Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Пособия с условными обозначениями

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО И СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Основные требования при отборе музыкальных произведений для слушания детьми дошкольного возраста

· Художественность (предполагает отбор разнообразных музыкальных произведений

— образцов музыкальной классики и современности: гармония музыкального образа и средств его выразительности, яркость, высокая эмоциональность музыки).

  • Доступность:

- музыкальные образы должны соответствовать эмоциональному и жизненному опыту ребенка;

- использование преимущественно программной музыки;

- музыкальное произведение должно иметь контрастную форму.

  Формы слушания музыки Особенности проведения
Слушание музыки как методический приемработы по обучению всем видам музыкально-эстетической деятельности. Перед тем, как начать разучивать пляски или игры, детям предлагается послушать соответствующий музыкальный материал.
Специальное слушание музыки, часть музыкального занятия не связанное с пением и движением. Слушание как часть обычного музыкального занятия может занимать 2-4 минуты.  
Слушание музыки как самостоятельное занятие (с детьми старшей и подготовительной групп). Это занятие иногда проводится и во вторую половину дня, так как оно является спокойным видом деятельности, не требующим большой активности со стороны детей. В занятие обычно включается 4-5 произведений, из которых 1-2 инструментальные, а остальные вокальные. С детьми проводится беседа об услышанном - простейший анализ музыкальное произведения. Кроме музыки в такое занятие хорошо включить небольшой рассказ, сказку, стихотворение, отвечающее музыкальным образам. Положительным моментом является объединение занятия одной темой. В каждое занятие по слушанию музыки входит новый (не более одного-двух произведений) и уже знакомый детям материал. Новый впоследствии закрепляется в ходе обычных музыкальных занятий. Длится 10-12 минут в средней группе и 15-20 минут в старшей и подготовительной группах.  
Слушание музыки на вечерах досуга, праздниках. В отличие от занятий по слушанию музыки здесь не проводится анализ музыкальных произведений. Даются названия пьес или предлагается краткое вступительное слово взрослого, а затем дети слушают произведение. Положительным моментом на концертах является знакомство детей с различными музыкальными инструментами, выступление учащихся музыкальных школ, педагогического коллектива детского сада.    

 

 

ЭТАПЫ РАБОТЫ

 

№ занятия СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Первое занятие  
  • Определить вокальная или инструментальная музыка (для средней группы - понятия "поют" или "играют на инструменте").
  • Характер музыки, изобразительность (если есть) - "капает дождик", "мяукает кошка", "рычит медведь".
  • Когда слушаем песню - о чём песня (понимание текста песни).
 
Второе занятие
  • Послушать музыку и вспомнить, как она называется (или "о чём рассказывает").
  • Сведения о композиторе (портрет).
  • Рассказ об инструменте (если музыка инструментальная).
  • Выбрать инструмент для дуэта с исполняющим (барабан для жанра марша, колокольчик для изображения дождика).
 
Третье занятие   Четвертое занятие
  • После прослушивания дети вспоминают, что они уже могут рассказать о музыке.
  • Закрепление памяти о характере музыки.
  • Узнать по мелодии, вступлению, фортепианному сопровождению.
  • Слушать в исполнении разных инструментов.
  • Слушать песни в записи детского хора или солистов.
  • Подборка рисунков детей или репродукций картин для сравнения образов музыки и изобразительного искусства.
  • Свободное дирижирование, инструментальная или двигательная импровизация или рисование.
 

 

 

возраст Особенности репертуара Задачи по развитию музыкального восприятия Методические приемы
Средняя группа Различные переживания, мир природы, мир животных, мир игрушек времена года, игровые народные песни Воспринимать музыку, дослушивать до конца     Понять общий характер, настроение   Различение средств музыкальной выразительности Главные - наглядные - слуховые методы 1.Выразительное исполнение пьесы. 2.Показ игрушек, иллюстраций. 3.Короткое пояснение по содержанию пьесы. 4.Игровой прием (хлопают в ладоши, цокают языком, постукивают по коленям, отгадывание загадки). 5.Дидактическая игра. 6. Напевание песни без текста и сопровождения. 7. Проигрывание вступления. 8. В инструментальной пьесе проигрывание только мелодии. 9. Прием контрастных сравнений. 10. Выразительное исполнение. 11. Словесные пояснения. 12. Чтение потешек, поговорок, стихов. 13. Показ иллюстраций (выбрать из иллюстраций). 14. Вычленение отдельных ярких эпизодов из песен и пьес. 14. Игровые приемы: музыкальные загадки (узнать по отрывку), игрушки, дидактические игры
Старшая группа Песни о природе, птицах, насекомых, шуточные песни, песни нравственно-этического характера; народные игры с пением.   Инструментальная музыка, выражающая оттенки чувств, интонации живой речи. Различать веселую, грустную мелодию.   Различать марш, пляску, колыбельную.   Выделять характер отдельной части (изобразительные элементы музыки).   Различение средств музыкальной выразительности. Главные - словесные методы 1.Выразительное исполнение пьесы. 2.Пояснение по содержанию пьесы. 3.Практические действия (творческие задания). 4.Показ иллюстраций. 5.Дидактические игры. 6.Сопоставление двух произведений. 7.Беседа. 8.Художественное слово, загадывание загадок. 9. Использование аудио записи музыки. 10.Вопросы-ответы. 11. Наглядные (жанры музыки). 12.Беседа. 13. Проигрывание мелодии. 14. Проигрывание вступления. 15. Сопровождение действиями (активное слушание). 16. Сравнения, метафоры, эпитеты.  
Подготовительная группа Музыка выражает оттенки чувств, интонации живой речи. Определять характер музыки.   Различать средства музыкальной выразительности.   Различение отдельных частей в песне, пьесе.   Различение вступления, заключения. Знакомятся с композиторами. 1. Активное слушание. 2. Словесные пояснения. 3. Художественное слово. 4. Проигрывание мелодии, фортепианного сопровождения. 5. Сравнение фортепианного и оркестрового звучания. 6. Пособия с условными обозначениями.    

 

 

Методы Методические приёмы
1. Наглядно- зрительные и наглядно - слуховые 1. Показ: приёмов исполнения, показ образных движений, элементов танца, картин, иллюстраций, пособий, музыкальных инструментов, графического изображения. 2. Качественное исполнение музыкальных произведений.
2. Словесные 1. Рассказ о музыкальном произведении, композиторе, музыкальном инструменте. 2. Беседа. 3. Объяснение. 3. Пояснение. 4. Вопросы, направленные на указания к исполнению. 5. Сравнения, метафоры, эпитеты.
3. Практические     1. Упражнение. 2. Оркестровка (элементарное музицирование). 3. Творческие задания. 4. Игровой (сюрпризный момент, музыкально - дидактические игры).  

Установка на слушание

Учить детей слушать музыку в полной тишине. Этот навык, свойственный любому культурному слушателю, имеет громадное воспитательное значение, он способствует развитию у детей воли, внимания, воспитывает уважение к другим слушателям, исполнителю. Музыка может звучать как в «живом» исполнении, так и в грамзаписи. Известно, что «живое» исполнение более действенно, грамзапись не в состоянии полностью его заменить. Но в качестве приема применение грамзаписи может быть эффективно, особенно когда она дается в сравнении с «живым» звучанием произведения. Обязательно нужно настроить детей на прослушивание музыкального произведения: «Послушайте и скажите, о чем рассказывает эта музыка», «какое настроение она у вас вызвала?» Если дети сначала слышат музыку, а потом вопрос, то, как правило, не могут полно и точно ответить на него. Необходимо нацелить детей на слушание музыки. Сразу поставить вопрос, а затем дать прослушать произведение.

Беседа

Чтобы составить интересную беседу о музыке надо подумать, что в ней интересного и для чего её надо послушать детям. Прежде чем дать слушать музыку детям, послушайте её сами несколько раз и поймите: о чём она вам рассказывает и чему учит. Если не удалось проникнуть в суть произведения, то слушайте с детьми другую музыку. Не объясняйте то, чего сами не понимаете. Нельзя требовать от детей, чтобы они "определили характер музыки", если музыка им не понятна или неинтересна, они ничего не "определят".

Беседа может быть о предмете музыкального произведения. Так перед прослушиванием пьесы «Жаворонок» П.И. Чайковского я спрашиваю детей, кто такой жаворонок. Я рассказываю, что это маленькая птичка, которая красиво поет и быстро летает высоко в небе. Я показываю слайд с широким красивым полем и читаю стихотворение Жуковского «Жаворонок». Затем дети слушают музыку.

Рассказ

Перед прослушиванием произведения рассказать о его структуре, о частях, из которых оно состоит, об истории создания. Например, «Неаполитанская песенка» П. И. Чайковского: «Эту мелодию композитор написал, когда был в Италии в городе Неаполь. Этот город славится своими певцами и песнями. Эту песню пели под гитару. Композитор записал её без слов и включил в «Детский альбом». Музыкальное сопровождение пьесы напоминает звуки гитары. Песня оживленная, её вторая часть похожа на пляску». После словесного пояснения дети слушают пьесу.

Образные сравнения

Например, перед слушанием «Вальса-шутки» Д. Шостаковича, я говорю: «Когда человек плачет, на глаза наворачиваются слезы, а когда смеётся? Как будто ничего, только губы улыбаются. На самом деле, когда мы смеёмся, у нас появляются смешинки. Смешинки невидимы, как воздух, но это они раскрывают наш рот в улыбке, они сидят у нас в глазах, поэтому наш взгляд бывает веселым. В музыке тоже может присутствовать смешинка». Детям нравится рассказ о смешинках, они характеризуют музыку, как веселую, полную смешинок.

Пособия с условными обозначениями

На карточках могут быть символы настроения (солнышко, тучка), символы жанра (марш, вальс, песня и т. д.). После прослушивания музыки дети поднимают карточку с соответствующим символом.




©2015 studenchik.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.