Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Человек и человечество



Человек – смесь зла и добра, удовольствия и страданий. Он наделён страстями, чтобы действовать и разумом, чтобы управлять своими действиями. Если бы Человек был совершенен, он был бы Богом и то, что вы считаете его слабостями и называете противоречиями, является необходимыми составными частями человека. Потерять молодость, красоту, страсти – вот истинное несчастье. Вот почему столько женщин в 50 лет становятся ханжами и вышибают одну скуку другою.

Странная прихоть некоторых господ, которые во что бы то ни стало хотят изобразить нас несчастными. Я не люблю шарлатана, который хочет уверить меня, что я болен, для того, чтобы продать мне свои пилюли.

Мы вовсе не так несчастны, как нас хотят уверить, Смотреть на мир, как на темницу, а на всех людей как на преступников, которых собираются казнить, может только фанатик. Думать, что мир – место наслаждения – мечта сибарита. Думать, что земля, люди и животные суть то, чем они должны быть по предначертанию Провидения, по моему мнению, свойственно рассудительному человеку.

Люди подобны животным: большие поедают маленьких, а маленькие холят больших.

Для просвещения человеческого рода нужно ли утратить человеколюбие? Нужен ли факт ненависти, чтобы показать нам истину? Невежа, который тайно облегчает страдание своего брата – вот мой пример и мой учитель, а горделивый ум, спорящий, осуждающий и преследующий – только скверный лжеучитель.

Торжество разума – жить в мире с людьми, не обладающими им.

На свете бесконечно менее зла, чем говорят и чем думают. Конечно, зла ещё слишком много: мы видим несчастных, мы слышим об ужасных преступлениях. Но удовольствие жаловаться и преувеличивать так велико, что при малейшей царапине мы кричим, что весь мир утопает в крови. Вас обманули? Все люди вероломны. Меланхолик, потерпевший несправедливость уверен, что земля населена чудовищами, подобно тому, как молодой человек, ужинающий после театра со своей дамой, не воображает, что существуют несчастные.

Обыкновенно смотрят на зло и преувеличивают его. Читайте историю, говорят, это сплетение преступлений и несчастий. Верно, но историки описывают только выдающиеся события. Сохраняют воспоминания только о бурях и не обращают внимания на затишье. Не думают о том, что в общем везде более спокойных годов, чем бурных, что больше невинных и ясных дней, чем дней отмеченных большими преступлениями и большими несчастьями.

Мир – обширный амфитеатр, в котором каждый, по воле случая помещается на своей ступени. Думают, что высшее счастье на самых верхних ступенях. Какое заблуждение!

Этот мир – большой бал, на котором замаскированные безумцы под смешными титулами думают раздуть своё существо и возвыситься над своим ничтожеством. Напрасно нас поражают ухищрения тщеславия: смертные равны, маски их различны.

Слепой и слабый народ создан для того, чтобы удивляться, верить и повиноваться великим людям.

Податливая чернь легко переходит от дерзости к страху.

Держись вдали от этого непослушного и варварского народа, которым руководит ярость, слепого в своей ненависти, слепого в своей любви, который угрожает и страшится, господствует и рабствует в одно и то же время.

Чудесное – разум народа. Мудрецы в тайне опровергают его, но народ заставляет их молчать.

Смертные равны. Они различаются не рождением, а исключительно добродетелью. Существуют умы, покровительствуемые небом, которые всем обязаны самим себе, а не своим предкам.

Мода

Мудрому дозволено презирать обычай. Я подчиняюсь его стеснительным предписаниям в отношении моего платья, но не в отношении моих мнений. Нужно быть человеком и обладать вкусами и мыслями здравомыслящего существа. Я не пойду, как глупец, справляться у других, кого я должен избегать, кого искать, кого хвалить и кого порицать. Могу ли я дозволить, чтобы распоряжались моим существом? Я имею свой разум, это моя мода и мой руководитель. Обезьяна рождена для подражания, человек должен поступать по своему разуму.

Начиная с 1762 г. Вольтер много занимался защитой осуждённых. Во Франции смертная казнь применялась по ложным доносам, по ничтожным поводам, и Вольтер вставал на защиту. По сути дела он включался в борьбу за реформу судопроизводства. Применялась смертная казнь через колесование, отрубание членов и другие мучения. Бывали ещё и сожжения. В 1771 г. были предприняты незначительные, правда, судебные реформы.

В усадьбе Фернея Вольтер организовал театр. Вольтер гордился, что в его поместье не было религиозной вражды.

Возобновилась переписка с Фридрихом II. Философ переписывается с Екатериной II, расхваливает её. Она очень охотно исполняет его желания. Покупает несколько сотен часов, сделанных в Фернее, чтобы поддержать женевских переселенцев и щедро участвует во всяких пожертвованиях в пользу несчастных, заботу о которых Вольтер берет на себя. В эти поздние годы своей жизни Вольтер работал по восемнадцать часов в сутки. При болезни работать не переставал, спешил кончить начатое.

В разговорах Вольтер до самой смерти был большим виртуозом, Его остроумие, живость и меткость превосходили всё им написанное.

Вольтер страдал болезнью мочевого пузыря и был очень нервным. В 1778г. Вольтер отважился на поездку в Париж, которая стала для него роковой. Его встретили тепло в академии, в театре. В ложе его завалили лавровыми венками, публика провожала его до дома. В академии он взялся за работу над словарём, довёл себя до бессонницы, потом до обморока. Умер он 30 мая. Умер, не получив отпущения. На этом основании парижское духовенство не разрешило хоронить его тело. Его тайно похоронили в Шампании. Через тринадцать лет, когда власть духовенства исчезла, гроб перевезли в Париж.

Прошли десятки лет, Наступила реставрация. Гробы Вольтера и Руссо были снесены в подвал. Но уже тогда ходили слухи, что тела двух великих людей были выброшены в сорное место.

Вольтер не внёс новых идей в философию. На его долю выпала другая задача. Он популяризировал знания. Ясное и остроумное изложение делали доступным и привлекательным всякий предмет всей массе людей: от королей до ремесленников. Главным результатом трудов Вольтера было распространение веры в силу человеческого рассудка и борьба со средневековыми традициями.

Руссо

 

Портрет Руссо.

Всякий, кто видел этот портрет, поймёт, как много тревожного смятения и скорби в характере оригинала. От рождения он имел чрезвычайно восприимчивый организм. Это предрасположение усилилось в нём благодаря умственному развитию. Он не был знаком с исправляющим влиянием дисциплины, поэтому крайности его темперамента усиливались в геометрической прогрессии.

В старости он сделался жертвою мучительных телесных страданий и бессонницы.

Юм о Руссо

Он был очень чувствителен. Был более способен чувствовать боль, нежели радость. Он похож на человека, снявшего с себя не только одежду, но и кожу.

В господстве эмоций над рассудком заключается секрет самых замечательных его произведений. Но та же восторженность перешла границы здравого смысла и погубила его. Всюду ему мерещились враги и заговоры. В «Исповеди» он с неистощимой правдивостью проник в самые сокровенные глубины души своей, не скрывая ничего, что может сделать его смешным или отвратительным в общественном мнении, и, не выдумывая ничего, что могло бы возбудить сочувствие к нему или удивление.

О необыкновенной чувствительности, о силе воображения, о близости к природе свидетельствуют и собственные высказывания Руссо. «Удивительная вещь, что мое воображение разгорячается тогда, когда положение мое наименее приятно, и наоборот, оно не улыбается мне тогда, когда все окружающее улыбается мне. Моя дурная голова не подчиняется обстоятельствам. Она не в состоянии укрощать жизнь, она жаждет творчества. Если я хочу изобразить весну, нужно, чтобы кругом меня была зима; если я хочу описать прелестный пейзаж, мне нужно находиться в четырех стенах; я сто раз говорил, что если бы меня заключили в Бастилию, то я бы в ней создал картину свободы.

Мне нужна именно бродячая жизнь. Ходить пешком в хорошую погоду, по прекрасной местности, не торопиться и иметь целью пути нечто приятное – вот что мне больше всего нравится в жизни. Мне нужны потоки, скалы, чернолесье, горы, дороги крутые по подъему и спуску, а по бокам пропасти, которые бы меня пугали».

Непринужденная беседа, общение с природой занимали в образовании Руссо более значительное место, чем литература и учителя. Руссо вспоминает: «Мне всегда было трудно думать чужими мыслями и утомительно следить за ними». Во все годы его жизни в нем удивительно сочетались детскость и зрелость: «…хотя я родился взрослым в некоторых отношениях, я в остальном долго был и остаюсь ребенком».

Руссо был очень щепетилен в делах, связанных с деньгами. Он отказывается от пенсии, выхлопотанной ему друзьями; когда ему приносили подарки, негодованию его не было предела. Получив в подарок сверточек с кофе, он грубо протестовал против низости подношений, за которые нельзя отплатить, и требовал, чтобы даритель выбрал одно из двух – или взял подарок назад, или навсегда прекратил знакомство. Дело закончилось тем, что Сент-Пьер получил взамен своего кофе какие-то корни интересных растений и книгу о рыбах.

До старости Руссо занимался переписыванием нот, чтобы прокормить себя.

Летом 1749 г. Руссо шел повидать Дидро, сидевшего в Винсенской тюрьме. По дороге он просматривал газету и прочел там тему, которую предлагала Дижонская академия: «Способствовало ли возрождение наук и искусств улучшению нравов». Он принял участие в конкурсе.

 

Речь о том,




©2015 studenchik.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.