Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Позиционные (живые, фонетические)



Отличия:

I. причина возникновения

Исторические чередования возникают из-за истории языка (необъяснимы с синхронической точки зрения), а позиционные возникают из-за действия фонетических законов.

NB!: в момент своего возникновения любое чередование позиционно

II. на письме

Исторические чередования отражаются на письме (творчество – тварь), а позиционные нет из-за морфологического принципа орфографии.

Кроме i//ы *играть-сыграть

III. позиция альтернантов

Историческое: все в сильной позиции; слева – альтернант исторически первичный.

Позиционные: альтернанты находятся в разных по силе позициях; на первом месте – альтернант сильной позиции.

IV. произношение

Для исторических чередований функция отражения произношения вторична, там важна грамматическая функция; а для позиционных чередований произношение первично, но тут тоже есть морфологическая (грамматическая) функция.

V. нахождение

Исторические чередования находятся по большей части в системе глаголов *бегу-бежишь; позиционные чередования – в системе именного словоизменения *рука-руке.

VI.Позиционные чередования очень немногочисленны и строго регулярны, так как исчислимо число фонетических законов

Все чередования гласных:

Аканье: o//a (вода-воды)

Иканье: e//i (леса-леса); a//i (час – часы); o//i (нес-несу)

Ыканье: e//ы (цех-цеха); o//ы (жены – жена)

Комбинации: i//ы (играть-сыграть)

 

Все чередования согласных:

Позиция звонкость – глухость

Зв//гл *сказать-сказка

Гл//зв *просить-просьба

Позиция твердость – мягкость

Тв//мяг *рука-руке

Мяг//тв *степь-степной (на самом деле они не позиционные)

По месту и способу образования

*Воза-возчик

Чередование с нулем

*Опоздать - поздно

40. Позиционные и исторические чередования гласных.
Чередование – фонемное различие аллофонов одной фонемы.
Типы чередования:
-Историческое.
-Позиционное (у москвичей его нет!)
Позиционные. ! При чередовании фонемы должно быть 2, а морфема –1.

1.о/а – dom/dama – аканье

2.e/i – l’es-l’isa, a/i –p’at’-p’it’i. o/i – n’os-n’isu – иканье

3.e/ы – cex – cыxa, o/ы – žыna – žonы

Комбинаторное чередование – i/ы - igrы – sыgrat’

Исторические. Важные случаи.

e//# – d’en’-dn’a. |o||#||i – b’iru-zbor-sabrat’. o||# - son – sna. o||#||ы –pasol–paslat’-pasыlat’. i||oj – b’it’-boj

44.Теория слоговых контрастов. Два типа слога (произносительный и интуитивный).
Теория слоговых контрастов Л.В. Бондарко.
Разница между гласным и согласным, чем больше контрастов, тем лучше он опознается.
• Контраст по длительности па-та-ка, ба-да-га
• Контраст по основному тону(глухие смычные взрывные п,т,к +Г)
• По формантной структуре п,т,к
• По интенсивности п,т,к
• По второй форманте(ряд)
В“светлом пункте” нашего языкового сознания буква (письменный знак) занимает значительно более важное место, чем звук . Об этом еще в начале нашего века писал Ф. де Соссюр: “...у языка есть устная традиция, независимая от письма и не в меньшей мере устойчивая; но видеть это мешает престиж письменного начертания”
Косвенным доказательством высказанной мысли могут послужить данные по исследованию так называемого интуитивного слога, выступающего, в отличие от фонетического, не в генеративной (производящей), а в перцептивной функции. Выяснилось, в частности, что если структура фонетического, произносимого, слога в русском языке всегда открытая - произносимый слог, за редкими исключениями, всегда заканчивается гласным (см., напр., Бондарко 1998, с. 212-213), - то интуитивный, воспринимаемый, слог имеет разную структуру в зависимости от возраста человека. Так, в раннем детстве, в возрасте примерно до 5 лет, когда ребенок уже говорит и понимает речь, но еще не знаком с письмом и началами грамматики, слог в его произношении и восприятии имеет одинаковую - открытую - структуру, т.е. ребенок и произносит, и воспринимает только открытые слоги. На следующем этапе жизни, совпадающем с периодом активного ученичества, знакомством с письмом и выработкой навыков анализа слова, в первую очередь его морфемной структуры (известно, что русское правописание в большей своей части морфематично, т.е. при написании мы опираемся на единство графического представления морфемы, практически не учитывая фонетических процессов, происходящих в слове в ходе его функционирования), структуры фонетического и интуитивного слогов резко расходятся: произносимый слог остается открытым, воспринимаемый же слог “закрывается”, поскольку именно закрытой является фонетическая структура большинства русских морфем (ср. префиксы от-, рас-, под-, в- и др.; корни дом-, -вод-, -город- и др.; суффиксы -чик-, -тель-, -от-, -к- и др.; преимущественно открытыми являются только структуры русских флексий). Знание структуры морфемы, выдвигающейся на первый план в нашем языковом сознании в этот период жизни, оказывает влияние и на наше восприятие фонетической структуры слога: звучащие открытые структуры воспринимаются как закрытые. Наконец, на следующем этапе жизни, начинающемся с окончанием активного ученичества, происходит возврат интуитивного слога к открытой структуре. Любопытно, однако, что полного возврата все же не происходит: давление знания структуры морфем ослабевает, но полностью не исчезает, как не может человек до конца освободиться от хотя бы поверхностного анализа слова при его написании. Соотношение структур фонетического и интуитивного слогов в этот период - 50 на 50, и “выбор”, предпочтение открытой или закрытой структуры при восприятии слога может зависеть от самых разных причин - как лингвистических (например, частотность в речи некоторых сочетаний звуков), так и экстралингвистических (социальные характеристики говорящего, ситуация общения и многое другое). Приоритет письма перед произношением в данном случае не подлежит сомнению (см. Уйбо 1982; а также Бондарко 1982; 1989а, с. 12).




©2015 studenchik.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.