Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Художник-просветитель П. Субботин-Пермяк



Петр Иванович Субботин-Пермяк (1886-1923) - первый профессиональный коми-пермяцкий художник, театральный декоратор, педагог, просветитель, теоретик новейших течений в искусстве.

Родился Петр Субботин в селе Кудымкорское, центре Иньвенской дачи графов Строгановых. Отец Петра был мастером по постройке мельниц, мать вела хозяйство. Мальчик окончил реальное училище в Перми. В Перми же Субботин познакомился с будущим поэтом-футуристом и авиатором Василием Каменским.

В 1907 г. Петр Субботин поступает в Московское Строгановское художественно-промышленное училище на живописно-декорационный факультет. Училище он заканчивает с золотой медалью и направляется на стажировку в Германию. Однако первая мировая война меняет эти планы, и Субботин остается в Строгановке в качестве художника-преподавателя.

Москва произвела на Петра огромное впечатление: почти все свободное время уходило на знакомство с музеями, театрами, выставками. Здесь он сложился как творческая личность. Этому способствовали встречи с В. Маяковским, В. Хлебниковым, Д. Бурлюком, знакомство с К. Станиславским.

Творческие искания художника характерны для той эпохи. Первые художественные работы Субботина навеяны воспоминаниями детства: «Деревенская улица», «У мельницы в Кудымкаре» (1908), «Этюд со стогом» (1911). С этих пор он подписывает свои работы как П.И. Субботин-Пермяк, подчеркивая принадлежность к коми-пермяцкому народу. Эта тенденция характерна для представителей творческой интеллигенции. Например, российский и советский художник, ваятель, мастер скульптуры из дерева, представитель стиля модерн Степан Дмитриевич Нефёдов(1876 — 1959) взял псевдоним Эрьзя. Псевдоним отражает принадлежность художника к этнической группе эрзя в составе мордовских народов.

В 1910-е годы Субботин осваивает экспрессионистскую технику Коровина, Малявина, Рериха, во второй половине 1910-х годов разделяет поиски кубофутуристов. В картинах «Отдых семьи» (1916 г.), «Отдых над рекой» (1917 г.), «Красный праздник» (1918 г.) выделяются две основные темы, свойственные творчеству художника, - семья и театр.

Революцию Петр Иванович встретил с восторгом: «Теперь ясно, - писал он, - что только этот путь - работать в искусстве для народа - будет самым надежным для меня и для всякого художника, желающего оставаться на высоте своего положения» (3).

В 1918 году Субботин принимает участие в выставке 36 художников, где представляет десять картин на уральскую тему. В 1919-м благодаря рекомендации В. Каменского получает заказ на праздничное оформление Москвы к годовщине образования Красной Армии. Для создания эскизов революционной наглядной агитации Петр Иванович использует футуристическую графику. Так появляются громадные полотна картин и плакатов на красноармей­ские темы ("Красный солдат — друг, хранитель и брат"). Имя Субботина-Пермяка становится известным всей Москве.

Петр пробует свои силы как художник-декоратор в театре-варьете «Летучая мышь»; во МХАТе оформляет 1 действие пьесы Н. Островского «Тяжелые дни». Затем работает в Доме театрального просвещения им. Поленова, где оказывает помощь в организации деревенского, фабричного и школьного театров.

В это время он также создает несколько теоретических сочинений: «Приемы и системы нового искусства», «Материальная культура живописи», «Кухня живописного мастерства», - где формулирует «свое новое представление о выразительных возможностях живописи, которая … должна соответствовать новому, «кинетическому», восприятию мира» (1, с. 118).

После революции для приобщения масс к творчеству в стране разворачивается студийное движение. Это отвечало партийному пониманию задач в этой сфере: «штамповать интеллигентов, …вырабатывать их, как на фабрике» (Н. Бухарин «Судьбы русской интеллигенции»). В связи с этим Народный комиссариат просвещения (Наркомпрос) начал глобальную перестройку культуры и искусства, в основе которой лежала «новая единая система художественного образования для воспитания Нового человека». Ликвидировались все художественные учебные заведения (Академия художеств, Московское училище живописи, ваяния, зодчества), вместо них был открыт ВХУТЕИН (Высший художественно-технический институт) и по всей стране — от Петрограда до Владивостока, в уездных и губернских городах — создавалась сеть Высших государственных художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАС). Художественно-промышленные мастерские Марка Шагала, Казимира Малевича в Витебске, мастерские Субботина-Пермяка в Перми и Кудымкаре — звенья единого процесса (5).

Субботин-Пермяк активно включается в это движение, становясь уполномоченным отдела изобразительных искусств Наркомпроса по организации в Пермской губернии художественных мастерских. В 1918 г. художник возвращается на свою родину, где в полной мере раскрывается масштаб его личности. Просветительная, организационная и художественная деятельность Петра Ивановича олицетворяет время перемен, дерзновенный порыв и энергию, романтические идеалы и утопию.

Уехав из столицы, Субботин-Пермяк сначала обосновался в Усолье, где организовал передвижнический театр. Затем в Кудымкаре на основе драмкружка из Народного дома основал, по сути, народный театр, ставший со временем профессиональным. Репертуар театров включал такие пьесы, как "Недоросль" Д.И Фонвизина, "Ревизор" Н.В. Гоголя, «Русалка» А.С. Пушкина, пьесы А.Н. Островского. Для написания декораций была создана театральная мастерская.

В июле 1919 года Субботин начал свою деятельность по коренной реорганизации культуры Пермской губернии. В Перми, Кунгуре и в родном Кудымкаре им были организованы художественно-промышленные мастерские, ставшие «базой художественного воспитания местного края». В Перми открывается художественный техникум, и Петр Иванович становится его первым директором. Перед этими учебными заведениями ставились следующие задачи: поднять общий культурный уровень народа, дать элементарное художественное образование путем школьного и внешкольного воздействия.

Для организации учебного процесса Субботин разрабатывал программы и читал курсы лекций по теории и истории искусства, технологии материалов, истории стилей и др. В своей теоретической и практической деятельности он во многом опирался на работу Н.В. Скородумова «Новый метод упрощенных постановок: Устройство сцены и декораций». Некоторые положения из этого труда нашли отражение в созданном им цикле лекций по эстетическому воспитанию. Цикл состоял из 74 лекций, треть из которых посвящена истории театра. Педагогической деятельности Петр Иванович уделял много времени и сил, заботился о просвещении народа.

Среди других его заслуг – основание Национального краевого музея в Кудымкаре. Одним из главных стремлений Субботина-Пермяка стало изучение и сохранение культуры и истории коми-пермяцкого народа. Его интересовал пермяцкий быт, песни, обычаи. Первыми фондовыми коллекциями музея стали предметы декоративно-прикладного искусства и быта коми-пермяков. Субботиным и его учениками было собрано более 500 образцов коми-пермяцкой набойки (узорная, набивная ткань), которая и поныне впечатляет своим ярким разнообразием. Сегодня Коми-Пермяцкий государственный окружной краеведческий музей им. П.И. Субботина-Пермяка - один из самых главных культурных и краеведческих центров Коми-Пермяцкого округа, собиратель, хранитель и популяризатор самобытной культуры Коми-Пермяцкого народа.

Петр Иванович скончался в возрасте 36 лет от туберкулеза и был похоронен в Перми на Егошихинском кладбище. В 2001 году на его могиле открыли памятник, автор которого - пермский скульптор Рудольф Веденеев. Субботин-Пермяк прожил короткую жизнь, но его деятельность оставила яркий след в истории культуры Пермского края. В творчестве Субботина-Пермяка отразилось своеобразие предреволюционных и первых послереволюционных лет, вобрала противоречия того времени, романтические идеалы и утопические представления, запредельный энтузиазм и веру людей той эпохи.

Литература

1. Власова О.М. Авангардизм Субботина-Пермяка//Интеллигенция провинции в эпоху общественных потрясений. Мат. науч.-практ. конференции. Пермь, 1999, с.117-120.

2. Власова О.М. Художник П.И. Субботин-Пермяк. Пермь, 1990.

3. Долгина Л. Надо жить радостно, красочно, ярко // Мир и музей, № 1-2 (10), 2004.

4. Жданова А. Художники Пармы.//Коми-Пермяцкий автономный округ на рубеже веков. Кудымкар, 2000, с. 222.

5. Казаринова Н. В. Художники Перми. Л., 1987.

6. Скородумов Н.В. Новый метод упрощенных постановок: Устройство сцены и декораций: С прил. ст. и эскизов декораций В.Д. Поленова/ Моск. о-во народ. ун-тов, Секция содействия устройству деревенских и фабричных театров; Изд. Т-ва Сытина.- М., 1914.- 71, [1] c., 20 л. ил.

 

 

Общий список литературы

1. Бакланова, Т.И. Народная художественная культура. М. : МГИК, 1994.

2. Бакланова, Т.И. Организация и научно-методическое обеспечение художественной самодеятельности. М., 1992.

3. Бакланова, Т.И. Педагогика художественной самодеятельности : Учебное пособие. - М., 1992. - с. 115-130.

4. Михайлова, Л.И. Народное художественное творчество как социокультурное явление / Л.И. Михайлова. – Пермь, 1994.

 

Основная литература

1. Бакланова, Т.И. Педагогика художественной самодеятельности / Т.И. Бакланова. – М. : МГИК, 1992. – 160 с.

2. Латынина Д.И. История педагогики и образования. – М.: Гардарики, 2008. – 527 с.

3. Педагогика / под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Высшее образование, 2007. – 430 с.

Дополнительная литература

1. Белозерцев Е.П. Образование: историко-культурный феномен. – СПб.: Юридический центр Пресс, 2004. – 703 с.

2. Беляев С.Е. Музыкальная дидактика. – Екатеринбург: (б.и.), 2008. – 51 с.

3. Вяткин Е.В. Психология музыкально-исполнительской деятельности. Опыт анализа. – Пермь, (б.и.), 2009. – 38 с.

4. Ильев В.А. Когда урок волнует (Театральные технологии в педагогическом творчестве). 2-е изд., испр. И доп. – Пермь, 2004. – 276 с.

5. Кгебель М.О. Поэзия педагогики. О действенном анализе пьесы и роли. – М.: ГИТИС, 2005. – 567 с.

6. Майковская Л.С. Артистизм действий художественно-коммуникативной деятельности педагога-музыканта. – М.: Музыка, 2006. – 111 с.

7. Савостьянов А.Н. Общая и театральная психология. – СПб.: КАРО, 2007.

8. Петрушин В.И. Психология и педагогика художественного творчества. 2-е изд. – М.: Гаудеамус, 2008. – 490 с.

9. Чистякова С.В. Формирование ценностных ориентаций подростков в деятельности детских общественных объединений. – Челябинск: ЧГАКИ, 2009. – 108 с.

10. Эльконин Д.Б. Детская психология. – М.: AKADEMIA, 2004. – 384

 




©2015 studenchik.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.