Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Эмоциональные механизмы мотиваций



В процессе эволюции живых существ на Земле в их жиз­недеятельности появился аппарат эмоций. Эмоции возникли в эволюции как средство быстрого и наиболее экономного реа­гирования на внешние воздействия, быстрой оценки своего внутреннего состояния и скорейшего и наиболее эффективного удовлетворения основных потребностей организма.

Представим себе два живых существа. Одно из них спо­собно только «механически» реагировать на любые изменения в его организме, а также в окружающей его среде. Другое же существо в результате определенных изменений его организа­ции приобрело специальный аппарат, позволяющий ему в от­вет на действие различных внешних раздражителей быстро оценить свое состояние, а также свои потребности и после этого быстро принять решение к совершению того или иного действия.

Спрашивается, какое из этих существ наиболее выгодно приспособлено к условиям существования и выживания? Ни у кого не возникает сомнения, что второе существо является бо­лее совершенным.

Именно таким аппаратом, позволяющим животному быст­ро оценивать свое внутреннее состояние и строить соответст­вующую форму реакции, оценивать пользу или вред для него того или иного раздражителя, и явился аппарат эмоций.

Поскольку такое приобретение оказалось очень полезным для живых существ, оно быстро закрепилось в эволюции и все дальнейшее развитие шло в направлении более глубокого совершенствования этого эмоционального аппарата.

Эмоции позволили живым существам не просто оценивать свое внутреннее состояние, но оценивать его мгновенно и точно.

Всем известно, что появление чувства голода заставляет человека устремляться на поиск пищи. Появление боли за­ставляет нас или устраниться от вредного раздражителя или занять наиболее выгодное положение для поврежденного ор­гана. Мы видим, таким образом, что эмоции позволяют чело­веку быстро оценивать свое состояние и построить приспосо­бительную реакцию. Они играют роль своеобразного «пелен­га», при помощи которого организм нередко, даже без участия сознания, мгновенно оценивает свое состояние и производит целенаправленную приспособительную деятельность. Именно в этом состоит глубокий смысл биологической теории эмоций, предложенной в нашей стране академиком П. К. Анохиным.

Возникает естественный вопрос, в какие звенья приспосо­бительных актов живых организмов включились эмоции и ка­кова их роль в формировании целенаправленной инстинктив­ной деятельности?

Надо сказать, что эмоции самым непосредственным обра­зом участвуют в процессах формирования различных потреб­ностей организма и их удовлетворения.

Любая врожденная мотивация, возникающая на основе той или иной потребности организма, как правило, сопровож­дается эмоцией неприятного характера. Это эмоции страха, жажды, голода. С другой стороны, процесс подкрепления, удовлетворения исходной потребности всегда сопровождается эмоцией положительного качества. Это пищевое насыщение, половой акт, избегание наказания и пр. И здесь мы снова встречаемся с «мудрым решением» эволюционного развития. Не будь, например, голод столь неприятен эмоционально, он, пожалуй, не заставил бы животное столь активно и настойчи­во искать пищу. С другой стороны, немаловажную роль, как мы уже отмечали ранее, играют в целенаправленном поиске представления о свойствах будущего подкрепления, которые вызывают положительные эмоциональные ощущения.

Эмоции прежде всего включены в процесс стимулирова­ния и удовлетворения как низших, так и более высоких по­требностей организма, вызывающих его целенаправленную деятельность. Они способствуют более быстрому осуществле­нию этих реакций и являются могучим средством для дости­жения любой цели. При этом, чем ближе поведение животно­го к направленной цели, тем большее эмоциональное удов­летворение оно получает, Таким образом, всякое совпадение результатов действия с поставленной целью всегда вызывает положительные эмоции удовольствия. Наоборот, отрицатель­ные эмоции способствуют наиболее быстрому и экономному принятию решения к совершению того или иного действия.

Спрашивается, на основе каких физиологических механиз­мов формируется эмоциональное обеспечение мотиваций и их удовлетворение?

Ответить на этот вопрос позволили остроумные экспери­менты американского исследователя Дж. Олдза. Автор вжив­лял в мозг крысы специальные электроды. Особенность этих экспериментов состояла в том, что в них рычаг, замыкающий цепь тока, раздражающего нервный центр, был предоставлен самому животному. Оказалось, если раздражение электриче­ским током вызывает у животного «приятные ощущения», то такие животные без конца (до 14000 раз в час) нажимают на рычаг и тем самым замыкают цепь тока, раздражающего их мозг. Если же раздражение вызывает «неприятные» ощу­щения, животные никогда не нажимают на рычаг и даже стремятся убежать из того помещения, где этот рычаг нахо­дится. На основании всех этих экспериментов были состав­лены специальные карты «положительных» и «отрицатель­ных» эмоциональных зон в головном мозге. В основном эти центры располагаются в глубине подкорковых образований.

Однако возникает вопрос, распространяется ли эмоцио­нальное возбуждение на клетки коры головного мозга, т. е. на те его отделы, которые обладают наиболее высокими воз­можностями связей с внешним миром.

Вопрос этот отнюдь не праздный. Его глубокий смысл со­стоит в том, какую роль играют эмоции в воспитании, обуче­нии, памяти?

Рассмотрим в качестве примера механизм формирования состояния голода.

При израсходовании внутри организма питательных ве­ществ происходит избирательное возбуждение подкорковых мотивационных центров голода, вызванное возбуждением спе­циальных нервных образований или прямым действием на них «голодной» крови, то есть крови, со сниженным содержа­нием питательных веществ.

Эти центры широко связаны с клетками коры мозга и, сле­довательно, приводят их тоже в возбужденное состояние. Ка-

залось бы, что этого достаточно, чтобы у животного возникло пищедобывательное поведение. Но нет. Клетки коры, возбуж­даясь, начинают раздавать свои «приказы» не только испол­нительным органом, но и тем эмоциональным центрам, кото­рые находятся в глубине мозга. Последние же, со своей сто­роны, снова посылают к коре такие мощные разряды, которые поддерживают «голодное» возбуждение в постоянном напря­женном тонусе. Именно этот процесс сопровождается возник­новением «голодных» эмоциональных ощущений.

Вопрос о том, как клетки коры, возбужденные той или иной мотивацией, мобилизуют для своих «целей» эмоциональные центры, остается еще во многих отношениях неясным. Однако бесспорно то, что эмоциональное возбуждение будучи вызво­лено из своего «подвала» завладевает почти всеми клетками коры мозга, и в этом заключается его огромная энергетиче­ская сила воздействия на все формы сознательной деятель­ности, позволяя мозгу мыслить, запоминать и творить.




©2015 studenchik.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.