Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ФОРМЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ



Все политические организации отличаются недостатком порядка в том его виде, в каком он присутствует в традиционных образованиях. Другими словами, такие организации лучше всего описываются в терминах власти, а не структуры, причем власть эта с традиционной точки зрения представляется совершенно нелегитимной. А потому отсутствуют как доминирующий метод достижения координации, так и превалирующие компоненты организации; невозможно четко определить тип децентрализации. Все определяется неуловимыми движениями неформальной власти, направленными на достижение каких-то индивидуальных целей.

Как возникают организации такого типа? Этим вопросам посвящено сравнительно небольшое число опубликованных работ, поэтому наши соображения излагаются в порядке рабочей гипотезы. Во-первых, выше мы описали некоторые варианты возникновения организационных конфликтов, к примеру, между двумя отделами (например, маркетинговым и производственным) или же между влиятельной внешней группой и влиятельным же администратором внутри организации (одним из собственников предприятия и его директором). Такие конфликты могут быть как внезапными, так и постепенно "вызревающими". В некоторых случаях они постепенно разрешаются, но в случаях, когда интенсивность конфликта возрастает, он распространяется вширь, в результате чего в него в той или иной степени, на той или иной стороне вовлекаются и другие фигуры влияния. Поскольку лишь очень немногие организации способны выдержать интенсивную политическую активность в течение длительного периода, со временем ее накал должен ослабевать (если прежде он не приведет организацию к краху). Но в своей хронической форме конфликт может продолжаться даже тогда, когда он пронизывает собой всю организацию, по крайней мере до тех пор, пока она способна наверстать упущенное (если она находится в некой привилегированной позиции, как в случаях раздираемого конфликтами контролирующего органа, который существует за счет государственного бюджета, или же политизированной корпорации, действующей в составе безопасного для нее картеля).

Итак, можно указать на две пары характеристик конфликта: (1) умеренный или интенсивный (хронический или острый), (2) ограниченный или всеобщий. Третья пара характеристик - длительный или скоротечный - по существу объединяет в себе две первые (острые конфликты, как правило, оказываются одновременно и скоротечными, а умеренные (хронические)-довольно часто носят длительный характер). Анализ различных сочетаний этих измерений позволяет нам выделить четыре основные формы политической организации.

• Конфронтационная (лобовое столкновение) - интенсивный, ограниченный, скоротечный (нестабильный) конфликт.

• Неустойчивый альянс - характеризуется умеренным, ограниченным и, возможно, продолжительным типом конфликта (относительно стабильным).

• Политизированная организация отличается умеренным, всеобщим, возможно, продолжительным конфликтом (относительно стабильным, поскольку он поддерживается привилегированной позицией организации).

• Полная политическая жизнь - характеризуется конфликтом интенсивным, всеобщим и скоротечным (нестабильным). (Нам представляется, что умеренный, ограниченный и скоротечный конфликтно "заслуживает" включения его в раздел политических организаций).

Последняя из этих форм получила название "полной" потому, что лежащий в ее основе конфликт имеет интенсивный всепроникающий характер, когда внешние фигуры влияния находятся в разладе между собой. Они пытаются заключать союзы с некоторыми из членов организации, но при этом постоянно мешают друг другу. Внутренняя деятельность также носит конфликтный характер по причине высокой вовлеченности членов организации в различные политические игры. Распределение организационных и экспертных полномочий, идеология - все подчинено игре политических сил. Это организация, которая политизирована до такой степени, что не может сколько-нибудь устойчиво преследовать ни одну из целей. В лучшем случае она стремится (непоследовательно) к достижению комплекса целей, а в худшем - ее члены отдают все свои силы и энергию диспутам и дебатам, утрачивая способность довести до конца хоть что-нибудь. В сущности, полная политическая жизнь (война всех против всех) является ничуть не более организованной формой, чем обыкновенная "куча-мала". А потому такой тип организации встречается достаточно редко или же по крайней мере оказывается исключительно нестабильным.

В отличие от него другие формы политической организации являются неполными. Первая предполагает смягчение конфликтов и их перевод в умеренную форму, вторая - их сдерживание, а третья - то и другое вместе. А в результате они оказываются гораздо более стабильными, нежели полная форма, а потому и более распространенными, хотя наиболее жизнеспособными являются лишь две из них.

В конфронтационной организации конфликт может быть в достаточной мере интенсивным, однако он ограничен рамками двух вовлеченных сторон. Типичной является ситуация захвата власти, когда, например, сторонний акционер пытается перехватить контроль над закрытой корпоративной системой у ее руководства. Еще один пример - уже упоминавшаяся нами ранее ситуация двух подходов к пониманию задач пенитенциарного учреждения: одна группа воспринимает тюремное заключение как наказание, а другая - как средство реабилитации заключенных.

Неустойчивый союз обычно возникает тогда, когда две или более системы влияния или центра власти находятся в неустойчивом равновесии. В симфоническом оркестре, например, обычно приходится сочетать сильную личную власть дирижера (предпринимательский тип ориентации) с профессиональным опытом и мастерством музыкантов (профессиональная ориентация). Как показал Ф. Феллини в своем великом фильме "Репетиция оркестра", подобный союз, хотя и не лишен неудобств и напряжения (профессионалы никогда не чувствуют себя слишком хорошо перед лицом авторитарной власти), все же является необходимым условием существования такой организации. Обычной в наши дни является ситуация, когда профессиональная организация, действующая в общественном секторе, вынуждена поддерживать отношения с экспертами и государственными чиновниками, причем одна группа подталкивает ее вперед, к профессиональной автономии, а вторая - назад, к технократическому контролю.

И наконец, последняя форма - политизированная организация - характеризуется умеренным уровнем конфликта, который охватывает систему власти в целом. Подобная схема описывает положение, в котором находится большинство современных крупных организаций, и прежде всего оперирующие в общественном секторе. С одной стороны, их полномочия - у всех на виду, а с другой - отличаются противоречивым характером (большинство контрольных органов и коммунальных компаний). Обычно конфликт носит относительно устойчивый характер в силу протекции правительства или монопольного положения организации. Подобная форма все чаще и чаще встречается и в частном секторе среди самых крупных корпораций, которые могут долго "держаться на плаву" благодаря своей экономической мощи и, в некоторых случаях, поддержке государства.




©2015 studenchik.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.