Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Порядок подготовки курсовой работы



Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов

 

Утверждены

на заседании кафедры

теории права и правоохранительной деятельности

23 января 2009 г., пр. № 9

 

Методические рекомендации

По выполнению курсовых работ

По учебной дисциплине

ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО государства и права

(специальность — 030501.65 Юриспруденция)

 

 

Санкт-Петербург

 

Кафедра теории права и правоохранительной деятельности

 

Составитель

Профессор кафедры теории права

И правоохранительной деятельности,

Доктор исторических наук Ю.Е.Кондаков

Рецензенты:

профессор Санкт-Петербургского государственного университета,

доктор юридических наук Д. И. Луковская

 

Пояснительная записка

Курсовая работа является одной из важнейших форм самостоя­тельного изучения студентами вопросов учебной дисциплины «История отечественного государства и права».

Курсовая работа по дисциплине выполняется на I курсе обучения. Тематика и методические рекомендации по выполнению курсовых работ разрабатываются кафедрой в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта (специальность — 030501.65 Юриспруденция).

Основными целями курсовой работы являются: обучение самостоятельному применению теоретических знаний, полученных в процессе изучения истории отечественного государства и права; привитие практических навыков научного исследования; формирование юридического мировоззрения и правовой культуры.

Выполнение курсовой работы позволяет студентам совершенствовать собственные представления об основных закономерностях формирования и функционирования государства и права, ориентироваться в потоке научной и практической информации, объективно оценивать социально-правовые явления и про­цессы.

Курсовая работа по истории отечественного государства и права помогает студентам логически грамотно выражать и обосновывать точку зрения по государственно-правовой проблематике, свободно оперировать юридическими категориями и понятиями, увязывать теоретические положения с юридической практикой правотворческой и правоприменительной деятельности.

Курсовая работа долж­на:

— основываться на нормативно-правовых актах, специальной на­учной и справочной литературе, на достоверном фактическом мате­риале из практики деятельности правоприменительных органов;

— носить самостоятельный, творческий, логически связанный, непротиворечивый характер;

— содержать авторские обобщения и выводы, касающиеся исследуемой проблематики.

Курсовая работа является самостоятельной формой итогового кон­троля знаний студентов. Окончательная оценка курсовой работы определяется по итогам ее защиты.

 

Темы курсовых работ

1. Зарождение судебной системы в Древнерусском государстве и её совершенствование в России (ХI- первая половина ХIХ вв).

2. А.М.Курбский (1528-1583) и его взгляд на политику Ивана IV.

3. Система государства и права в чрезвычайных условиях Великой Отечественной войны. Вопросы теории и практики.

4. Конституционное строительство в России: вопросы теории и практики.

5. Становление трудового законодательства в России в начале XX в.

6. Российский монарх и его правовое положение в начале ХХ в.

7. Дело протопопа Аввакума (1620-1682).

8. Уголовное уложение 1903г. и его значение для дальнейшего развития российского уголовного права.

9. Особенности кодификации советского права в 20-е годы XX в.

10. Становление советского уголовного процесса (1917-1937гг).

11. Дело царевича Алексея Петровича (1690-1718).

12. Государственный Совет в структуре власти императорской России.

13. А.П.Волынский (1689-1740) и заговор «конфидентов».

14. Система уголовных наказаний за воинские преступления в России в XVIII-Х1Х веке.

15. Следствие по делу Н.И.Новикова (1792).

16. Должностные преступления в уголовном праве России в Х1Х-начале XX вв.

17. Присоединение Финляндии к России и организация Сейма.

18. Судебная система России начала ХХв.

19. Мировая юстиция и её возникновение в России.

20. Институт мировых судей в Санкт-Петербурге в XIX веке и на современном этапе: историко-сравнительный анализ.

21. Ювенальная юстиция в Советской России в 20-30-е гг.

22. Советское законодательство о борьбе с беспризорностью и безнадзорностью в 20-40 гг.

23. Правовая ответственность за взяточничество в России в Х1Х-начале XX вв.

24. М.М.Сперанский (1772-1839) и Комиссия по составлению законов.

25. Н.Н.Новосильцев (1768-1838) и разработка первого конституционного проекта для России.

26. Следствие и суд над декабристами (1826).

27. Правовое положение органов законодательной власти в России в 1906 - 1917 г.

28. Министерство Внутренних Дел в системе органов Российского государства во второй половине XIX -начале XX веков (до 1917 г.).

29. Подготовка судебной реформы Александра II.

30. Дело Веры Засулич (1849 -1919).

31. Судебная система послереволюционной России в 1917-20 гг. и её особенности.

32. Советская судебная система и её особенности в 30-80-е годы ХХ в.

33. Условия содержания заключенных в России второй половины XIX века.

34. Земельный кодекс советской России 1922 года. Правовой анализ.

35. Приказы как органы государственного управления в России и их правовое обеспечение.

36. Российское законодательство XVIII-XIX веков и еврейский вопрос.

37. История смертной казни в России.

38. Административно-командная система и ее особенности в структуре советской власти.

39. Высшие органы государственной власти советского государства и их правовой статус.

40. Государственная деятельность С.Ю.Витте (1849-1915).

41. Дело С.Н.Мясоедова (1915).

42. Дело патриарха Тихона (1922-1924).

43. Институт апелляции в Российском судопроизводстве: история и современность.

44. Правовые основы существования и деятельности профсоюзов в российском обществе.

45. Патриарх Филарет (1554-1633) и его участие в государственном управлении.

46. Председатель ОГПУ-НКВД Г.Г.Ягода (1891-1938).

47. Советская прокуратура под руководством А.Я.Вышинского (1883-1954).

48. Деятельность органов СМЕРШ.

49. Ленинградское дело (1949-1952).

50. Смещение Н.С.Хрущева.

Порядок подготовки курсовой работы

 

Этапы подготовки курсовой работы

  1. Выбор и утверждение темы.
  2. Составление и согласование плана курсовой работы.
  3. Изучение научной литературы и нормативно-правовых актов.
  4. Написание текста работы.
  5. Оформление курсовой работы, представление ее на ка­федру для регистрации и рецензирования.
  6. Работа с рецензией и устранение указанных замечаний.
  7. Защита курсовой работы.

1. Выбор и утверждение темы

Тематика курсовых работ составляется и утверждается кафедрой. Персональная тема определяется по порядковому номеру студента в списке учебной группы.

Возможен также инициативный выбор темы. В этом случае необходимо предварительное согласование с научным руководителем.

Регистрация тем (в том числе согласованных с научным руководителем) осуществляется методистом кафедры в журнале учета тематики курсовых работ.

2. Составление и согласование плана курсовой работы

Важным элементом любой письменной работы является план, который определяет структуру и направленность исследования. План курсовой работы должен состоять из следующих разделов:

— введение;

— основная часть (2–3 вопроса);

— заключение;

— список использованной литературы.

 

Наличие плана курсовой работы позволяет осветить в ней только те вопросы, которые относятся к теме, обеспечить чет­кость и последовательность в изложении материала, избежать пробелов и повторений, научно организовать самостоятельный труд, в определенной степени сэкономить так необходимое для первокурсника время.

По согласованию с научным руководителем определяется план работы. Студент может, пользуясь примерным планом, внести в него некоторые изменения или предложить свой план. При необхо­димости рекомендованный примерный план может быть изменен: дополнен новыми вопросами; изменена последовательность из­ложения материала и т. п.

Для более четкого определения круга вопросов, которые необ­ходимо рассмотреть, каждый раздел плана можно развернуть на более мелкие подвопросы. При этом следует помнить, что излишняя перегруженность плана работы множеством вопросов нецелесообразна. Первый признак неправильно составленного плана — повторение одним из вопросов названия всей темы. Каждый отдельный вопрос должен раскрывать только ее часть.

После составления плана работы необходимо согласовать его с научным руководителем. Без такого согласования приступать к раскрытию темы не рекомендуется, так как неудачно состав­ленный план может свести на нет всю последующую работу.

 

3. Изучение научной литературы и нормативно-правовых актов

Приступая к данному этапу работы, необходимо прежде всего уста­новить круг литературных и официально-документальных источников, от­носящихся к теме исследования.

Именно на этом этапе и проявляются умения и навыки студентов ис­кать, находить, отбирать и систематизировать в огромном море совре­менной научной информации необходимые источники и содержащиеся в них факты, события, правовые нормы и оценки. Основная задача — найти наибольшее количество объективно существую­щей и реально доступной информации научного, справочного и норма­тивного характера. Это показатель его научной грамотности и добросове­стности.

При работе над курсовой работой следует использовать следующую научную литературу:

— монографии (научные книги по специальным темам);

— научные статьи из журналов;

— статьи в сборниках научных трудов;

— статьи в материалах научных конференций;

— рецензии на опубликованные монографии и научныестатьи;

— авторефераты диссертаций;

— аннотации монографий иностранных авторов в реферативных сборни­ках;

— научно-практические комментарии законодательства;

— материалы круглых столов по научно-практическим проблемам.

Для поиска специальной общенаучной и правовой литературы следу­ет использовать:

— предметные и систематические каталоги библиотек;

— библиографические указатели;

— реферативные журналы;

— указатели опубликованных в журналах статей и материалов. Данные указатели помещаются в последнем номере за истекший год (или 1–2-м номере следующего года) в журналах:

— «Государство и право»;

— «Правоведение»;

— «Российская юстиция»;

— «Российский юридический журнал»;

— «Социальная защита»;

— «Московский журнал международного права»;

— «Журнал международногочастного права»;

— «Вопросы философии».

Нужно иметь также в виду, что по некоторым отраслям юридической науки изданы специальные библиографии, которые уже содержат сис­тематизированный перечень всей изданной по данной отрасли науки или по той либо иной теме (разделу, вопросу, проблеме) литературы за опре­деленный период времени. Информацию об этом можно получить у биб­лиографов в учебных и научных библиотеках.

Кроме этого, нужно использовать литературу, указываемую авторами научных работ в подстрочных сносках на страницах книг (журналов) или в помещенных в конце книги (статьи) примечаниях, списке литературы, библиографиях.

Необходимо учитывать определенную научную и фактологическую цен­ность советской и дореволюционной литературы.

Следует иметь в виду и поступающие из центральных ведомств и ми­нистерств методические письма и обобщения практики, находящиеся в соответствующих организациях и учреждениях по подчиненности.

Кроме того, нужно активно использовать получившие широкое рас­пространение в последние годы автоматизированные компьютерные ба­зы данных «Кодекс», «Гарант», «Консультант» и других, содержащие инфор­мацию обо всех действующих нормативно-правовых актах и тексты этих ак­тов.

Изучение литературы в одном случае целесообразно начинать с общих фундаментальных работ, а затем переходить к частным работам, стать­ям, в другом — с журнальных статей. Все зависит от темы исследования, нали­чия, характера и полноты литературы, уровня подготовки студента.

При выполнении курсовой работы необходимо использовать нор­мативно-правовые и другие официально-документальные источники, со­держащиеся как в открытой печати, так и в соответствующих государст­венных и иных органах и организациях (ведомственные инструкции, письма, протоколы и т. п.) с разрешения руководителей этих учреждений.

Это могут быть законы, указы, постановления, решения, приговоры, указания, заявления, инструктивные письма и другие документы государ­ственных и негосударственных органов и организаций, а также междуна­родные договоры и другие документы международного характера.

Изучать и использовать (при цитировании и ссылках) нормативно-правовые и иные юридически значимые документы нужно по официаль­ным изданиям соответствующих правотворческих и правоприменительных органов. Официальными изданиями являются:

— Собрание законодательства Российской Федерации(с 1993 г. — Собрание актов Президента и Правительства РФ);

— Ведомости Федерального собрания РФ (до 1994 г. — Ведомости Верховного Совета РФ);

— «Российская газета».

Изучение и обобщение правоприменительной практики

Некоторые темы и характер курсовых работ требуют изучения и обобщения практики применения законодательства. В связи с этим перед автором курсовой работы стоит задача изучить и обобщить правоприменительную практику соответствующих органов. Это позволит установить тенденции и выявить имеющиеся недостатки и пробелы в действующем зако­нодательстве, наметить пути повышения его эффективности, дать соот­ветствующие рекомендации по дальнейшему усовершенствованию прак­тики применения этого законодательства.

Студент должен иметь ясное представление о том, что и где он будет изучать, а также какова цель изучения практики. Для того чтобы изучение практики было плодотворным, студент совместно с научным руководите­лем должен определить методику обобщения (в зависимости от характе­ра обобщения и поставленной задачи).

Материалы обобщения юридической практики могут использоваться как для под­тверждения и иллюстрации теоретических положений, так и для выводов о степени эффективности действующего законодательства и практического применения.

Собранные материалы в виде письменного обзора (справ­ки, проекты документов) могут прилагаться к курсовой работе.

Собранная в процессе подготовки научная информация курсовой работы должна отражать различные взгля­ды на поставленную проблему, то есть должны присутствовать эле­менты научной полемики.

Особо следует подчеркнуть значение нормативного материа­ла, используемого в курсовой работе. При работе с нормативным материалом необходимо учесть, что сноски на законодательство должны быть точными и сопровождаться указанием полного назва­ния, даты и органа, принявшего данный акт.

Анализ составных частей проблемы, изложение темы долж­но проводиться в определенных рамках. Во-первых, нужно уточ­нить категориальный аппарат, который следует использовать при анализе, четко и конкретно изложить предмет исследования, дать формулировку того или иного теоретического положения в виде развернутого определения. Во-вторых, раскрыть содержание во­проса, показать роль и значение изучаемого явления, его место в системе теоретических положений. В-третьих, весьма ценным в курсовой работе является подкрепление теоретических выводов и положений фактами практической деятельности, политической реальности, примерами из юридической практики. В-четвертых, надо писать просто, помня, что вычурный стиль, как пра­вило, скрывает бедность мысли. В-пятых, в работе обязательно должны присутствовать элементы полемики, ибо нельзя разви­вать новые взгляды иначе как полемически, без нее невозможно представить развитие науки. В-шестых, работа должна завер­шаться выводами и предложениями, к которым пришел автор в ходе исследования.

4. Написание текста работы

К непосредственному написанию содержания курсовой работы можно присту­пить только после детального ознакомления со своей темой, изучения научной литературы, нормативного материала, практики применения законода­тельства.

Написание курсовой работы носит творческий характер. Недопустимо дословное переписывание текста из книг, журналов и т. п. Творче­ская самостоятельность студента должна проявляться в умении на­ходить различные точки зрения, разбираться в имеющихся спорных мнениях, в способности найти самостоятельные аргументы в пользу отстаиваемой позиции, проанализировать материалы практики и использовать результаты анализа для формулирования теоретических выводов и предложений по дальнейшему совершенствованию законодательства и практики его применения.

Курсовая работа должна быть написанаграмотно, литературнымязыком.

Основные требования к работе следующие:

— работа должна носить исследовательско-аналитический, а не описательный характер;

— работа не должна состоять из набора отдельных фактов, событий, точек зрения и цитат;

— в процессе подготовки работы нужно не только фиксировать юридически значимые фак­ты, события, мнения, но и делать необходимые обобщения, устанавливать причинно-следственные связи, выявлять тенденции и закономерности, формулировать предложения и рекомендации.

В соответствии с планом работы следует определить порядок рассмотрения каждого вопроса. Целесообразно вначале систе­матизировать категории и понятия, определить их логический ряд. Далее следует проанализировать раз­личные точки зрения на исследуемую проблематику, а затем выработать собственную пози­цию и сделать соответствующие выводы обобщающего характера.

Студентам в ряде случаев достаточно сложно самостоятельно отделить необходимую информацию от второстепенной, поэтому на данном этапе необходимо проконсультироваться с научным руководителем.

При написании текста курсовой работы следует помнить о том, чтобы каждый пункт плана раскрывал отдельный аспект избранной темы. Структурные разделы работы должны носить логически взаимосвязанный, не противоречивый характер. Изложение вопросов осуществляется в примерно равном объеме. В работе не допускаются текстуальные по­вторения.

Для того чтобы тема курсовой работы была раскрыта, студент должен исходить из следующих основных принципов:

— самостоятельность в обобщении изученного материала;

— оценка различных точек зрения по затронутой проблеме;

— собственное осмысление проблемы на основе теоретическихзнаний;

— системность, стройность изложения и логическая завершенность работы;

— убедительность и аргументированность авторских суждений;

— оригинальность и нестандартность в освещении проблемы.

Курсовая работа в соответствии с планом начинается с вве­дения, где называются моти­вы избрания данной темы, подчеркивается актуальность исследуемой проблематики, показывается степень ее научной разрабо­танности, определяется место в науке теории госу­дарства и права. Во введении ставятся основные цели и задачи, разрабатываются подходы по их реализации.

Объем введения не должен превышать 10 % от общего объема работы (2–3 страницы).

В основной части работы логически последовательно рас­крываются поставленные вопросы. Каждый вопрос, должен включать вводную, описательную и заключительную части, в которых автору следует изложить выводы частного характера.

В процессе изложения основной части работы показывается глубокое понима­ние сущности избранной темы, знание используемых источни­ков, умение сопоставлять различные точки зрения. Важно не механическое сопоставление отдельных позиций или их бездо­казательная критика, а стремление к тому, чтобы главные мо­менты были подкреплены теоретическими положениями, фак­тами и примерами практической деятельности.

Раскрывая тему, автору нужно макси­мально использовать имеющиеся теоретические знания, навыки в работе с источниками, умение сравнивать, анализировать и об­общать полученную информацию. Кроме того, важно показать связь теоретических положений с реальной жизнью, практической дея­тельностью общественных и государственных органов.

Положения дискуссионного характера следует аргументировать путем дополнительной ссылки на мнение авторов, являющихся признанными авторитетами в данной проблематике. При написании курсовой работы студент должен использовать не менее 10–15 различных источников (учебных пособий, монографий, сборников научных трудов, а также разнообразную печатную продукцию периодических изданий).

Примерный объем курсовой работы должен составлять 20–25 страниц машинописного текста. Поскольку курсовая работа является результатом самостоя­тельного изучения студентами избранной темы, она должна быть написана своими словами, содержать необходимые лич­ные обобщения и выводы.

В заключение работы автором подводится итог научного исследования, ука­зывается, с какими трудностями пришлось столкнуться при из­ложении избранной темы, акцентируется внимание на теоретических положениях, вызвавших особый интерес, выделяются вопросы, имеющие практическую значимость. Объем заключения составляет около 10 % от всего содержания курсовой работы (2–3 страницы).

5. Оформление курсовой работы, представление ее на ка­федру для регистрации и рецензирования

Курсовую работу оформляют в компьютерном варианте в соответствии с требованиями к работам подобного рода. Сокращение слов не допускается, за исключением официально установленных аббревиатур (РФ, МВД, ОВД и т. п.).

После того как работа подготовлена, необходимо пронуме­ровать страницы. Тщательно отредактиро­ванный текст брошюруется в установленной последователь­ности.

Каждый раздел курсовой работы должен быть озаглавлен. За­головок отделяется от текста двумя интервалами и печатается заглавными буквами. Общепринятые размеры печати:

— на одной странице текста должно размещаться 28–30 строк;

— одна строка должна содержать 60–65 знаков (включая пробелы между словами);

— абзацный отступ равняется 5 знакам;

— для поля выставляются следующие размеры: левое — 30 мм, правое — 10 мм, верхнее — 20 мм; нижнее — 20 мм;

— размершрифта 12–14 (Times New Roman).

На титульном листе (первой странице, которая не нумеруется) указывается название учебного заведения, кафедры, темы, фамилия и инициалы автора, номер учебной группы, а также должность, ученая степень и научное звание руководи­теля.

На второй странице размещается план курсовой работы и указывается, на каких страницах размещены вопросы, парагра­фы, подзаголовки.

Текст каж­дого раздела курсовой работы (введения, основной части, заключения) начинается с новой страницы.

Ссылки на научные работы, нормативные акты в тексте обозначаются цифрами, а в сносках (внизу страниц) указыва­ется цитируемый источник в соответствии с требованиями оформления научного аппарата.

В библиографии указывается список использованной ли­тературы, включающий разделы: 1) законодательные и другие официальные материалы; 2) книги; 3) статьи; 4) авторефераты и диссертации; 5) литература на иностранных языках.

В законодательные и другие официальные материалы включаются международные акты, конституции, законы, ука­зы, постановления правительства, приказы министерств, ве­домств, государственных комитетов и тому подобного в соответствии с ус­тановленной последовательностью. В раздел «Книги» включа­ется вся использованная монографическая, публицистическая и другая литература, располагаемая в алфавитном порядке по первой букве фамилии автора; если работа представляет собой сбор­ник научных статей, то по первой букве его названия. В разделе «Статьи» перечисляются научные работы, опублико­ванные в журналах, сборниках научных трудов, в периодиче­ской печати.

Курсовая работа должна быть представлена для рецензирования на кафедру в устано­вленный срок. Кафедрой принимаются только оригиналы работ. Работы, выполненные путем ксерокопирования, не принимаются. Кроме этого, студент должен у себя хранить черновые материалы, которые он использовал при написании курсовой ра­боты вплоть до защиты.

Не рецензируются курсовые рабо­ты, выполненные несамостоятельно. В таких случаях преподава­тель определяет новую тему по своему усмотрению.

В библиографии указывается только цитируемая по тексту литература. При этом объем источника дается полностью: если это монография, то сколько страниц в этой работе; если научная статья, то на каких страницах в журнале она размещена.

Курсовая работа подписывается автором, ставится дата ее завершения и работа сдается для регистрации и рецензирования методисту ка­федры.

 

6. Работа с рецензией и устранение указанных замечаний

Получив письменную рецензию, студент внимательно изу­чает ее, акцентируя внимание на отмеченных недостатках.

Замечания принципиального характера должны быть устранены. Необходимые доработки осуществляются в письменной форме. Отдельные замечания, указанные в рецензии и не нуж­дающиеся в письменном изложении, требуют подкрепле­ния устными аргументами, которые приводятся при защите.

Если содержание работы не соответствует предъявляемым требованиям (не раскрыты вопросы, при написании работы использован единственный источник, содержание работы не соответствует плану и т. д.), то курсовая работа направляется на доработку.

В случае неудовлетворительного отзыва рецензента студент обязан выполнить работу вновь или переработать ее в соот­ветствии с полученными указаниями. К повторно выполненной работе необходимо приложить рецензию на предыдущую работу.

Устранение указанных в рецензии замечаний и после­дующая защита представляет собой завершающую часть рабо­ты над исследованием и в некоторой степени выступает ее итогом. Только после устранения указанных замечаний и доработки студент допускается к защите.

Получив допуск к защите, автор должен обновить в па­мяти содержание курсовой работы, выделить узловые вопросы и найти дополнительные аргументы на высказанные замеча­ния.

Полученный положительный отзыв является основанием для защиты курсовой работы.

7. Защита курсовой работы

Срок и место защиты определяется кафедрой. Защита принимается комиссией в составе 2–3 преподавателей, включая научного руководителя. Студент должен подготовить доклад на 5–7 минут, в котором в соответствии с планом кратко и убедительно излага­ет содержание работы, сделать обзор использованной науч­ной литературы, обобщив основные выводы, вытекающие из темы исследования. Дать полные и аргументированные ответы на замечания рецензента.

Выслушав автора, члены комиссии задают вопросы по содержанию курсовой работы, на которые отвечает докладчик.

Ознакомившись с отзывом рецензентанакурсовую работу, проанализировав ответы на заданные в процес­се защиты вопросы, члены комиссии указывают на допущенные недостатки и вносят предложения по ее оценке. Оценка выставляется с учетом качества выполненной ра­боты и результатов ее защиты.

В случае если курсовая рабо­та оценена «неудовлетворительно», студент должен подготовить ра­боту заново по той же самой теме или другой (по согласованию с научным руководителем) и пройти вновь процедуру защиты.

Студенты, не сдавшие на рецензию или не защитившие курсовую работу, счи­таются имеющими академическую задолженность и не допускаются к сдаче семестровых экзаменов.

 

 

Приложение 1

 




©2015 studenchik.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.