, удерживая мяч одной рукой; в) над головой и на голове (с по­мощью и без помощи рук).

3. Переноска гимнастических снарядов: а) гимнастических ма­тов вчетвером и вдвоем, удерживая за ручки, расположенные на одной диагонали; б) гимнастических скамеек вдвоем, взяв ска­мейку за концы; одним гимнастом, удерживая скамейку за сере­дину, над головой двумя руками или одной сбоку, под рукой; гимнастического козла одним (рис. 151) или вдвоем, удерживая козла за ножки (рис. 152); брусья переносятся группой под руко­водством старшего.

Упражнения с занимающимися могут быть в виде переноски одного партнера двумя и одного одним. Способами переноски являются следующие:

1. Переноска сидящего на руках: двое становятся рядом лицом по направлению движения, берутся за запястья ближайших рук. Третий садится на сцепленные руки и держится за шеи или плечи партнеров (рис. 153).


 

2. Переноска сидящего на руках с опорой спиной («в кресле»): переносящие встают на одно колено позади переносимого и со­единяют за запястья руки, удаленные от него, а ближайшие к нему руки кладут друг другу на плечи. Переносимый садится на сцепленные партнерами руки, спиной опирается на руки, поло­женные на плечи, а своими руками держится за шеи перенося­щих (рис. 154).

3. Переноска с поддержкой под руки и колени: переносящие, располагаясь в затылок друг другу, берут переносимого один под руки, другой под колени (рис. 155).

4. Переноска сидящего на взаимно сцепленных руках («на ска­мейке»): переносящие встают лицом друг к другу и, взяв одной рукой запястье другой хватом сверху, свободной рукой берутся хватом сверху за свободное запястье партнера (рис. 156). Перено­симый садится на руки партнерам и держится за их плечи.

5. Переноска с поддержкой под ноги и спину: переносящие встают с одной стороны лежащего на спине товарища и, опус­тившись на одно колено, берут его один под ноги, другой под спину и поднимают. Переносимый обхватывает руками шею пе­реносящего, стоящего ближе (рис. 157). Этим способом можно переносить товарища втроем и вчетвером. В последнем случае пе­реносящие становятся лицом друг к другу и, подведя руки под лежащего, берут друг друга за запястья и поднимают товарища, который обхватывает за шеи переносящих, стоящих ближе к его рукам.

Переносить одного двумя и большим количеством занимаю­щихся можно с помощью различных предметов: на палках, плащ-палатках и др. Переноска одного одним может осуществляться сле­дующими способами:

1. Переноска сидящего верхом на спине: переносимый стано­вится за спиной переносящего и обхватывает его за плечи; пере­носящий, слегка приседая и наклоняясь вперед, обхватывает ноги переносимого повыше колен (под бедра) и, выпрямляясь, начи­нает движение (рис. 158).


 









 


 




 

2. Переноска на плечах: переносимый встает в стойку ноги врозь спиной к товарищу, переносящий становится на одно колено, наклоняется вперед и сажает переносимого на плечи. Переноси­мый обхватывает носками ног спину переносящего, который под­нимается с колена и начинает движение; переносимый держится руками за голову товарища (рис. 159).

3. Переноска с поддержкой двумя руками: переносимый лежит на спине, переносящий становится на одно колено или приседа­ет, подсовывая одну руку под спину, другую под колени перено­симого, который обхватывает товарища за шею. Переносящий вста­ет и начинает движение (рис. 160).

4. Переноска с поддержкой одной рукой: переносимый лежит лицом вниз, а товарищ, стоя боком к нему, наклоняется, подни­мает его, обхватывая одной рукой под живот, и начинает движе­ние, прижимая переносимого к себе (рис. 161).

5. Переноска лежащего на одном плече: переносящий берет
партнера за правое запястье левой рукой, а правой рукой обхва­
тывает его ноги под коленями. Наклоняясь вперед, переносящий
кладет товарища животом за свое правое плечо, выпрямляется и
захватывает правой рукой правое запястье переносимого, осво­
бождая левую руку (рис. 162).


Упражнения в поднимании и переноске груза тяжелы для вы­полнения, поэтому следует внимательно относиться к подбору веса переносимого груза, изменению скорости передвижения и расстояния. В качестве подготовительных можно предлагать упраж­нения с набивными мячами увеличенного веса. Перенося груз сбо­ку, необходимо чередовать стороны, чтобы не искривить позво­ночник. Переноска оптимального веса является ценным упражне­нием для формирования красивой осанки, а переноска груза сбо­ку и на плече может служить корригирующим упражнением для исправления дефектов в осанке.

Упражнения в переползании служат хорошим средством для раз­вития быстроты, ловкости, силы, выносливости.

Основными упражнениями являются: а) переползание в упоре стоя согнувшись ноги врозь (опора на кисти рук и стопы ног); б) переползание в упоре стоя на коленях (опора на кисти рук, колени, голени и стопы ног); в) переползание в упоре стоя на коленях с опорой на предплечья (рис. 163); г) переползание на боку (опора на предплечье и кисть другой руки, одноименная нога опирается бедром, голенью и стопой, лежащими на полу, другая согнута, опирается стопой, колено развернуто кверху) (рис. 164); д) переползание по-пластунски (лежа на груди, опора на разведенные ноги врозь, одна прямая, другая согнута, и кисти и предплечья согнутых рук, локти в стороны) (рис. 165); е) пере­ползание по-пластунски при помощи обеих рук и одной ноги или одной руки и обеих ног; ж) переползание с партнером на спине. При этом партнер оказывает посильную помощь (рис. 166); з) пе­реползание с грузом. Упражнения в переползании разучивают на матах, ковре или акробатической дорожке. Эти упражнения целе­сообразно включать в полосы препятствий и в подвижные игры типа эстафет.


 




Простые прыжки. К ним относятся прыжки на месте, в высо­ту, в длину, в глубину, с подкидного мостика, в «окно», через короткую и длинную скакалку. Каждый из них может состоять из разбега, толчка одной или обеими ногами, полета и призем­ления.

Прыжки на месте выполняются на одной или обеих ногах. Ус­ложняются за счет различных движений другими звеньями тела, поворотами, высотой, темпом и количеством подскоков.

Прыжки в высоту выполняются на месте, с прямого и косого разбега, толчком одной и обеими ногами от пола, обычного или пружинного мостика. С прямого разбега выполняются прыжки со­гнув ноги, согнувшись, с косого — способом перешагивания. Длина разбега зависит от характера прыжка и индивидуальных особен­ностей занимающегося. Разновидностью прыжков в высоту явля­ется «гимнастический прыжок». Поза в полете над планкой строго регламентирована, т.е. угол между ногами и туловищем должен быть прямой, а ноги строго параллельны полу. Во всем остальном этот прыжок идентичен прыжку «углом в окно». Эти прыжки можно выполнять групповым способом.

Прыжки в длину выполняются с места и с разбега, толчком одной и обеих ног, от пола, жесткого и подкидного мостика, усложняются поворотами, движениями рук, указанием места при­земления или длины прыжка (в полную силу, в пол силы и др"). Разновидностью являются прыжки далеко-высокие. Они выпол­няются с разбега через препятствия разной высоты, например: натягиваются две веревки — ближняя к началу разбега на высоте 80 см, а дальняя — на расстоянии 1,5 м от первой на высоте 40 см.

Для прыжков в глубину используют гимнастическую скамей­ку, стенку, бревно, козла, коня, наклонную и горизонтальную лестницы, стопку матов и другие снаряды и приспособления. Прыжки выполняются из приседа, из разных видов стоек и дру­гих исходных положений, толчком одной и обеими ногами, со­гнув ноги, прогнувшись и согнувшись, ноги вместе и ноги врозь, с броском и ловлей мяча, с приземлением в заданную площадь. Усложнение прыжков достигается за счет увеличения высоты сна­ряда, выполнения переворотов, движений руками в фазе полета, удаления места приземления и ограничения его площади. Прыж­ки в глубину подбираются в зависимости от решаемой педагоги­ческой задачи. При всех вариантах их проведения обеспечивается точное и безопасное приземление. Сложность прыжка должна со­ответствовать уровню подготовленности занимающихся.

Прыжки с подкидного (пружинного) мостика выполняются с места и с разбега. С их помощью может отрабатываться фаза (поза) полета и приземления. Они выполняются с различными положе­ниями и движениями рук, ног и головы, с поворотами и про­стейшими акробатическими упражнениями.


Прыжки в «окно» выполняются в пространство, ограниченное по бокам стойками, а сверху и снизу веревками, расположенны­ми на разной высоте. «Окно» может устанавливаться на разном расстоянии от места отталкивания. Способами выполнения могут быть: согнув ноги, согнувшись, кувырком вперед и др. Сложность прыжка повышается за счет уменьшения расстояния между ве­ревками и стойками — «окна» — и изменения способов призем­ления.

Прыжки через короткую и длинную скакалку — пробегание, перепрыгивание, прыжки группой с поочередным вбеганием и выбеганием и т.д.




©2015 studenchik.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.