Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Учение о ноосфере В. И. Вернадского. Социальная экология как теоретическая основа преодоления экологического кризиса



Понятие биосфе­ра используется для обозначе­ния оболочки, состоящей из живых организмов.Русский ученый В.И.Вернадский ввел в науку один из принципов выделения оболочек земной поверхности. Так, био­сфера, по Вернадскому, является оболочкой планеты и состоит из совокуп­ности трех геосфер — тропосферы (нижней воздушной геосферы), гидро­сферы и части стратисферы. Жизнь существует только в биосфере и пронизывает все ее содержание.

Новой и последней стадией развития биосферы является, по Вернад­скому, ноосфера. Понятие «ноосфера» было введено в литературу фран­цузскими учеными математиком и философом Э. Леруа и геологом и па­леонтологом Тейяром де Шарденом в 1927 г. Они слушали лекции Вернадского о биосфере в 1922/23 г. в Сорбонне.

Над биосферой возникает новая земная оболочка — ноосфера. Тейяр де Шарден пишет о ноосфере: «Столь же обширная, но, как мы увидим, значительно более цельная, чем все предшествующие покровы, она дей­ствительно новый покров, "мыслящий пласт", который, зародившись в конце третичного периода, разворачивается с тех пор над миром расте­ний и животных — вне биосферы и над ней». Леруа также понимает ноосферу как новую оболочку, которая возникает после биосферы и над ней. В развитии Земли эти авторы выделяют три основных этапа: преджизнь — формирование литосферы, жизнь — образование биосферы, ноосфера — возникновение мыслящего человека, общества.

Вернадский в понятие «ноосфера» вкладывает иной, геохимический смысл, что соответствует его геохимическому принципу выделения био­сферы. Во-первых, ноосфера возникает не над биосферой, а внутри биосферы. И, во-вторых, ноосфера — это высшая стадия развития биосферы, так как последняя полностью пере­ходит в ноосферу.

Таким образом, нельзя отождествлять два совершенно разных подхо­да к выделению оболочек планеты: «естественно-научный» по Зюссу, и «биогеохимический» по Вернадскому.

«Ноосфера, — пишет Вернадский, — есть новое геологическое явле­ние на нашей планете. В ней впервые человек становится крупнейшей геологической силой. Он может и должен перестраивать своим трудом и мыслью область своей жизни, перестраивать коренным образом по сравнению с тем, что было раньше»1. Человек, по оценке Вернадского, является таким мощным геологиче­ским фактором, что по возможным последствиям превосходит некото­рые тектонические перемещения. Человек в широких масштабах переде­лывает биосферу с помощью науки и техники. В этой связи Вернадский высказывает некоторые мысли, которые перекликаются с острыми эко­логическими проблемами современности. Он советует действовать так, чтобы сохранить богатства природы для последующих поколений.

К основным понятиям экологической науки отно­сятся такие, которые характеризуют системно организованные взаимо­действия особей и их совокупностей на основе обмена веществом, энер­гией и информацией. Таково прежде всего понятие «экосистема», введенное в научное об­ращение для характеристики устойчивой системной целостности любых организмов со средой их обитания Для характеристики системной взаимосвязанности разнообразных видов организмов в рамках определенного единства с целью жизнеподдержания было предложено в 1877 г. понятие «биоценоз».

До недавнего времени развитие общества проис­ходило при полном неведении о таких законах как обязательных для него, и это оказалось возможно только потому, что воздействие людей на био­сферу было не столь значительно, чтобы сказываться на ее состоянии в це­лом. Локальные разрушения довольно больших участков биосферы проис­ходили давно.

Положение резко изменилось со времени перехода людей от исполь­зования древесного топлива для получения энергии к использованию минерального топлива, т.е. со времени такого события в истории общест­ва, которое получило название промышленной революции XVII—XVIII вв. Этим феноменом были вызваны сразу два следствия, существенно по­влиявшие на состояние биосферы:

• во-первых, на смену ручному пришло машинное производство, на­чалось стремительное развитие предприятий,

• во-вторых, энергетика, основанная на минеральном топливе, вы­звала заметный дисбаланс в химическом и тепловом состоянии биосфе­ры,

• Пришло время воссоединения логики мышления и нравственности чувств как условия самосохранения человека путем сохранения среды жизни. Само собой такое преобразование человека не произойдет. Для этого требуется новая система образования и воспитания человека эко­логической эпохи.


Специфика хозяйственной деятельности человека в процессе природопользования, ее основные этапы. Пути преодоления конечности материальных ресурсов при одновременном поступательном развитии общества.

С тех пор как человек существует на Земле, он непрерывно взаимодейст­вует с окружающей его природой. Ограниченные естественные возможности биосферы, в которой существуют человек и вся порожденная им техническая инфраструктура – одна из основных проблем современности.

Только в противостоянии природе, в постоянной борьбе с ней и преоб­разовании соответственно своим потребностям и целям могло формиро­ваться существо, прошедшее путь от животного к человеку. Начало чело­веку могла дать только такая не совсем природная форма деятельности, как труд, главной особенностью которого является изготовление субъек­том труда одних предметов (продуктов) с помощью других предметов (ору­дий). Именно труд стал основой человеческой эволюции. Вернадский считал, что с возникновением человека и развитием его производственной деятельности к человечеству начинает переходить поле основного геологического фактора всех происходящих на поверх­ности планеты изменений. Качественно обособившись от природы, люди всей своей жизнью, а главное материальным производ­ством, все же теснейшим образом связаны с биосферой. Исторические судьбы цивилизации самым непосредственным образом зависели от того, как развивалось взаимодействие людей с природой. Существует предположение, что упадок культуры целых народов был в значительной степени определен нарушением природных условий существования в результате неумеренной и неправильной эксплуатации природных ресурсов. Пути преодоления конечности материальных ресурсов при одновременном поступательном развитии общества:

Экологические знания и навыки во многом не только отличаются от традиционных, но даже противостоят им, и поэтому предполагают фор­мирование существенно иной системы ценностей и приоритетов, кото­рые составляют духовный стержень личности:

1.Приобщение к новым психологическим и ментальным установ­кам: преодо­леть в сознании покорительскую установку в отношении природы, сформировать новую мировоззренческую парадигму личности на сотрудничество с природой, уважительное и внимательное отноше­ние к ее нуждам и потребностям. 2.Переход от стихийного природопользования к сознательно организован­ному и нормативному.

3.Именно в процессе экологически направленного воспитания и обра­зования должно сформироваться то свойство экологического само­обеспечения.

4.От государства должен идти заказ учреждениям на фор­мирование личности экологически ориентированной на задачу сохранения биосферы и самих себя.

5.На межгосударственном уровне разработать и принять гло­бальную программу экологически ориентированного гражданского воспитания и образования людей планеты и согласованно придержи­ваться тех установок, которые будут в ней прописаны.

 




©2015 studenchik.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.