Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Юридическая психология в системе научного знания и юридической практики



Юридическая психология

ВВЕДЕНИЕ

Учебное пособие представляет собой краткое, лаконичное изложение учебного материала по курсу юридической психологии.
Психологические знания являются составной частью юридического образования. На стыке общей психологии и юриспруденции возникла новая область научных знаний - «Юридическая психология», которая создает предпосылки для формирования общей психологической культуры студентов-юристов.
Юридическая психология - прикладная наука. Психическая сфера лиц, связанных с правовой деятельностью и судопроизводством, обладает рядом психологических особенностей, характер которых обусловлен выполнением ими множества разнообразных социальных и правовых функций. Специфику психической деятельности сотрудников правоохранительных органов, вовлеченных в орбиту правоотношений, призвана изучать юридическая психология. Юридическая психология по соотношению ко всему спектру нормативно-правовых и научно-юридических феноменов является не частной областью знаний, т. е. одной из множества научных дисциплин, а выступает в роли специальной дополняющей науки, способствующей совершенствованию правового регулирования в юридической практике.
Общей задачей юридической психологии является раскрытие психологической сущности фундаментальных категорий права и правосознания, а также разработка рекомендаций по наиболее эффективному осуществлению правоприменительной деятельности.
Проблему преступности в обществе необходимо решать совместно с другими социальными науками, которые изучают прежде всего причины преступности в онтогенезе, исследуя психологические феномены наказания, вины и раскаяния преступников.
Действующее уголовно-процессуальное законодательство, существующие нормативные документы не регламентируют деятельность по составлению психологического профиля преступления и их использования в правоприменительной практике. Психологический портрет и его использование не служит доказательствами по делу, но успешно применяется при поиске доказательств, осуществлении оперативных и следственных действий. Автор предлагает алгоритм составления психологического портрета, а также приемы профессионального наблюдения и изучения психологии лжи.Структура пособия включает актуальные проблемы правовой и превентивной психологии, отражает состояние и перспективы развития криминальной и судебной психологии.
В первой главе рассматривается общая характеристика юридической психологии как науки. В нее включены объект, предмет, задачи, история и методы юридической психологии. Подробно излагаются методологические и теоретические проблемы.
Вторая глава посвящена актуальным проблемам правовой и превентивной психологии.
В третьей главе представлено состояние и перспективы развития криминальной психологии. Подробно рассмотрены вопросы психологии организованной преступности и методы борьбы с ней.
Четвертая глава посвящена психологическим аспектам следственной и оперативно-розыскной деятельности. В ней детально раскрываются вопросы психологических аспектов предварительного следствия: осмотра места происшествия, опознания, допроса, очной ставки, а также методы установления психологического контакта и преодоления психологических барьеров в общении.
В пятой главе освещаются вопросы судебной психологии, уделяется особое внимание производству судебно-психологических экспертиз.
Шестая глава рассматривает вопросы пенитенциарной психологии. Особое внимание уделяется изучению психологических аспектов проблем наказания и исправления преступников, личности осужденного и её ресоциализации в условиях исправительного учреждения.
Завершает учебное пособие седьмая глава, в которой рассматриваются психотехнические приемы в деятельности юриста.
В словаре терминов общей и юридической психологии в алфавитном порядке предложено толкование, встречающихся в учебном пособии, некоторых специальных понятий.
Практическая направленность учебного пособия предусматривает приобретение студентами конкретных профессиональных навыков и умений.

Юридическая психология в системе научного знания и юридической практики

Психология - это наука, изучающая закономерности и механизмы возникновения и функционирования психики. Долгое время, начиная с античных времен, психологические проблемы разрабатывались внутри философии и только в середине XIX века психология выделилась в самостоятельную науку.
В начале XX века швейцарским психологом Э. Клапаредом в научный обиход введено понятие «юридическая психология», которое характеризовало активно развивающуюся прикладную отрасль психологии, исследующую проявление и использование общих психологических механизмов и закономерностей в сфере отношений, регулируемых правом.
Как прикладная отрасль юридическая психология, естественно, должна иметь тесную взаимосвязь прежде всего с фундаментальными психологическими науками - историей, общей и социальной психологией. При этом последние оказывают влияние на развитие юридической психологии через использование ее представителями имеющейся в фундаментальных психологических дисциплинах методологии, категориального аппарата, классификационных теоретических схем, общих законов и механизмов возникновения, проявления и развития психических явлений. Однако в связи с тем, что юридической психологии присуща и своя «внутренняя логика развития» (причем, во многом обусловленная ее тесной психопрактической связью с юриспруденцией), то выявленные специфические закономерности в последующем должны ассимилироваться и в обобщенных теориях или концепциях, которые разрабатываются в фундаментальных психологических науках.
Для современной юридической психологии характерны очень тесные взаимосвязи со многими смежными психологическими дисциплинами: дифференциальной, возрастной, педагогической, медицинской, инженерной психологией, психологией труда, управления и др. Заимствуя из данных смежных наук многие узловые теоретические положения и методический инструментарий, юридические психологи не только адаптируют их применительно к решению своих частных задач, но и своими научными наработками оказывают коррекционно-стимулирующее влияние на построение в указанных отраслях более глубоких концептуальных схем и моделей.
В отношении же взаимосвязей юридической психологии со смежными научными дисциплинами, которые изучают условия и аномальные формы индивидуального поведения (в частности, психиатрия, судебная медицина и др.), юридические психологи поддерживают самые тесные контакты, чтобы, во-первых, выбрать правильные ориентиры своей профессиональной компетенции (особенно в отношении определения дееспособности лиц, допустивших противоправное поведение), а во-вторых, развить и собственные теоретикоприкладные направления (например, обоснование и развитие в начале 80-90-х годов Ю.М. Антоняном, В. Гульданом криминальной патопсихологии, М. Л. Балабановой - судебной патопсихологии, М.М. Коченовым, В. Н. Кудрявцевым, А. И. Печерниковой и О. Д. Ситковской - направлений судебно-психологической экспертизы). Особый характер взаимосвязей присущ юридической психологии с правовыми науками и юридической практикой.
Юридическая психология по соотношению ко всему спектру нормативно-правовых и научно-юридических феноменов должна являться не частной областью знаний, т. е. одной из множества научных дисциплин, способствующих совершенствованию правового регулирования, а выступать в роли дополняющей науки.
При принятии во второй половине 90-х годов нового законодательства введено значительное число новых понятий, имеющих сугубо психологический либо комплексный психолого-правовой характер. Так, в Уголовном кодексе РФ, введенном в действие с 1997 года, включены нормы, связанные с уголовной ответственностью лиц с психологическим расстройством, не исключающим вменяемость (ст. 22), с деянием, совершенным по легкомыслию (ст. 26), с определением несоответствия психофизиологических качеств требованиям экстремальных условий или нервно-психическим перегрузкам (ч. 2 ст. 28), с выявлением устойчивости и сплоченности как признаков преступной группы (ч. 3, 4 ст. 35), с определением психического принуждения (ст. 40), особой жестокости (п. «д» ст. 105, п. «б» ст. 111, п. «в» ст. 131), аффекта и длительной психотравмирующей ситуации (ст. 107, 113), психологических страданий (ч. 1 ст. 117) и т. д.
Глубоко психологизированные новеллы закладываются и в области семейного, трудового, предпринимательского законодательства. В связи с этим представляется крайне актуальным повысить активность и скоординированность действий юридических психологов в обосновании и разработке психологических основ теории права и юридической практики. В этой связи, необходимо, во-первых, начать теоретико-прикладные исследования по всем стадиям правового регулирования, а не только, как было преимущественно раньше, лишь по психологии правоприменительной деятельности, а во-вторых, в контексте расширенных методологических основ и уточненного предмета юридической психологии реально превратить ее в перспективе из сугубо прикладной науки в теоретическую науку наряду с философией и социологией права.
В отношении совершенствования психологического обеспечения различных видов юридического труда в последние годы (особенно при создании психологических служб в ФСК, МВД, Минюсте) происходят значительные позитивные изменения. Хочется надеяться, что имеющиеся здесь сегодня трудности (как концептуального, так и организационно-методического характера) будут успешно преодолены и в итоге юридические психологи не только отстоят профессиональное право занимать особую позицию по отношению к различным типам клиентов-юристов, но и расширят свою «экологическую нишу» в обслуживании юридической практики. Естественно, в данном случае потребуется, тесное взаимодействие и координирование взаимосвязей со специалистами таких областей, как криминалистика, криминология, юридическая педагогика, социальная работа и др.




©2015 studenchik.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.