Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Экологические основы благоустройства



 

 

Охрана природных компонентов, восстановление и создание благоприятных санитарно-гигиенических и экологических условий и, в конечном итоге, обеспечение экологической безопасности жизнедеятельности является основной задачей экологического благоустройства жилых территорий. Оно является частью экологических программ по оздоровлению городской среды и безусловно является важным этапом в экологизации жилищно-коммунального хозяйства города.

Эксплуатационные организации должны способствовать проведению городской экологической политики на местах путем реализации комплексных мероприятий по стабилизации экологической обстановки и снижения загрязнения среды до установленных нормативов. В пределах жилых территорий основные задачи, определяющие сущность экологического благоустройства, включают в себя:

- обеспечение оптимальных микроклиматических условий;

- охрану атмосферного воздуха от загрязнения;

- защиту жилых территорий от городских шумов;

- санитарную очистку территории.

Обеспечение оптимальных микроклиматических условий в пределах жилой застройки во многом определяется ландшафтно-климатическими характеристиками местности, архитектурно-планировочными решениями жилой застройки и благоустройства территорий.

Наряду с инсоляцией жилых помещений обязательно должна инсолироваться и территория жилой застройки. Нормы и правила обеспечения инсоляции на жилой территории прежде всего касаются мест, непосредственно используемых населением: детских игровых площадок, пешеходных дорожек и аллей, площадок отдыха, хозяйственных площадок и др. Они учтены на стадии разработки проектов застройки, но в процессе эксплуатации за счет дополнительной посадки или напротив вырубки деревьев, переноса площадок, корректировки трасс пешеходных путей нарушаются.

Аэрация жилых территорий обеспечивается не только климатическими факторами, но и определенными приемами их планировки и застройки, озеленения и благоустройства. Все мероприятия по регулированию ветрового режима должны быть направлены на создания благоприятных скоростей ветра в пределах жилой застройки от 0,5 до 5,0 м/с и прежде всего на участках детских дошкольных и школьных учреждений, зон отдыха, в направлении пешеходных коммуникаций. Одним из наиболее эффективных приемов формирования оптимальных ветровых режимов средствами благоустройства является комплекс мероприятий, включающий создание ветрозащитных полос, или наоборот, аэрационных зеленых коридоров для усиления проветривания, создание условий для горизонтального и вертикального проветривания, посредством подбора ассортимента зеленых насаждений, создание искусственных открытых водоемов, обеспечивающих формирование микроциркуляции воздушных масс, снижение доли твердых покрытий и др.

Основными источниками загрязнения воздуха жилых территорий являются промышленные предприятия, отопительные котельные и автомобильный транспорт. Состояние воздушного бассейна территорий, на которых располагается жилая застройка, в значительной мере предопределяется функционально-планировочной организацией территории города, разработанной на стадии генерального плана. Для снижения воздействия предприятий, загрязняющих вредными выбросами атмосферу, создаются санитарно-защитные зоны между селитьбой и промышленными предприятиями, ширина которых определяется санитарными нормами и правилами. Принятые решения по взаимному расположению селитебных и промышленных районов уточняются на стадии проектов детальной планировки и проектов застройки. По требованию эксплуатационных организаций при соответствующем обосновании и поддержке органов санэпиднадзора нормативная ширина санитарно-защитной зоны может быть увеличена при расположении промышленных предприятий с наветренной стороны по отношению к эксплуатируемым жилым территориям.

В целях снижения загрязнения атмосферного воздуха отопительные котельные, работающие на твердом и жидком топливе, необходимо переводить на газ и предусматривать их вынос с жилых территорий в коммунальные районы при проведении реконструкции жилых микрорайонов и кварталов.

Значительную долю (до 87%) загрязнения атмосферного воздуха в пределах жилых территорий вносит автотранспорт. Для защиты населения от воздействия выхлопных газов автомобильного транспорта, передвигающегося на прилегающих к жилым территориям магистралям, можно рекомендовать мероприятия административно-организационного (запрещение или ограничение движения и, в частности, грузового), инженерно-транспортного (организация непрерывного движения) и градостроительного характера (устройство пыле- и газозащитных зеленых полос вдоль напряженных транспортных артерий). Непросматриваемые полосы древесно-кустарниковых насаждений, устойчивых к воздействиям выхлопных газов автомобилей и пыли, существенно (до 10%) снижают уровень загазованности примагистральных территорий.

Следует учитывать, что массовая парковка и хранение автомобилей на придомовых территориях особенно ухудшает состояние приземного (до 2 м) слоя атмосферы, что пагубно сказывается на здоровье детей и престарелых, значительную часть своего времени проводящих возле дома. Основными эколого-ориентированными мероприятиями в этом случае могут стать меры административного характера, запрещающие парковку и предложения по строительству подземных, многоярусных гаражей, позволяющих решить эту проблему.

На зашумленность межмагистральных территорий, в пределах которых располагаются жилые территории, в значительной части оказывают приемы их планировки и застройки. Зонирование застройки по отношению к источнику шума с организацией вдоль транспортной магистрали в первом эшелоне учреждений культурно-бытового, торгового и коммунального назначения, административно-хозяйственных предприятий позволяет снизить уровень шума на 10 — 25 дБА и разместить в пределах зоны акустического комфорта с уровнем шума до 55 дБА значительную часть жилых зданий, детские дошкольные и школьные учреждения. Однако воспользоваться только территориальными разрывами и зонированием для создания оптимального шумового режима на территории застройки невозможно, так как зона дискомфорта примагистральных территорий простирается на сотни метров. В этом случае следует дополнительно использовать размещение специальных шумозащитных полос, позволяющих обеспечить дополнительно снижение уровня шума на 2—5 дБА.

Особенно трудные проблемы по улучшению экологического состояния возникают в районах со сложившейся застройкой, где практически невозможно их решить без комплексной реконструкции кварталов, путем преобразования старой переуплотненной застройки в современные жилые образования, обеспечивающие комфортные условия проживания.

 

Глава 11.

Санитарное содержание мест общего пользования в многоквартирном доме и придомовой территории.

 




©2015 studenchik.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.