Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Употребление деепричастных оборотов



Деепричастный оборот, как и причастный оборот, обычно используется в книжной речи и почти не употребляется в письменной речи. Вспомним знаменитую строчку из «Жалобной книги» А.П. Чехова: «Подъезжая к сией станции и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа» – такую запись оставляет чиновник Ярмонкин в станционной жалобной книге. При такой структуре предложения получается, что в поезде ехала и любовалась природой шляпа. И, конечно, Чехов совершенно не случайно приписал это нелепое высказывание недалекому по уровню развития провинциальному чиновнику. Подобный алогизм высказывания встречается и в наши дни.

Чаще всего в письменных текстах нарушается основное требование использования деепричастий. Оно заключается в том, чтобы деепричастие и глагол, к которому оно относится, обозначали действия одного лица. Нарушение этого правила приводит к абсурдности высказывания. Вот всего несколько примеров из газет: «Объединив все наши усилия, к нам вернется уверенность в успехе», «Говоря о просчетах в подготовке предвыборной кампании, нужно выделить ряд причин объективного характера», «Однажды одевшись в «Рибок», вам не захочется покупать спортивную одежду других фирм», «Записываясь на прием в городскую администрацию, гражданам выдаются пропуска», «просмотрев фильм, меня, как живые, окружили его герои».

А вот строки из сочинений и изложений школьников: «Стоя на крыльце, мимо меня проехали сани», «Вернувшись домой, пошел дождь», «Не успев проехать и версты, начался буран», «Проезжая к дому, залаяли собаки», «Насыпав попу в тесто махорки, Павку выгнали из школы». Таких примеров множество. А как уменьшить их число? Требуется лишь большее внимание к этой норме, более требовательное отношение к тому, как говоришь. К основнымпринципам употребления деепричастных оборотов относятся следующие:

1. При использовании деепричастных оборотов следует помнить, что называемое ими действие обозначает действие подлежащего. Например: Проезжая березовую рощу, я вспомнил родную деревню (я проезжал, и я вспомнил).

2. Возможно употребление деепричастного оборота в безличном предложении при инфинитиве. В таких предложениях нет ни грамматического, ни логического подлежащего. Например: Редактируя рукопись, нужно учитывать авторский стиль.

3. Деепричастный оборот не употребляется в следующих случаях:

А) если действие, выраженное сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, относится к разным лицам. Нельзя сказать: Проезжая березовую рощу, у меня закружилась голова (правильно – Когда я проезжал березовую рощу, …);

Б) если в безличном предложении имеется логическое подлежащее, выраженное косвенным падежом, и нет инфинитива (Проезжая мимо березовой рощи, мне стало грустно – Когда я проезжал мимо березовой рощи, …);

В) если предложение представляет собой пассивную конструкцию. В этом случае субъект действия пассивной конструкции не совпадает с субъектом действия, обозначенного деепричастием (Убежав из дома, мальчик был найден родителями – Убежавший из дома мальчик …).

 

Несомненным достоинством деепричастного оборота является его краткость и лаконичность. Сравним два предложения: После того как я выполнил домашнее задание, я пошел гулять с друзьями. – Выполнив домашнее задание, я пошел гулять с друзьями. Нетрудно заметить, что второе предложение, более сжатое в своем словарном составе, звучит энергичнее, чем первое.

Деепричастия и деепричастные обороты обладают большой выразительностью, благодаря чему они широко используются в языке художественной литературы. Например: Туманы, клубясь и извиваясь, сползли туда по морщинам соседних скал (М.Ю. Лермонтов); Временами по реке пробегала от ветра легкая рябь, сверкая на солнце (В.Г. Короленко).

 

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ:

1. Выберите форму, соответствующую литературной норме.

Машет – махает, пашет – пахает, полощет – полоскает, рыщет – рыскает, хнычет – хныкает, щиплет – щипает, мурлычет – мурлыкает, мучит – мучает, каплет – капает.

 

2. Укажите случаи неправильного или стилистически неоправданного употребления форм времени и наклонения глагола, исправьте предложения.

1. Наверху целый день движут мебель. 2. Прочитайте текст и выправите ошибки. 3. За последний год спортсмены достигнули больших успехов. 4. Бунин, как и все русские писатели, переживал за свой народ и очень остро ощущает драматичность жизни. 5. Ученые двигают науку вперед. 6. В это время рыба метает икру.

 

3. Исправьте предложения, в которых допущены ошибки в управлении слов.

1.По прошествии нескольких суток поиск пропавших был прекращён. 2. По получению письма срочно напишите ответ. 3. По выходу на работу он сдал больничный лист в бухгалтерию. 4. Были выслушаны предложения по выходу из кризиса. 5. По приходу в лабораторию распишитесь в журнале.

4. Составьте словосочетания с глаголами и существительными, близкими по значению, по данным моделям:

Основываться (на чём-либо), опираться (на что-либо), оплатить (что-либо), платить (за что-либо); превосходство (над чем-либо), преимущество (перед чем-либо), обращать внимание (на что-нибудь), уделять внимание (чему-нибудь), руководить (чем-нибудь), возглавить (что-нибудь); упрекать (в чём-либо), порицать (за что-нибудь), желание (чего), стремление (к чему), потребность (в чём-нибудь), спрос (на что); тормозить (что-нибудь), препятствовать (чему-нибудь).

 

5. Исправьте, где нужно, ошибки в построении словосочетаний и предложений.

1. Благодаря тому, что не хватает времени думать о воспитании, растёт преступность. 2. В дискуссии участвовали много учёных. 3. Пенсионерам трудно оплатить квартиру. 4. Многие люди сейчас нуждаются – разве в этом мы не можем согласиться. 5. Оратор отметил о том, что требуется много средств для выполнения намеченного плана. 6. Все приведённые факты говорят за то, что мирные переговоры завершатся успешно.

 

6. Исправьте ошибки в употреблении деепричастных оборотов.

1. Объяснение этих явлений может быть найдено, взяв в качестве иллюстрации последние события. 2. Таким образом, рассмотрев функциональные характеристики структур муниципалитета, предлагается следующее. 3. Глядя на то, что происходит сегодня, у меня руки развязаны. 4. Торговый зал был очищен от людей, опасаясь, что рухнет потолок. 5. Поднимая цены на машины, топливо, это прямо отражается на себестоимости сельскохозяйственной продукции. 6. Прочитав вторично рукопись, мне думается, она нуждается в серьёзной доработке. 7. Применяя ту или иную форму организации труда, в каждом отдельном случае учитываются местные особенности. 8. Выяснив, что объём производства уменьшился, возникает вопрос о причине этого. 9. Придавая большое значение методологии исследования, был выполнен ряд экспериментов. 10. Изучая процесс разгосударствления, обнаруживается определённая закономерность.

 




©2015 studenchik.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.