Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Фольклорная необрядовая лирика. Особенности поэтики. Постоянный эпитет, метафора, парралелизм. Формульность песенной лирики



Лирика- поэтический род устного художественного творчества.

В народной лирике слово и мелодия неразделимы.

Задача лирических песен - раскрывать мироощущение народа путем непосредственного выражения чувств, мыслей, впечатлений, настроений.

Необрядовая лирика не привязана к обряду, в отличие от свадебной, похоронной и т.д

У народной лирики нет авторов: это обобщенная подача чувств и эмоций. Она применима к чувствам любого человека.

Собирательством лирических песен занимались: Киреевский, Шеин, Рыбников, Соболевский, Максимов, Якушкин, Васнецов

Классификация представляет сложность.

1 По форме исполнения они бывают: долгие протяжные и короткие частые; игровые и плясовые, но одна песня могла быть исполнена по-разному.

2 Делили по настроению, но это слишком обобщенная классификация.

3 Кроме музыко-ритмического деления, можно разделять по функциям:

-исповедальные,

-песни для роздыха (игровые, плясовые и кадрильные),

-поцелуйные.

4 Существуют «мертвые песни», они хранятся в памяти, но как их исполнять, неизвестно.

5 тематическое деление по социальной принадлежности предложил Соболевский

-девичья- юношеская(любовная)

-мужская- женская(семейно- бытовая)

-рекрутские и солдатские

-разбойничье

-антикрепостнические

6 Колпакова предложила жанровое деление:

-Песни заклинания,

-песни игровые,

-песни величальные

-песни лирические.

Композиция лирических песен.

1 Монолог

2 Диалог(но чистого диалога очень мало)

3 Повествовательные или описательные(вводная часть, а дальше диалог или монолог)

Особенности поэтики:

1 Аналогия между природным миром и внутренним миром человека(для всех типов) об этом писал Веселовский- «психологический параллелизм» еще одна разновидность параллелизма- отрицательный(чужая жена- лебедушка… своя- полынь…)

2 Цепочки- ступенчатая композиция,

3 Антитеза,

4 Зачин- он задает тон, вводит в курс дела,

5 Концовки,

6 Анафора,

7 Тавтология, повторы. Значимы для смысла песни. (например невеста отказывает нескольким женихам) также повторы отдельных слов- лексические повторы. Усиливали худ. воздействие песни.

8 Сравнения,

9 Метафоры. (особо значим прием развернутой метафоры.)

10 Гиперболы,

11 Эпитеты. (Постоянные эпитеты - поэтически типизировали природу, быт, образ человека.)

12 Уменьшит- ласкат суффиксы, Преобладание глагольных форм.

Логические нарушения привычны для лирических песен:

1.Временная несвязность эпизодов текста(разлучает нас неволя…. Много писем посылала….) временные показатели перепутаны.

2.пространственные нарушения(сад посреди леса)

Связь лирического текста на уровне переживаний, поэтому не очень важно.

Конец 20 века. Мальцев, анализируя тексты, пришел к выводу, что природа лир песен представляет собой набор поэтических формул(типические слова, постоянный эпитет, метрически обусловленная группа слов, типический образ, стереотипная ситуация)

Признаки формул: стереотипность, устойчивость и повторяемость.

Формула - форма овнешвления СВОЕГО состояния, ибо слушателей лирической песни обычно не бывает.

Мотивы - сюжетный уровень, а формулы- композиционный(описание персонажа, время, место, атрибуты и т.д) формула- знак состояния исполнителя. (черный ворон- мужская угроза, серая кукушка- женская, один, склонившись над водой- печаль, тогда как несколько человек- уже иное состояние) важно умение говорить о своих чувствах сложным языком, поэтому формула дает эстетический простор.

Некоторая тема в словесном режиме, которая может быть дана в максимально развернутом и свернутом виде. Развертка\свертка этих формул ничего не меняет.

Выйти на берег.. не действие, а психологическое состояние.

Фольклорная формула: единица текста. В плане содержания она имеет некий традиционный смысл. Она оказывается звеном, связывающим традиционную реальность и текст. Традиционная реальность - та, которую носители традиции считают достоверной. Формулы нанизывают одно состояние на другое, удерживая его.

31.Частушка: тематика, поэтика, функции. Проблема происхождения жанра.

Частушки - короткие рифмованные лирические песенки, которые создавались и исполнялись как живой отклик на разные жизненные явления, выражая ясную положительную и отрицательную оценку. Во многих частушках присутствует шутка и ирония.

2 точки зрения на происхождение частушки:

1 Частушка — фольклорный жанр Нового времени, результат влияния фабричного города на крестьянскую культуру. (Д.К. Зеленин) Он считал, что частушка представляет собой продукт переходной эпохи, суть которой состояла во включении народа в письменную литературную культуру интеллигенции.

2 Частушка - вполне традиционный фольклорный жанр. (А.И. Соболевский, Е.Н. Елеонская, Флоренский, Б.Л. Розенфельд, А.А. Банин, Н.С. Бурмистров и др.) => частушка бытовала в качестве припевов во время деревенской пляски, традиции несомненно древней. В описаниях сибирской традиции середины ХIХ в. Г.Н. Потанин отмечал отсутствие в ней плясовых песен и, наряду с этим, наличие напеваемых под музыку отрывков, весьма схожих с частушкой.

Тематика частушки охватывает самые разнообразные области жизни — общественность, семью, любовь, быт, труд, отдых, пейзаж и пр., отсюда Ч. политические, бытовые, сатирические, юмористические, эпиграмматические, шуточные, плясовые и т. д

Частушки, исполняя которые, парни и девушки сообщают о том, что они думают и чувствуют, имеют особое определение — примерные. Частушечная речь служит каналом, посредством которого может быть публично передано сообщение, невозможное для передачи никакими иными способами.

Если примерность — характеристика содержания частушки, то состязательность — одна из форм ее использования. Призом в частушечном состязании служит репутация. Так, девушку, которая хорошо поет частушки, называли славутницей/слабутницей. Состязательность характеризует и частушку парней. Наряду с частушечным межперсональным диалогом, частушка парней может исполняться от лица группы — шатии, артели.

Сам же набор ролей достаточно стабилен. К ролевым определениям относится лексема «супостат»/ «супостатка»: изменивший парень — для девушки и соперник — для парня. Определение «супостат»/ «супостатка», так же как и другие ролевые определения: миленок/милка, ягодинка, дроля, залетка — принадлежат общему словарю частушки. Они всегда маркируют не лицо собственно, а характер отношений между говорящим и тем, к кому относится частушечное определение.

Частушка выделяется из спонтанного потока речи за счет использования особых маркеров — ритма, интонации, напряжения голоса и его тембра, особой синтаксической организации и пр.

Особенности частушки:

1 Персональность - устойчивая характеристика частушки. (тождество субъекта речи и исполнителя частушки)

2 Одной из практик исполнения частушки является одинокая лирическая медитация (при детях петь не стыдились). (личные частушечные серии, спевы, создают персональную историю, представленную в общих, ратифицированных социумом, формулировках)

3 В частушке эксплицируются отношения.

4 Частушки позволяют говорящему разделить ответственность за свое высказывание с обществом/традицией, а обществу, тем не менее, отнести такое высказывание к личной сфере исполнителя.

5 Петь частушки и плясать для старших — молодиться, представлять себя в прошлой возрастной роли.

Функции частушки,

1.Сообщение новости (Симаков, Зеленин)

Новостью является не сам текст, но акт приписывания некоего текста некоему конкретному факту. (некрутские частушки - эксплицируют персональную сферу)

2. Конструирование социального пространства (частушки-индикативы,)

Желания, опасения, потребности — вводятся ею на общих правах с реальностью факта. Утверждение факта и утверждение намерений в частушечном речевом акте выравниваются в правах и используются в качестве двух посылок к общему выводу.

3.Частушечная речь, называя наиболее травматическое для сообщества событие, делает его предметом рефлексии.

4.В частушке высказывается личная оценка, претендующая на то, чтобы стать оценкой коллективной.

5.Пополняет общий словарь частушечных фигур.

6.Частушка соединяет временное и пространственное — реалии и события — и вневременное — характеристики и определения. Условием такого сведения регулярно служит символ.

Итак, в частушке личные истории легитимируются общественной оценкой, после чего частушки собираются в течение жизни в спевы, которые уже не имеют публичного значения, но служат способом нарративного осмысления личного и общего опыта. Частушечные тексты служат знаками, связывающими личное и общественное — факты и смыслы — в определенной точке, создавая смысловые интегралы — мотивы. Частушечные спевы организуют такие знаки-мотивы в сюжет.




©2015 studenchik.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.