Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Способы организации детей и взрослых на занятии



Особенности организации и проведения совместных физкультурных занятий взрослого с детьми.

Для того чтобы четко определить количество занятий в год, выбрать день недели и время проведения занятий, мы предложили родителям заполнить анкету, которая состояла из следующих вопросов:

1. Хотели бы Вы вместе со своим ребенком стать участником (участницей) совместных с ребенком физкультурных занятий?

· Да, это может быть интересно для меня

· Нет, не считаю нужным посещение таких занятий

· Не имею для этого времени, но, в принципе, не против

· Другое

2. Как часто Вы могли бы посещать практические занятия?

· 1 раз в месяц

· 2 раза в месяц

· Другое

3. В какой день недели Вам наиболее удобно посещать совместные с ребенком физкультурные занятия?

Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница

4. Начинать занятия, по вашему мнению, лучше в:

16.30 ч. 17.00 ч. 17.30 ч.

Накопленный нами опыт в течение двух лет в проведении совместных физкультурных занятий родителей с детьми свидетельствует о том, что эффективнее проводить занятия 5-6 раз в год, в 17.00 ч.

В занятии, как правило, участвует от 6-12 взрослых и столько же детей, одетых в спортивную форму. Важно отметить, что проводит такие занятия инструктор по физической культуре, а в качестве со-ведущего выступает педагог-психолог, который координирует действия родителей и детей.

Психолог ведет наблюдение за поведением родителей и детей, своевременно предотвращает конфликтные ситуации или помогает их разрешить. Благодаря такой организации на занятии в процессе двигательно-игровой деятельности происходит коррекция сложившихся взаимоотношений между родителями и детьми, становится возможным оказание психологической поддержки и помощи семьям.

 

Структура занятий.

Каждое занятие состоит из традиционных трех частей: вводно-подготовительной, основной и заключительной.

Основная цель всех трех частей: помочь родителям и детям ощутить радость от совместной двигательной деятельности, помочь взрослым установить эмоционально-тактильный контакт с детьми, способствовать развитию межличностного общения у ребенка со взрослым.

1) Вводно-подготовительная часть.

Цель: настроить взрослых и детей к предстоящей совместной двигательно-игровой деятельности и подготовить организм к физической нагрузке.

Специфика содержания: самомассаж тела; игровые упражнения, разные виды ходьбы, бега в детско-родительской паре.

2) Основная часть.

Цель: формировать у родителей и детей умение выполнять физические упражнения в детско-родительской паре.

Специфика содержания: общеразвивающие упражнения и основные движения в детско-родительской паре, музыкально-подвижные игры.

3) Заключительная часть.

Цель: восстановить дыхание, способствовать профилактике плоскостопия у детей, раскрепостить взрослых и детей.

Специфика содержания: игровые упражнения, психогимнастические этюды, игры нравственного содержания («Добрые слова», «Добрые пожелания»).

Форма занятий.

Мы стремились сделать каждое занятие интересным и увлекательным. Мы использовали сюжетные, интегрированные и игровые формы совместных физкультурных занятий взрослого с ребенком. Первое занятие мы провели в традиционной форме, поскольку мы преследовали следующую цель – сформировать первое представление у родителей и детей о «гимнастике вдвоем». В основе сюжетных занятий лежит совместное движение детей и взрослых органично сочетаемые с сюжетом – это занятия на темы: «Цирк», «Морское путешествие», «Осенняя ярмарка» и др. Содержание интегрированных занятий позволяет ребенку вместе с родителем преодолевать трудности, решать проблемные ситуации («Туристы в лесу»). В содержание занятия «Спортландия» игровой формы включены игры – эстафеты, подвижные игры.

Способы организации детей и взрослых на занятии.

Эффективность занятия зависит не только от формы и содержания его, но и от рационального способа организации детей и взрослых. Большую часть занятия ребенок выполняет задания вместе с взрослым в паре. Выполняя физические упражнения в детско-родительской паре, каждый взрослый на протяжении всего занятия выступает для собственного ребенка и в роли партнера, и в роли помощника, и в роли тренера.

Взрослый - партнер выполняет физические упражнения с ребенком одновременно в паре (например, общеразвивающие упражнения).

Взрослый - тренер помогает ребенку правильно выполнить упражнение, страхует его, (например, ребенок идет на пятках, заложив руки за голову, а взрослый держит ребенка за локти, тем самым помогает ребенку идти с прямой спиной).

Взрослый - помощник помогает сделать упражнение для ребенка наиболее интересным, (например, взрослый, наклоняясь вперед, касается руками пола, ребенок под ним проползает на четвереньках).

Во вводной части дети и родители строятся в колонну парами. В основной части занятия использовались фронтальный, групповой и поточный способы организации детско-родительских пар.

При фронтальной организации все пары выполняют упражнения одновременно, например, бросание и ловля мяча в детско-родительской паре, «совместная ходьба» - ребенок становится спиной к взрослому и ставит свои стопы на стопы родителя, а взрослый прижимает к себе ребенка, и они идут вместе.

При групповом способе из детско-родительских пар образовываются подгруппы. Каждая подгруппа выполняет определенное задание, а затем меняется местами с другой подгруппой. Например, на занятии по теме «Цирк» детско-родительские пары были разбиты на 4 группы; «жонглеры» (ребенок и взрослый бросают мяч друг другу через натянутую веревку), «канатоходцы» (ребенок идет приставным шагом по скрученной веревке, а взрослый страхует его), «дрессировщик тигров» (ребенок ползет на четвереньках, взрослый стимулирует его), «акробаты» (ребенок выполняет элементарные акробатические упражнения, а взрослый помогает ему).

При поточном способе организации детско-родительские пары двигаются друг за другом, выполняя определенные движения. Эффективнее использовать круговую тренировку. Для выполнения движения на каждой станции используются приемы имитации, подражания, решения проблемных задач. Количество «станций» на занятии от 5 до 7. Так, на занятии по теме «Морское путешествие» детско-родительские пары выполняют задания круговой тренировки: ходьба по гимнастической скамейке с перешагиванием предметов, удерживая равновесие («не наступи на острые камни»), забрасывание мяча в корзину («собери морские ракушки»), подтягивание тела на руках на гимнастической скамейке («переправа через овраг»), прыжки из обруча в обруч с продвижением вперед («не замочи ноги»), подлезание под дуги («не задень ветви деревьев»).

Психофизические средства,используемые на занятиях:

· гимнастика вдвоем;

· проблемные ситуации и творческие задания;

· подвижные игры и игровые упражнения;

· игровой самомассаж и массаж;

· логоритмические упражнения;

· музыкально-ритмические упражнения;

· психогимнастические этюды и релаксационные упражнения.

«Гимнастика вдвоем» - это физические упражнения, которые выполняются в детско-родительской паре. В занятия включены совместные строевые упражнения, общеразвивающие упражнения, основные движения взрослого с ребенком. Мы использовали упражнения для детско-родительской пары, описанные М.Н. Поповой в методическом пособии «Навстречу друг другу» (2), а также разрабатывали сами.

Примерное содержание занятий

Совместные основные движения взрослого с ребенком.

- Ходьба обычная, на носках, с носка, на наружных сторонах стоп, широким шагом в паре взявшись за руки. Ребенок идет на носках, взрослый за ним и держит его за вытянутые руки, ребенок идет на пятках руки за головой, взрослый идет за ребенком и разводит ему локти. Ходьба по кругу, по диагонали зала, змейкой парами, врассыпную.

- Упражнения в равновесии. Ходьба по гимнастической скамейке взявшись за руки приставными шагами; ребенок идет по гимнастической скамейке с носка с гимнастической палкой в руках; перешагивая набивные мячи, а взрослый его страхует. Перешагивание веревки, натянутой на высоте 25 см.

- Бег обычный, на носках, с высоким подниманием колена в колонне по двое (взрослый и ребенок). Бег по кругу, по диагонали зала, змейкой парами, врассыпную.

- Ползание и лазанье. Ползание осуществляет ребенок, а взрослый, выступая роли «помощника», создает интерес к движению. Взрослый наклоняется вперед или становится на четвереньки или идет широким шагом, а ребенок проползает на четвереньках. Ребенок пролезает в обруч, лазает по гимнастической стенке, а взрослый, выступая в роли «тренера», страхует его.

- Прыжки с продвижением вперед в паре. Прыжки, стоя лицом друг к другу и взявшись за руки; взрослый сидит на полу, ноги вместе, ребенок стоит, ноги врозь, взявшись за руки взрослого. Взрослый разводит ноги, ребенок выполняет прыжок - ноги врозь, взрослый соединяет ноги, ребенок выполняет прыжок – ноги вместе. Ребенок прыгает с высоты 30см в обозначенное место, через короткую скакалку.

- Бросание, ловля, метание. Бросание мяча друг другу разными способами (от груди, из-за головы, снизу), прокатывание мяча друг другу. Метание мячей на дальность с расстояния 3-4 м.

Совместные строевые упражнения взрослого с ребенком – построение детско-родительских пар в колонну, круг.

Общеразвивающие упражнения подбираются для выполнения в детско-родительской паре без предметов, с предметами (мяч, обруч, гимнастическая палка), на физкультурном оборудовании (гимнастическая скамейка), из разных исходных положений: стоя (лицом друг другу; спиной друг к другу), стоя на коленях (лицом друг другу; спиной друг к другу; ребенок спиной к взрослому), лежа на спине (головой друг к другу; ногами друг к другу), лежа на животе (головой друг к другу). Количество упражнений 6-7 , дозировка - 3-4 раза.

Упражнения для кистей рук, развития и укрепления мышц плечевого пояса.

- Упражнения для кистей рук сопровождающиеся стихами и речитативами (3, 4, 5, 6). Игровые упражнения для пальцев рук включаются в основную часть каждого занятия перед выполнением ОРУ как с предметами (мяч, палка, обруч), так и без них («Елка», «Корзина» и др.).

- Стоя лицом друг к другу, взявшись за руки - поднимание рук вперед, в стороны, вверх, поднимание рук через стороны вверх; взявшись руками за палку, обруч, мяч поднимание предмета вверх.

Упражнения для развития и укрепления мышц спины и гибкости позвоночника.

- Повороты в стороны (стоя на коленях, ребенок распложен спиной к родителю, ноги расположены между ног родителя, у ребенка руки на поясе, взрослый поддерживает их; ребенок, сидя спиной к взрослому на гимнастической скамейке, руки разводит в стороны, взрослый держит руки ребенка; стоя на коленях, спиной друг к другу, поворот с передачей мяча и др.).

- Наклоны вперед (сидя на полу, ноги в стороны, ребенок – спиной к взрослому; сидят на полу, друг напротив друга, держась за гимнастическую палку, взрослый наклоняется вперед, ребенок назад и др.).

- Наклоны в стороны (стоя друг напротив друга, взявшись за руки; стоя на коленях друг напротив друга, держась за гимнастическую палку и др.).

- Одновременно поднимать, опускать ноги, лежа на спине, головой друг к другу (держась руками за гимнастическую палку, обруч).

Упражнения для развития и укрепления мышц брюшного пресса и ног.

- Одновременно подниматься на носки.

- Приседания (одновременное, стоя лицом друг к другу, спиной друг к другу, взявшись за руки; боком друг к другу – обнявшись; поочередно приседание, стоя лицом друг к другу – ребенок приседает, взрослый стоит, затем взрослый приседает, ребенок стоит и др.).

- Поочередно поднимать, опускать то одну, то другую ногу из исходных положений сидя (ребенок спиной к взрослому), лежа на животе друг напротив друга руками держась за гимнастическую палку.

- Ходьба по канату в паре, опираясь носками о пол, пятками о канат.

- Перекладывание предметов (маленьких игрушек), прокатывание массажных мячей, складывание платочка.




©2015 studenchik.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.