Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Физиологические особенности мембранного пения



Вследствие экспериментов со звукоизвлечением при помощи мембраны, а не гортани, автор обнаружил, что мембрана представляет собой как бы подобие клавиатуры[2] объёмом приблизительно в две с половиной октавы (у каждого певца индивидуально). Самые низкие звуки образуются в больших бронхиальных трубках, а самые высокие — в самой верхней части трахеи — у самой гортани.

Чтобы научиться петь, нужно овладеть этой «клавиатурой» и научиться на ней «играть». Для начала следует освоить простые навыки вибрировать мембраной, подавая на неё небольшое количество дыхания. Положите ладонь на грудь. Интонировать (гудеть, петь закрытым ртом) вибрируя мембраной, следует начать с больших бронхов, достаточно тихим звуком. Это будут самые низкие звуки вашего голоса. Пропойте гамму тихо (объём — октава), потом — полторы. (Желательно продлить пение гаммы, не форсируя дыхания, до самых верхних нот вашего диапазона.) По мере повышения тона (звуков гаммы) вибрация мембраны будет перемещаться снизу вверх. Сконцентрировав на этом своё внимание, вы и сами легко в этом убедитесь. Следите за мембраной: как она вибрирует в самом низу — в больших бронхах, внизу и в середине трахеи и в самом верху трахеи — у самой гортани. Здесь «берутся» самые высокие звуки вашего голоса. Как правило, у тех, кто петь не научен, они звучат напряжённо, крикливо.

При пении верхних нот гортань активно поднимается вверх. Такие эксперименты с верхними нотами очень опасны для гортани и голосовых связок. Потому подобными упражнениями впредь мы вам заниматься не рекомендуем. Однако провели этот эксперимент мы для того, чтобы вы смогли почувствовать «клавиатуру» своего голоса и впоследствии научились сознательно вибрировать мембраной в каждый момент пения. В этом, собственно, и состоит техника мембранного пения. Вибрируя мембраной сознательно, вы со временем станете управлять звукообразованием осознанно, а не «как получится». То есть — извлекать при помощи мембраны певческие эстетичные звуки на протяжении всего вашего диапазона — снизу доверху.

Овладение свободным звукоизвлечением посредством мягкой!! атаки (не нажимая на мембрану излишним дыханием) следует начать со среднего регистра вашей певческой гаммы. То есть — с нот, которые можно (и нужно) пропеть не напрягаясь: не зажимая мышц, не «запирая» дыхания, не «задействуя» (не привлекая) гортань. Гортань и голосовые связки нужно как быобходить, не включать в процесс звукообразования. Они будут и так выполнять свои функции рефлекторно. А вот мембрану вы обязаны задействовать сознательно, концентрируя на этом всё своё внимание.

Следует указать, что подобная методика, вероятно, описывается впервые, однако, в конечном результате, она ощутимо надёжнее традиционных методик. Мы не отрицаем достижений традиционных методик, добивающихся выдающихся результатов. Талантливый педагог может обучить одарённого студента и без знаний о мембране. Однако методика мембранного пения корректирует и активизирует классические методики, и просто быстрее и надёжнее — практика показала — приводит к желаемым результатам.

Хорошо известно: самое простое физическое действие обусловлено психически. Человеческая психика управляет не только физическими движениями организма (тела), но и работой подсознания, интеллекта, воли. Мы обладаем автономной энергией, достаточной и способной обеспечить все виды жизнедеятельности организма человека. Мы способны, а, следовательно, можем (и должны) научиться, управлять энергией, направлять эту энергию на любой участок или орган тела. Управляя энергией собственного организма, мы можем научиться сознательно, в нужном нам режиме, вибрировать мембраной, «производить» вокально-эстетические звуки разной высоты, тембра и силы. Вопрос состоит в том, как направить энергию на вибрацию мембраны, чтобы получить свободный звук любой необходимой громкости в любой тесситуре.

Пение — не упрощённая физическая или механическая система, это система акустическая. Тут нужна тонкая регуляция: никакого излишнего напряжения внешней и внутренней мускулатуры, системы дыхания. Минимальный вдох и максимальный резонанс.

Психика — наш главный инструмент управления физической и психической деятельности. Умение «программировать» и управлять нашими действиями способствует реализации наших художественных устремлений путём саморегуляции своей энергии, проникновения в тончайшие внутренние процессы искусства пения.

 


Пение и чувства

Любое обучение предполагает использование наших чувств: слуха, зрения, обоняния, тактильной, вибрационной чувствительности и мышечного чувства. Эти органы чувств обеспечивают поступление информации внешнего мира в центральную нервную систему.

В педагогике хорошо известно, что обучение идёт успешно, если мы задействуем в обучение все органы чувств. В обучении пению традиционно используется наш слух. Через слух мы воспринимаем все виды звуковой информации, в том числе своё пение и пение других людей. Благодаря слуху мы можем воспринимать и регулировать своё собственное пение. Это называется «обратной связью». Благодаря обратной связи мозг-мышцы, мышцы-мозг, мы можем анализировать и регулировать своё пение. Обратная связь мозг-мышцы и обратная акустическая связь поставляют нам сведения о характере собственного звука (его громкость, высоту, тембр, длительность и т.д.) У нас есть возможность корректировать все неполадки в собственном звуковедении благодаря слуховому контролю. Поэтому так важно записывать на магнитофон собственное пение на уроках, а позже – по записи анализировать свои удачи и неудачи.

Следующим важнейшим каналом обратной связи является мышечное чувство, которое контролирует работу мышечной системы певца. Благодаря этому мышечному чувству, опытный певец знает заранее, как ему организовать всю мышечную систему, участвующую в пении, чтобы получить тот звук, который ему нужен в каждый конкретный момент.

Мария Каллас, отвечая на вопросы корреспондента Нью-Йорк Таймс, сказала: «Я знаю место каждой звучащей ноты в моём инструменте-голосе от нижних до верхних нот на всём диапазоне.»

Через это мышечное чувство педагог может управлять деятельностью голосового аппарата ученика. Педагог даёт команды ученику, такие как «петь свободно», «не сжимать горло», «расслабить челюсть», «не форсировать дыхание», «не петь голосовыми связками», «следить за диафрагмальным дыханием», «как расположить язык», «как открыть рот», «как вибрировать мембраной» и т.д.

Итак, имея на вооружении обратную связь, слух и мышечное чувство, мы способны регулировать своё собственное звукообразование.

Далее нашими помощниками являются вибрационный и зрительный анализаторы. При пении мы хорошо ощущаем разные вибрации, и это очень облегчает пение, особенно когда мы чувствуем вибрации грудного и головного резонаторов. Ощущая эти вибрации, певец убеждается в правильности своего звукообразования (пения). Правда, правильное отзвучивание резонаторов может потребовать от студента достаточно длительного обучения. Следствием овладения таким вибрационным эффектом будет лёгкость и управляемость голоса при минимальных физических усилиях. Обратная вибрационная связь помогает певцу регулировать интенсивность звука, длительность и тембровые особенности голоса. Таким образом, формируется условно-рефлекторная связь между вибрационными, слуховыми и мышечно-двигательными анализаторами.

Большое количество виброрецепторов в придаточных пазухах носа, трахей и бронхов порождает сильный стимулирующий звуковой эффект у певца. Поэтому поиск и поддержание резонирующего звука в резонаторной системе певца являются важным средством контроля и ориентации при пении. Из всего сказанного можно сделать вывод, что для начинающего певца очень важно понять и оценить значение вибрационных анализаторов, как важного средства управления и настройки резонанса.

Педагог должен помочь студенту развить и укрепить понимание и практическое умение создавать вибрационные ощущения в резонаторах и управлять собственными вибрациями при настройке голоса в резонанс. Поскольку вибрационные ощущения в резонаторах могут возникать только при правильной вокальной позиции, на них и нужно ориентироваться.

Следует отметить, что при помощи зрения, мы тоже можем контролировать вокальное обучение и улучшать качество пения. Наблюдая частотные параметры звука с помощью электронных приборов, певец может быстрее научиться петь правильно, улучшить тембр голоса, научиться контролировать обертона, в частности, увеличить звонкость высокой певческой форманты, которая придаёт голосу блеск и полётность.

При помощи зрительного контроля за показаниями электронных приборов, можно улучшить качество и ровность гласных, следить за характером дыхательных движений, положением гортани.

Можно утвердительно сказать, что все анализаторы, принимающие участие в пении, обеспечивают певцу большую помощь в развитии и воспитании голоса.

Вокально-речевые анализаторы помогают регулировать управление не только собственным голосом, но и воспринимать качество звука чужого голоса и музыки в целом. Постепенно с певческой практикой у певца развивается вокальный слух, который помогает ему управлять голосом и одновременно контролировать качество пения. Хорошо сложившиеся условно-рефлекторные вокальные связи и будут обозначать «вокальный слух».

Хороший вокальный слух педагога может мгновенно определить с большой точностью, какая группа мышц формирует данный звук.

Важнейшим вопросом для нас и для всей вокальной педагогики в целом является поиск эффективных педагогических приёмов в обучении пению, как эмпирических, так и на основе достижений современной науки.

Сегодня мы не можем с уверенностью сказать, что все современные методики дают высокие результаты в обучении пению. Поэтому мы берём на себя смелость поделиться с вами своими наработками и опытом воспитания певческого голоса.

 





©2015 studenchik.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.