Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ХОД ПОДГОТОВКИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ. Данное практическое занятие предполагает знакомство с монографией В.Я.Проппа



Данное практическое занятие предполагает знакомство с монографией В.Я.Проппа «Исторические корни волшебной сказки», чтобы студенты могли разобраться в композиционной структуре волшебной сказки. Для этого нужно выделить те моменты мифа и обряда, которые сохранились в сказочной структуре и с помощью целого ряда исторических напластований и сортировки мотивов сформировали дошедший до наших времен сказочный сюжет. Для выяснения сложного вопроса об историзме сказок необходимо ответить на вышеприведенные вопросы, которые, в свою очередь, следуют за логикой композиции монографии. Чтобы достаточно полно и объемно ответить на вопросы практического занятия и, соответственно, разобраться в данной научной проблеме, нужно обратить внимание на следующее: для ответа на первый вопрос необходимо читать, разбираться в прочитанном и конспектировать гл. «Предпосылки», на второй – гл. «Завязка», на третий – гл. «Таинственный лес» и «Большой дом», на четвертый – гл. «Волшебные дары», на пятый – гл. «Переправа» и «За тридевять земель» и, наконец, на шестой вопрос – гл. «Сказка как целое».

Практическое занятие № 2.

ПРОБЛЕМА ПОЭТИКИ, ГЕНЕЗИСА И ИСТОРИЗМА РУССКИХ БЫЛИН.

1. Чем можно объяснить то, что эпос любого народа всегда состоит только из разрозненных отдельных песен? Почему сам народ никогда не создает эпопеи, а эпопея не соответствует внутренней системе фольклора?

2. Почему фольклорная логика, по-своему глубокая и сложная, не требует мотивировок?

3. Как вы понимаете слова В.Я.Проппа о том, что «народный эпос обладает не внешней целостностью, а внутренним единством»?

4. Какие стадии развития эпоса выделяет В.Я.Пропп в работе «Русский героический эпос»? Как исследователь решает вопрос о взаимоотношении эпоса и истории?

5. Почему в книге «Русский героический эпос» В.Я.Пропп обращается к рассмотрению эпических произведений народов Севере, генетически с русским народным эпосом не связанным.

6. Как доказать, что эпосы разных народов развиваются по общим закономерностям (на примере функционирования древнейших форм эпохи первобытнообщинного строя)?

7. Как А.П.Скафтымов ставит и разрешает проблему историзма былин? Считает ли он возможным связь эпического героя с историческими прототипами?

8. Как в композиции былины достигается эффект неожиданности: мотив предварительной недооценки героя; мотив предсказания, «беды неминучей»; архаическая природа мотива преувеличения силы противника?

9. Каковы особенности описания боя в героическом эпосе?

10. Как в былине проявляется тенденция наибольшего выделения героя, являющаяся общеэпической традицией? Чем можно объяснить, что в былине почти полностью исключена возможность гибели героя? Какова роль и генезис последовательной идеализации героя и его мира в эпосе.

11. Как А.П.Скафтымов объясняет отсутствие описательного элемента в богатырских былинах?

12. Отличается ли замкнутое время сказки от замкнутого времени былины?

13. Как вы понимаете двойную замкнутость в завершенность «эпического времени»?

14. Как можно определить основные черты «эпической эпохи»?

15. Как можно объяснить однонраправленность, однолинейность «эпического времени»? Какими фольклорными представлениями объясняется согласование времени с характером и плотностью событий?

16. Почему в былине есть природа (леса, горы, степи, дороги), но отсутствует пейзаж в современном понимании?

17. Как особенности времени былины соотносятся с отсутствием в ней автора?

ЛИТЕРАТУРА

Пропп В.Я. «Калевала» в свете фольклора // Пропп В.Я. Фольклор и действительность. Л.: Наука, 1986. С. 303-317 (или Пропп В.Я. Фольклор. Литература. История. М.: Лабиринт, 2002. С. 120-137).

Пропп В.Я. Русский героический эпос М.: Лабиринт, 1999. С. 12-14, 27-28 («Некоторые вопросы методологии»), С. 29-58 («Эпос в период разложения первобытно-общинного строя»)

Скафтымов А.П. Поэтика и генезис былин // Минц С. И., Померанцева Э.В. Русская фольклористика. Хрестоматия. М., 1971. С.139-154, 256-274.

Лихачев Д.С.Поэтика древнерусской литературы. М.: Наука, 1979. С. 209-247 (или Лихачев Д.С. Историческая поэтика русской литературы. Смех как мировоззрение. СПб.: Алетейя, 1999. С. 5-42).




©2015 studenchik.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.